Лекция 20. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ
Освобождение завершает весь процесс отбывания наказания, позволяет подвести итог исправительного воздействия на осужденного. Оно связано с прекращением отбывания наказания, отменой всех правоограничений, устранением правовых последствий осуждения, кроме судимости.
Освобождение от отбывания наказания регламентируется гл. 12 и 13 УК РФ и гл. 21 и 22 УИК РФ. Кроме того, смысл указанных норм разъясняется Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 21.04.2009 № 8 "О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания".
Виды освобождения от отбывания наказания
В ст. 172 УИК РФ предусмотрены различные виды (основания) освобождения от отбывания наказания. Их можно разделить на следующие группы: по отбытии срока, назначенного приговором суда; досрочное; освобождение вследствие реабилитации. Особое место занимает освобождение вследствие издания уголовного закона, исключающего наказуемость деяния или смягчающего уголовную ответственность.
Отбытие назначенного судом срока наказания - самый распространенный вид освобождения. Его разновидностью можно считать освобождение вследствие изменения приговора с заменой наказания условным осуждением либо другим видом наказания (например, вместо лишения свободы - исправительные работы) или снижением наказания до пределов отбытого. Если фактически отбытый срок превышает назначенный после изменения приговора, то лицо имеет право на частичную компенсацию ущерба (возмещение заработка за излишне проведенное под стражей время и т.д.).
В ряде случаев, предусмотренных законом, допускается досрочное освобождение осужденного. Это возможно тогда, когда достигнуты цели наказания либо в силу каких-то вновь возникших обстоятельств лицо перестало быть общественно опасным.
Законом установлены следующие виды досрочного освобождения:
- условно-досрочное;
- замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания;
- в силу акта амнистии;
- ввиду помилования;
- в связи с состоянием здоровья;
- в связи с отсрочкой отбывания наказания.
Чаще других видов досрочного освобождения применяется условно-досрочное (ст. 79 УК РФ). Оно может касаться отбывающих наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части или лишения свободы. Для применения условно-досрочного освобождения необходимо наличие двух оснований - материального и формального.
Материальное основание отражает степень исправления осужденного. Закон считает возможным применение условно-досрочного освобождения, если судом будет признано, что для своего исправления лицо не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания. Формальное основание - отбытие определенной части срока, размер которой зависит от категории (т.е. от степени тяжести) преступления, за которое лицо отбывает наказание. К отбывающим наказание за преступление небольшой или средней тяжести условно-досрочное освобождение может быть применено не ранее отбытия одной трети назначенного судом срока, за тяжкое преступление - половины, за особо тяжкое - двух третей. Не менее двух третей срока наказания должно отбыть также лицо, которое ранее освобождалось условно-досрочно, но в течение неотбытой части срока совершило новое преступление либо иное нарушение, которое послужило основанием отмены условно-досрочного освобождения и исполнения оставшейся неотбытой части срока наказания. Федеральным законом от 27.07.2009 № 215-ФЗ
"О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" были ужесточены формальные условия условно-досрочного освобождения до отбытия не менее трех четвертей назначенного срока наказания лицам, совершившим преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а затем и осужденным за преступления, предусмотренные ст. 205, 205.1, 205.2 и 210 УК РФ.
Если лицо осуждено по совокупности преступлений различной категории тяжести либо по совокупности приговоров, то при решении вопроса об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания или замене неотбытой части наказания более мягким видом суды исходят из окончательного срока наказания, назначенного по совокупности.
Независимо от категории преступления и назначенного срока наказания фактически отбытый срок не может быть менее шести месяцев. Закон считает это минимальным сроком, который необходим для изучения личности осужденного и решения вопроса о том, нуждается ли он для своего исправления I! полном отбытии наказания или может быть освобожден условно-досрочно.
