Правовое регулирование охраны лесов
Лесное законодательство, регулируя использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, исходит из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе. Поэтому лес – это совокупность лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение.
Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий (например, городские леса – на землях населенных пунктов). Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Так, в ходе проведения градостроительного зонирования территорий муниципальных образований, для расположенных в их границах земель лесного фонда градостроительные регламенты не устанавливаются. Это означает, что порядок использования таких земельных участков определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
В отношении же лесов, расположенных не на землях лесного фонда, а на землях иных категорий, действуют общие правила градостроительного зонирования. Поэтому, например, городские леса подлежат включению в состав территориальной зоны рекреационного использования, градостроительный регламент которой предполагает использование этих земель для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
Анализ ЛК позволяет говорить о существовании природоохранных норм общего характера, распространяющихся на все виды лесов, и специальных норм, конкретизирующих эти общие положения по отдельным категориям лесов.
Общие экологические правила и требования заключаются в том, что все леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Применительно к лесам отличия их "охраны" от "защиты" заключаются в характере негативного воздействия. Если речь идет о негативном физическом, химическом, радиоактивном или ином негативном воздействии, то противодействие таковому (в том числе ликвидация последствий) именуется ЛК "охраной". Если же речь идет о биологическом воздействии на леса (угроза причинения им вреда со стороны вредных организмов), то меры противодействия такой угрозе называются "защитой" лесов.
Каждая из указанных выше групп мероприятий по охране и защите лесов может включать в себя соответствующие подгруппы.
Так, например, для обеспечения пожарной безопасности в лесах (охране лесов) осуществляется:
– противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и ОГЛАВЛЕНИЕ дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов;
– создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), ОГЛАВЛЕНИЕ этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности;
– мониторинг пожарной опасности в лесах;
– разработка планов тушения лесных пожаров;
– тушение лесных пожаров, а также иные меры пожарной безопасности.
Защита лесов направлена на выявление в лесах вредных организмов (растений, животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред лесам или лесным ресурсам) и предупреждение их распространения, а в случае возникновения очагов вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам – на их локализацию и ликвидацию.
Защита лесов от вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15.07.2000 № 99-ФЗ "О карантине растений".
В целях охраны и защиты лесов проводятся сбор, анализ и использование информации о лесопатологическом состоянии лесов, в том числе об очагах вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам (лесопатологический мониторинг), осуществляются авиационные работы, радиационное обследование лесов, устанавливаются зоны их радиоактивного загрязнения.
Второе направление охраны и защиты лесов заключается в установлении особой системы мер по охране и защите лесов применительно к отдельным категориям лесов.
Как следует из ЛК, леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам. В этой классификации лесов наиболее ярко проявляется природоохранное и природоресурсное направление взаимодействия природы и общества.
Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства всех трех групп лесов устанавливаются ст. 102–109 ЛК, причем в защитных и эксплуатационных лесах могут быть выделены особо защитные участки лесов.
С учетом особенностей правового режима защитных лесов, в их составе выделяются: леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях; леса, расположенные в водоохранных зонах; леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов; ценные леса.
ЛК подробно регламентирует особенности охраны в каждой группе и подгруппе лесов. Например, ст. 104 ЛК указывает, что в лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещаются проведение сплошных рубок лесных насаждений, использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях.
Общая экологическая обязанность по охране и защите лесов возложена ЛК на органы государственной власти и органы местного самоуправления.
В то же время в составе земель лесного фонда могут выделяться отдельные лесные участки, находящиеся, как и весь лесной фонд, в федеральной собственности. Такие участки могут предоставляться в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование (юридическим лицам) либо аренду, безвозмездное срочное пользование гражданам для осуществления различных видов использования лесов. На этих лиц возлагаются и обязанности по охране и защите лесов.
Следует подчеркнуть, что деревья, произрастающие в лесах, являются объектами лесных отношений и самостоятельного правового регулирования лишь до тех пор, пока сохраняется биологическая связь между деревьями и прочей древесной растительностью, с одной стороны, и землей – с другой. Использование древесины и иных заготовленных даров леса регулируется гражданским, а не лесным или экологическим законодательством.
ОГЛАВЛЕНИЕ экологических обязанностей граждан и юридических лиц – участников лесных отношений определяется лесохозяйственным регламентом и проектом освоения лесов.
В лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются: виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со ст. 25 ЛК; возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; ограничение использования лесов в соответствии со ст. 27 ЛК; требования к охране, защите, воспроизводству лесов. Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка.
Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют также проект освоения лесов в соответствии со ст. 12 ЛК. Оно осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
Эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов. Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли- продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного срочного пользования лесным участком.
В случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов путем проведения торгов в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". При размещении заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины. В этих целях заключается договор, в котором содержатся элементы государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и договора купли-продажи лесных насаждений.
В целях сохранения редких и находящихся иод угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений, занесенных в Красную книгу РФ или красные книги субъектов РФ, может запрещаться осуществление деятельности, негативное воздействие которой приведет или может привести к сокращению численности таких растений и (или) ухудшению среды их обитания, либо могут устанавливаться ограничения осуществления этой деятельности.
Таким образом, охрана и защита лесов осуществляются с учетом их биологических особенностей и включают в себя комплекс организационных, правовых и других мер по рациональному использованию лесов, располагающихся на землях лесного фонда и землях иных категорий, сохранению лесов от уничтожения, повреждения, ослабления, загрязнения, иных негативных воздействий.