Правовое регулирование международных воздушных сообщений
Понятие международных воздушных сообщений (перевозок) обычно раскрывается через следующие коммерческие права (или "свободы воздуха"):
1) транзитного полета без посадки на территории государства, предоставляющего это право;
2) транзитного полета с посадкой, но не в коммерческих целях, т.е. без выгрузки или погрузки пассажиров, грузов и почты (в основном для заправки топливом);
3) привозить в иностранное государство пассажиров, грузы и почту, которые были взяты на борт в государстве регистрации (национальности) воздушного судна;
4) увозить из иностранного государства пассажиров, грузы и почту, которые летят в государство регистрации (национальности) воздушного судна;
5) высаживать на территории иностранного государства пассажиров, выгружать грузы и почту, а равно брать их на борт на территории такого государства для перевозки из любых третьих стран или в любые третьи страны.
Первые две "свободы" составляют ОГЛАВЛЕНИЕ Соглашения о транзите 1944 г. Все пять данных "свобод" закреплены в Соглашении о международном воздушном транспорте 1944 г. Существуют еще три "свободы воздуха":
1) право осуществлять перевозку между третьими странами через свою территорию;
2) право осуществлять перевозки между третьими странами, минуя свою территорию;
3) право осуществлять каботажные перевозки, начало и окончание которых полностью находятся в пределах иностранного государства.
В настоящее время все указанные виды "свобод воздуха" применяются к воздушным судам не только государства регистрации, но и государства-эксплуатанта (арендующего воздушные суда), поскольку последнее самостоятельно договаривается о коммерческих правах при выполнении воздушных перевозок на арендованных воздушных судах. В связи с этим в Европейском союзе возник институт "единого европейского неба".
С 80-х гг. XX в. многие развитые государства по примеру США взяли курс на "дерегулирование" деятельности авиапредприятий. Это означало переход на методы свободной рыночной конкуренции при внутренних и международных воздушных перевозках.
Коммерческие права авиапредприятий конкретизируются в заключаемых между ними коммерческих соглашениях. В них определяются расписания полетов, порядок продажи авиабилетов, тарифы, предоставление различного рода услуг, включая техническое обслуживание самолетов. Коммерческие соглашения тесно связаны с практической реализацией межправительственных двусторонних соглашений о воздушных сообщениях, и поэтому их разработка и заключение происходят под контролем ведомств гражданской авиации и с учетом положений многосторонних соглашений в области международной гражданской авиации.