Специальное правило установлено для условно-досрочного освобождения лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы. Материальное основание их освобождения такое же, как для других осужденных. Однако администрация исправительного учреждения и суд должны быть уверены в исправлении осужденного. С учетом его особой общественной опасности условно-досрочное освобождение от дальнейшего отбывания пожизненного лишения свободы применяется после отбытия не менее 25 лет лишения свободы. Кроме того, у лица не должно быть злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания в течение предшествующих трех лет. При этом запрещено условно-досрочное освобождение тех, кто во время отбывания пожизненного лишения свободы совершил новое тяжкое или особо тяжкое преступление. Это ограничение имеет превентивное значение: совершивший новое тяжкое или особо тяжкое преступление закрывает себе путь когда бы то пи было выйти па свободу.
Условно-досрочное освобождение касается основного наказания, которое отбывает осужденный. Но наряду с этим лицо может быть полностью или частично освобождено и от отбывания дополнительного вида наказания.
Контроль за поведением лица, условно-досрочно освобожденного от наказания, возложен на специальный государственный орган, который фактически еще не создан (поэтому па практике контроль осуществляют участковые уполномоченные полиции). Контроль в отношении военнослужащих должно осуществлять командование воинской части, в которую военнослужащий направлен для прохождения военной службы после освобождения. Такой копт-роль тем более важен, что суд при применении условно-досрочного освобождения может возложить на осужденного определенные обязанности, которые должны им исполняться в течение оставшейся неотбытой части срока наказания. Эти обязанности должны способствовать исправлению осужденного. Примерный перечень таких обязанностей дается в законе: уведомлять соответствующий орган об изменении постоянного места жительства, работы, учебы; не посещать определенные места города; пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания; осуществлять материальную поддержку семьи и т.д. Вместе с тем суд может возложить на осужденного и другие обязанности.
Рассматриваемый вид освобождения потому и является условно-досрочным, что лицу при освобождении ставятся определенные условия, нарушение которых может повлечь отмену освобождения и направление лица для отбывания неотбытой части наказания.
Если освобожденный в течение неотбытого срока совершил нарушение общественного порядка, за которое на него наложено административное наказание, суд по представлению государственного органа, осуществляющего контроль за поведением условно-досрочно освобожденного, может постановить об отмене условно-досрочного освобождения и об исполнении неотбытой части наказания. Такие же последствия может вызвать злостное уклонение лица от исполнения обязанностей, возложенных на него судом при применении условно-досрочного освобождения.
При совершении освобожденным в тот же период преступления по неосторожности вопрос об отмене условно-досрочного освобождения решается судом. Если суд придет к выводу о необходимости отмены условно-досрочного освобождения, наказание назначается по правилам, предусмотренным для совокупности приговоров (ст. 70 УК РФ).
Совершение нового умышленного преступления во всех случаях влечет отмену условно-досрочного освобождения и назначение наказания по совокупности приговоров.
Несколько иные, льготные, правила установлены для условно-досрочного освобождения несовершеннолетних. По делам об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания или замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания в отношении несовершеннолетнего осужденного суды учитывают также его отношение к учебе, связи с родственниками в период отбывания наказания и другие обстоятельства, которые могут свидетельствовать об исправлении осужденного.
Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. 80 УК РФ) заключается в освобождении осужденного от наказания, назначенного судом, с одновременным назначением вместо неотбытой части другого, более мягкого наказания. Рассматриваемый институт применим к лицам, отбывающим наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части или лишения свободы. Одновременно лицо может быть полностью или частично освобождено от отбывания дополнительного вида наказания.
Закон не формулирует материального основания, но говорит, что замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания применяется с учетом поведения лица в период отбывания наказания. Это означает, что данный институт может применяться только к положительно характеризующимся осужденным. Формальное основание зависит от категории преступления, за которое осужденный отбывает наказание. Если лицо осуждено за преступление небольшой или средней тяжести оно должно отбыть не менее одной трети назначенного судом наказания. Если это преступление тяжкое - не менее половины, особо тяжкое - не менее двух третей преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а также преступление, предусмотренное ст. 210 УК РФ, - не менее трех четвертей срока наказания. При этом закон не устанавливает какого-либо заранее определенного минимального срока, в течение которого должна быть изучена личность осужденного для решения вопроса о том, может ли быть данному лицу неотбытая часть наказания заменена более мягким.
