Правовое регулирование охраны атмосферного воздуха
В конце XVIII века А. Н. Радищев в своем знаменитом "Путешествии из Петербурга в Москву" восклицал, что единственное, чего нельзя отнять у крестьянина, так это воздух. Научно-технический прогресс подвел нас к решению этой задачи, обусловив параллельное формирование воздухоохранного законодательства, о котором и пойдет речь ниже.
Атмосферный воздух – жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. Атмосферный воздух может использоваться как в качестве места размещения выбросов промышленных предприятий и иных объектов, так и в процессе общего природопользования, т.е. использования человеком ресурсов атмосферного воздуха для естественного поддержания жизни.
Охрана атмосферного воздуха – система мер, осуществляемых органами государственной власти РФ и субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.
Охрана атмосферного воздуха занимает особое место в системе охраны окружающей среды, особенно если учесть, что в последние годы антропогенное воздействие на воздушную среду резко усилилось.
Действующая правовая конструкция охраны атмосферного воздуха существенно отличается от аналогичных конструкций охраны земли, лесов и иных природных объектов. Эта особенность заключается в отсутствии права собственности на воздух у какого-либо субъекта. При этом всеми государствами атмосферный воздух активно используется в качестве ассимиляционного потенциала размещения в нем выбросов вредных веществ на основании разрешения компетентных государственных органов.
Таким образом, в отношении атмосферы государство объективно осуществляет правомочия собственника (устанавливая лимиты вредных выбросов), а хозяйствующие субъекты – правомочия пользователей. Поэтому официальное признание атмосферы объектом природопользования имело бы большое как теоретическое, так и практическое значение, позволило бы упорядочить атмосферопользование, в том числе в процессе эксплуатации автотранспорта[1].
Несмотря на эту недоработку, в Российской Федерации объективно существует система правовых норм, регулирующих охрану атмосферного воздуха от антропогенных воздействий.
Более того, в юридической науке сделан обоснованный вывод о том, что в настоящее время в российской действительности сложились специфические общественные воздухоохранные отношения, которые нуждаются в обособленном правовом регулировании. Следовательно, существует и воздухоохранное право, имеющее самостоятельный предмет регулирования – воздухоохранные общественные отношения, которое опирается на определенные принципы, являющиеся как общими для всего экологического права, так и характерными для этой общности правовых норм; имеет свою систему и внутреннюю структуру[2].
Основной задачей реально сложившегося сегодня российского законодательства об охране атмосферного воздуха является установление системы обязанностей природопользователей и органов публичной власти.
В числе обязанностей природопользователей (главным образом, юридических лиц) следует отметить необходимость соблюдения нормативов вредного воздействия на атмосферный воздух; планирование мероприятий по охране воздуха; необходимость получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разрешений на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух; проведение инвентаризации выбросов; осуществление производственного контроля и т.д.
Разновидностью данной группы обязанностей являются требования по охране атмосферного воздуха не только на стадии эксплуатации, но и па стадиях проектирования, размещения, строительства и реконструкции объектов хозяйственной и иной деятельности.
Ряд обязанностей возложен и на органы государственной власти. В их числе установление порядка разработки и утверждения гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых уровней физического воздействия на атмосферный воздух и других экологических нормативов в целях охраны атмосферного воздуха; формирование и обеспечение реализации федеральных целевых программ охраны атмосферного воздуха; установление порядка государственного учета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него; организация и финансирование государственного мониторинга атмосферного воздуха и обеспечение его проведения; организация информирования населения о загрязнении атмосферного воздуха и выполнении федеральных целевых программ охраны атмосферного воздуха.
В качестве формирующейся обязанности, постепенно осознаваемой и проявляющейся в деятельности органов публичной власти, является планирование развития автодорожной сети в населенных пунктах и за их пределами в документах территориального планирования и градостроительного зонирования. В таких документах отмечаются имеющиеся и планируемые автомобильные магистрали, стоянки автомобильного транспорта; в соответствии с этими документами будут предусматриваться бюджетные средства на строительство данных объектов транспортной инфраструктуры.
Это позволит снизить антропогенную нагрузку на атмосферный воздух в городах в результате, например, строительства обводных транспортных магистралей, а также регулированием безостановочного движения транспорта по улицам, позволяющего ликвидировать пробки и снизить объемы выбросов отсутствием простоя на светофорах.
Наряду с этим, законодательство об охране атмосферного воздуха прямо запрещает проектирование, размещение и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, функционирование которых может привести к неблагоприятным изменениям климата и озонового слоя Земли, ухудшению здоровья людей, уничтожению генетического фонда растений и животных, наступлению необратимых последствий для людей и окружающей среды.
Рассматривая проблему охраны атмосферного воздуха, следует учитывать и ее трансграничный аспект. По некоторым данным, на европейской части территории РФ за год выпадает 2,4 млн т окисленных серы и азота, в том числе 19.6. Правовое регулирование охраны объектов животного мира 469 1,39 млн т (57%) в результате трансграничного переноса. Основной вклад в трансграничное подкисление территории России вносят Украина, Польша, Беларусь, Румыния и Германия. Суммарные выпадения окислов серы и азота от российских источников, расположенных в европейской части РФ, составили 1,4 млн т. Таким образом, практически две трети населения РФ проживает на территориях, где уровень загрязнения атмосферного воздуха не соответствует гигиеническим нормативам[3].