Закон говорит, что при замене суд может избрать любой более мягкий вид наказания в соответствии с видами наказаний, указанными в ст. 44 УК РФ, т.е. в системе наказаний. Эту норму, однако, не следует понимать буквально.
Прежде всего повое наказание, назначенное вместо лишения свободы, может быть только основным. Дополнительное наказание вместо основного назначаться не может. Заменяющим наказанием не может быть и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, так как оно назначается в специфических случаях, когда с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Освобождаемому не могут быть назначены и воинские наказания - ограничение по военной службе и ОГЛАВЛЕНИЕ в дисциплинарной воинской части, так как после освобождения из мест лишения свободы лицо не может быть военнослужащим. Исходя из того, что применение рассматриваемого института не должно ни в каком отношении ухудшать положение освобождаемого, на наш взгляд, невозможно назначение в качестве заменяющего такого наказания, как арест, ибо условия его отбывания являются значительно более строгими, чем в исправительных колониях.
В этой связи следует признать, что при замене наказания более мягким взамен лишения свободы могут быть назначены штраф, обязательные работы, исправительные работы и ограничение свободы. Срок заменяющего наказания не может быть больше неотбытого срока лишения свободы.
Но Конституции РФ акт амнистии издается в виде постановления Государственной Думы. Обычно постановления об амнистии приурочиваются к тем или иным знаменательным событиям в жизни государства. Амнистия касается индивидуально не определенного круга лиц. В постановлении об амнистии устанавливаются категории лиц, к которым она применяется, и указывается, какие виды смягчения участи осужденных или обвиняемых касаются тех или иных категорий. Полное освобождение от наказания применяется чаще всего к лицам, совершившим менее опасные преступления и имеющим заслуги перед государством (участники войны, лица, награжденные орденами) либо к инвалидам I и II групп, женщинам, имеющим малолетних детей. Другим осужденным в большей или меньшей мере сокращается срок наказания. В каждой амнистии содержится перечень категорий осужденных, на которых она не распространяется. Обычно это лица, судимые неоднократно, совершившие наиболее опасные преступления, те, кто уже освобождался по амнистии, но после этого вновь совершил преступление, а также злостные нарушители режима отбывания наказания.
Порядок и процедура применения амнистии определяется в отдельном постановлении, в соответствии с которым для решения вопроса о возможности применения амнистии к конкретным осужденным создаются комиссии, которые изучают личное дело осужденного и заслушивают его самого, после чего принимают решение.
Помилование (ст. 85 УК РФ) осуществляется указом Президента РФ по ходатайству самого осужденного или его родственников. Ходатайство о помиловании может возбудить и администрация колонии. Ходатайство с приложенными к нему официальными документами направляется в комиссию по помилованию того субъекта РФ, где отбывает наказание или проживает осужденный. Рассмотрев ходатайство (при необходимости могут быть запрошены дополнительные документы), комиссия высказывает свое мнение и направляет все производство президенту республики в составе РФ, губернатору либо главе администрации области, края. Он также высказывает свое мнение и направляет все материалы в Управление Президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан1, которое осуществляет организационное обеспечение реализации Президентом РФ его конституционных полномочий по осуществлению помилования и конституционного права осужденного за преступление просить о помиловании. Однако все эти мнения являются рекомендательными. Окончательное решение принимает Президент РФ. Как правило, рассматриваются ходатайства о помиловании лиц, отбывших более половины назначенного срока.
В результате помилования или амнистии осужденному может быть сокращен срок наказания либо оно заменяется более мягким видом наказания; возможно и полное освобождение от наказания, снятие судимости. Амнистия, кроме того, может освободить виновного от уголовной ответственности или от дополнительного вида наказания. В случае сокращения срока наказания перевод в колонию-поселение, условно-досрочное освобождение и замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания применяются, исходя из уменьшенного срока наказания.
Освобождение от наказания в связи с болезнью регламентируется ст. 81 УК РФ, предусматривающей различные случаи освобождения от наказания в связи с болезнью. Один из таких случаев - освобождение от наказания лица, у которого наступило психическое расстройство, если это произошло после совершения преступления. Для освобождения от наказания в связи с психическим расстройством необходимо наличие двух видов критериев: медицинского и юридического.
Медицинский критерий выражается в наступлении психического расстройства. Наличие такого расстройства определяет врачебная комиссия, которая руководствуется постановлением Правительства РФ от 06.02.2004 № 54 "О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью". В названном постановлении содержится также перечень заболеваний, дающих основание для освобождения осужденного по болезни.
Юридический критерий включает интеллектуальный и волевой признаки. Первый выражается в том, что лицо лишено возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия), т.е. лицо не понимает фактическую сторону содеянного, его социальный смысл, оно не может оценивать опасность этих действий для общества и того вреда, который может наступить вследствие их совершения.
Волевой признак отражает неспособность лица руководить своими действиями. Чаще всего расстройство интеллекта сочетается с расстройством воли. Однако нельзя исключить ситуацию, когда лицо понимает фактическую сторону своих действий, но вследствие расстройства воли не может удержать себя от совершения общественно-опасных действий. Для постановки вопроса об освобождении лица от отбывания наказания обязательно наличие хотя бы одного из названных признаков юридического критерия в сочетании с медицинским критерием.
При освобождении лица от наказания в связи с психическим расстройством могут быть назначены принудительные меры медицинского характера. Это необходимо в том случае, если психическое расстройство связано с возможностью причинения этим лицом вреда либо с опасностью этих лиц для себя или для окружающих. В зависимости от состояния лица в соответствии с медицинским заключением ему назначается амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра либо принудительное лечение в психиатрических стационарах общего типа, специализированного типа или специализированного типа с интенсивным наблюдением.
Если освобождаемый не опасен по своему психическому состоянию, органы здравоохранения по представлению суда могут решить вопрос о продолжении его лечения амбулаторно или стационарно либо о направлении его в психоневрологическое учреждение социального обеспечения.
Освобождение от наказания лица, заболевшего психическим расстройством, не зависит от характера совершенного преступления, вида наказания, назначенного и отбытого срока, поведения во время отбывания наказания и других обстоятельств. Учитывается лишь состояние его здоровья.
Если лицо заболело после совершения преступления иной тяжелой болезнью, не связанной с психическим расстройством (ч. 2 ст. 81 УК РФ), суд учитывает как характер заболевания (но оно обязательно должно быть предусмотрено в вышеуказанном Перечне заболеваний), так и иные обстоятельства, которые касаются личности осужденного, совершенных им преступлений, поведения лица во время отбывания наказания, продолжительности отбытого и неотбытого срока наказания. Учитывается степень исправления, выраженность заболевания, физические возможности лица совершить новое преступление и др. Если болезнь осужденного наступила в результате его умышленных действий (например, членовредительства) с целью последующего освобождения, он не подлежит освобождению от отбывания наказания по основаниям, предусмотренным ст. 81 УК РФ.
Наличие заболевания, предусмотренного указанным Перечнем, не обязывает суд освободить осужденного. Это является лишь правом суда. Вопрос решается на основе учета всех названных выше обстоятельств в совокупности.
Имеет особенности освобождение от наказания в связи с заболеванием военнослужащего, отбывающего наказания в виде ограничения по военной службе, содержания в дисциплинарной воинской части, ареста. Как известно, военнослужащий в случае заболевания, делающего его негодным к военной службе, подлежит увольнению из армии. Поэтому он не может отбывать наказание, которое связано с продолжением службы в армии, и должен быть освобожден от отбывания такого наказания. Закон допускает в таких случаях как полное освобождение, так и замену неотбытой части наказания более мягким его видом. Если военнослужащий положительно зарекомендовал себя в период отбывания наказания, то, как правило, к нему должно применяться досрочное освобождение, а к тем, кто характеризовался отрицательно, - замена наказания более мягким.
Лица, освобождаемые от наказания в связи с психическим расстройством или иной тяжкой болезнью, в случае их выздоровления могут подлежать уголовной ответственности и наказанию, если к моменту выздоровления еще не истекли срок наказания и сроки давности, предусмотренные ст. 78 или 83 УК РФ. Если они подвергались принудительному лечению в психиатрическом стационаре, то это время засчитывается и срок- отбывания наказания из расчета один день пребывания в психиатрическом стационаре за один день лишения свободы.
Отсрочка отбывания наказания является видом досрочного освобождения осужденного от реального отбывания наказания до достижения его ребенком 14-летнего возраста. Федеральный закон от 21.02.2010 № 16-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" изменил юридическую природу и механизм реализации данного вида освобождения от наказания. Если ранее отсрочка отбывания наказания предоставлялась осужденным беременной женщине либо женщине, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет, то новый институт распространяется и на мужчин, имеющих ребенка в возрасте до 14 лет и являющихся единственным родителем. Исключением являются осужденные к лишению свободы на срок свыше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности.
Рассматриваемый институт введен в первую очередь в интересах ребенка. Осужденному предоставляется возможность воспитывать его в семье в максимально благоприятных условиях.
В соответствии со ст. 177 УИК РФ с ходатайством об отсрочке отбывания наказания в суд вправе обратиться осужденный, его адвокат, законный представитель, а также администрация исправительного учреждения - с соответствующим представлением. Ходатайство об отсрочке отбывания наказания осужденный подает через администрацию исправительного учреждения, исполняющего наказание.
В случае положительного судебного решения администрация исправительного учреждения, получив определение суда об отсрочке отбывания наказания в отношении осужденного, освобождает его. При этом у осужденного берется подписка о явке в уголовно-исполнительную инспекцию но месту его жительства в трехдневный срок со дня прибытия. Также в день освобождения в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства осужденного направляется копия определения суда об отсрочке отбывания наказания с указанием даты освобождения.
К месту жительства осужденный следует самостоятельно за счет средств федерального бюджета.
Уголовно-исполнительная инспекция ставит осужденного на учет и в дальнейшем осуществляет контроль за его поведением. После явки осужденного уголовно-исполнительная инспекция в течение трех суток обязана направить подтверждение в исправительное учреждение по месту освобождения осужденного. В случае неприбытия осужденного в двухнедельный срок со дня его освобождения уголовно-исполнительная инспекция осуществляет первоначальные розыскные мероприятия, а в случае недостижения результатов объявляет розыск осужденного.
Согласно ст. 178 УИК РФ, если во время отсрочки отбывания наказания осужденный уклоняется от воспитания ребенка и ухода за ним, уголовно-исполнительная инспекция объявляет предупреждение. Если осужденный отказался от ребенка или продолжает после объявленного предупреждения уклоняться от воспитания ребенка и ухода за ним, уголовно-исполнительная инспекция по месту его жительства вносит в суд представление об отмене отсрочки отбывания наказания и о направлении осужденною для отбывания наказания, назначенного приговором суда. К представлению прилагается копия определения суда об отсрочке отбывания наказания.
В случае соблюдения осужденным условий отсрочки отбывания наказания и его исправления уголовно-исполнительная инспекция вносит в суд представление о сокращении срока отсрочки отбывания наказания и об освобождении осужденного от отбывания наказания оставшейся части наказания со снятием судимости. При этом указанное представление не может быть внесено ранее истечения срока, равного сроку наказания, отбывание которого было отсрочено.
По достижении ребенком 14-летнего возраста или в случае смерти ребенка уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, поведения осужденного, его отношения к воспитанию ребенка, отбытого и неотбытого сроков наказания направляет в суд представление об освобождении осужденного от отбывания наказания или оставшейся части наказания либо о замене оставшейся неотбытой части наказания более мягким видом наказания.
При совершении в период отсрочки нового преступления наказание назначается по совокупности приговоров по правилам, предусмотренным ст. 70 УК РФ.
Третья группа оснований досрочного освобождения включает отмену приговора с прекращением уголовного дела. Здесь речь идет о реабилитации осужденного. Такое лицо подлежит немедленному освобождению с восстановлением его во всех правах. Начальник учреждения или органа, исполняющего наказание, разъясняет ему порядок возмещения имущественного и морального вреда в процессе реабилитации, установленной нормами гл. 18 УПК РФ, а также восстановления имущественных, трудовых, жилищных и иных утраченных за время отбывания наказания прав. В документе об освобождении указанному осужденному приносятся официальные извинения от имени государства.
Освобождаемому должны быть разъяснены положения ст. 1070 ГК РФ о том, что вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения в виде заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещается за счет казны РФ, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта РФ или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
Если речь идет о лице, пострадавшем в результате политических репрессий, ему должны быть разъяснены положения Закона РФ от 18.10.1991 № 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий".
Освобождение от наказания возможно и вследствие издания уголовного закона, имеющего обратную силу (ч. 2 ст. 10 УК РФ).
По общему правилу уголовный закон, исключающий наказуемость деяния или смягчающий уголовную ответственность, имеет обратную силу. Поэтому при исключении из УК РФ какого-либо состава преступления с декриминализацией деяния все лица, осужденные по соответствующей статье, подлежат освобождению по определению (постановлению) суда. При рассмотрении таких дел суд не должен подвергать сомнению правильность предыдущего приговора. Он исходит из его обоснованности, хотя при явном нарушении закона и может направить представление об отмене приговора в порядке надзора, причем, если прошло более года с момента вступления приговора в законную силу - при условии, что это не связано с ухудшением положения осужденного (ст. 405 УПК РФ).
Введение в действие УК РФ поставило вопрос о приведении наказаний, назначенных отбывающим наказание осужденным, в соответствие с новыми санкциями. Федеральный закон "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" предусмотрел освобождение от наказания лиц, осужденных до 1 января 1997 г. по Уголовному кодексу РСФСР 1960 г. за деяния, которые согласно УК РФ не признаются преступлениями, т.е. декриминализируются.
Следует иметь в виду, что изменения в законе не всегда позволяют с бесспорностью судить о том, декриминализируется ли соответствующее деяние при исключении той или иной статьи из кодекса. Например, в 1993 г. из ст. 125 Уголовного кодекса РСФСР 1960 г. была исключена ответственность за похищение ребенка. Однако одновременно с этим в Кодекс была введена ст. 125.1 "Похищение человека" со значительно более суровой санкцией. Поэтому говорить о декриминализации похищения ребенка не приходилось. Аналогичная ситуация возникла после декабря 2003 г., когда из УК РФ была исключена ст. 152 "Торговля несовершеннолетними" и введена ст. 127.1 "Торговля людьми", где торговля несовершеннолетними стала квалифицирующим признаком.
Второй вопрос, который возник при введении в действие УК РФ, касался случаев, когда наказание, назначенное в соответствии с Уголовным кодексом РСФСР 1960 г. осужденному, еще не отбывшему его полностью, было более строгим, чем предусмотренное в соответствующей статье нового кодекса. В таких случаях суд должен определить, какое наказание должен отбывать осужденный, и если он отбыл вновь определенный срок, он подлежит освобождению.
Возможны и другие случаи, когда вновь введенный закон улучшает положение осужденного. Например, если новый закон распространяет возможность условно-досрочного освобождения на всех осужденных, то это будет касаться и тех, кто ранее не мог рассчитывать на этот вид досрочного освобождения.
Освобождение от наказания лиц, отбывающих его, сокращение назначенного срока и иное улучшение их положения производится по их ходатайству судьей - в порядке, предусмотренном п. 13 ст. 397 и ст. 399 УПК РФ.