Правовое регулирование международных валютно-финансовых и кредитных отношений и валютная политика государства
Международные валютно-финансовые и кредитные отношения (МВФКО) имеют два уровня — частноправовой и публично-правовой.
Частноправовой уровень МВФКО составляют хозяйственные, гражданско-правовые отношения между физическими/юридическими липами разных стран. Этот уровень МВФКО регулируется национальным правом соответствующего государства, а в случае определенных коллизий между национальными правовыми системами разных стран — международным частным правом. Участников МВФКО на частноправовой основе принято называть операторами МЭО (международных экономических отношений). Именно операторы МЭО совершают преобладающую часть международных сделок по трансграничному перемещению финансов и инвестиций. В рамках национальных правовых систем действует огромное множество правовых режимов, так или иначе включенных в регулирование валютно-финансовой сферы: правовой статус субъектов финансового рынка, режим банковского кредитования, режим эмиссии, денежного обращения, финансовых инструментов, валютный режим, режимы платежного баланса, валютных резервов, расчетов с иностранными государствами, иностранных инвестиций, и многие другие.
Публично-правовой уровень МВФКО составляют отношения между публичными лицами — государствами, межгосударственными организациями. В этой сфере указанные субъекты:
1) выстраивают отношения по поводу трансграничного перемещения финансовых ресурсов, инвестиций и т.п. При этом речь может идти как о конкретных перемещениях ресурсов, когда их получателями и отправителями являются публичные лица, так и о регулировании системы МВФКО, ее подсистем на макроуровне;
2) выстраивают отношения по поводу внутренних правовых режимов, в которых действуют частные операторы МВФКО и обращаются ресурсы.
Решающее влияние на регулирование МВФКО принадлежит публичным лицам. Так, например, государства договариваются между собой о безвозмездной поставке товаров в качестве экономической помощи, об урегулировании задолженности, о механизме двусторонних расчетов, о совместном инвестировании в какой-либо общий объект, об унификации внутреннего правового режима для принятия иностранных предприятий и т.п.
В рамках групп С8, С20, МВФ, ВТО, отдельных интеграционных объединений государств, а также международными организациями могут согласовываться вопросы управления системой МВФКО или ее подсистемами па макроуровне. В настоящее время прослеживаются две взаимосвязанные тенденции:
1) усиление внимания публичных лиц к частноправовым вопросам и углубляющееся участие публичных лиц в таких отношениях;
2) вынесение все большего объема вопросов на международный публично-правовой уровень.
В результате можно констатировать, что формируется глобальная экономико-правовая система.
Правовое регулирование может осуществляться различными способами. Можно выделить несколько критериев классификации и соответствующий им набор методов. Например, государства, формулируя нормы, активно применяют такие методы, как запрет, обязывание и дозволение. Различают также методы односторонних действий, двустороннего, многостороннего и наднационального регулирования. С точки зрения целей и интересов государства предпочитают либо координационный, либо субординационный методы регулирования. Само международное право воздействует на реальность методом регулирования — с помощью заключения договоров и посредством международных обычаев. Воздействуют на всю систему международных отношений целиком учреждения международных организаций, включая неправительственные, и создание интеграционных (платежных, валютных, экономических и др.) союзов. Внутри международных организаций применяют методы принятия решений путем консенсуса, большинства, квалифицированного большинства, взвешенного голосования.
Юридическая сила постановлений, которые принимаются по уставным вопросам деятельности международной организации, касающимся отношений государств-членов с организацией или государств между собой согласно предмету деятельности международной организации, зависит от характера международной организации (например, рекомендации Генеральной Ассамблеи ООН в адрес ЭКОСОС, согласно ст. 66 Устава ООН, имеют характер обязательных указаний), а также от волеизъявления государств по поводу признания данных постановлений международных организаций в качестве обязательных для исполнения, т.е. имеющих статус международно-правовой или иной нормы.
Юридическая обязательность резолюций международной организации может быть также зафиксирована в нормах национального права. Рекомендации международных организаций имеют меньшую юридическую силу по сравнению с международно-правовыми или национальными нормами. Особенно это касается резолюций различных неправительственных международных организаций: постановления этих организаций имеют рекомендательный характер для субъектов международного или национального права, однако финансово-кредитные институты и даже государства и (или) межгосударственные организации могут использовать их для публичного воздействия на те органы и организации, которые препятствуют их деятельности или иным образом нарушают права, с целью принятия позитивных решений.
Несмотря на то что стандарты международных организаций в основном имеют характер рекомендаций, государства, государственные органы, должностные лица и т.д. могут быть подвергнуты моральному осуждению в случае отказа от реализации рекомендаций международных организаций. В рекомендациях органов международной организации выражается ее позиция, воля и оценка поведения государств: рекомендация, одобряющая политику определенной категории лиц, облегчает проведение этой политики; и наоборот, рекомендация, противоречащая интересам каких-либо лиц или государства, затрудняет ее проведение. Государство и должностные лица, как правило, обязаны объяснять, почему они не выполняют рекомендаций международной организации (которые формируются под воздействием основных и специальных принципов и норм международного права).
Государство — член международной организации, а также иные лица не могут уклониться от исполнения рекомендаций международной организации, потому что они, во-первых, обычно исходят от опытных и компетентных международных организаций (в подготовке решений которых принимали участие и согласовывали свою волю большинство государств-членов в лице экспертов научно-исследовательских международных и национальных институтов и в лице уполномоченных представителей правительств, а также иные межправительственные и неправительственные международные организации); во-вторых, относятся к вопросам обеспечения и защиты национальных и международной валютно-кредитных систем, а также международного и национальных сообществ.
Наиболее заметны две тенденции последних лет:
1) по все более широкому кругу вопросов происходит переход от метода двустороннего регулирования к многостороннему, а от него — к методу наднационального регулирования;
2) от метода мягкого регулирования (например, политических норм, действующих в рамках "Большой восьмерки") акценты смещаются ко все более жесткому регулированию.
Международную финансовую систему в настоящее время на постоянной основе никто не регулирует. МВФ и МБ подключаются к национальным органам денежно-кредитного регулирования только в периоды кризисов. Создание международных институтов регулирования финансовых рынков, адекватных по своей эффективности национальным органам регулирования и надзора, сдерживается поддержанием национального суверенитета, государственными интересами и преимуществами, от которых странам — лидерам мировой экономики трудно отказаться.
Международные валютные рынки частично находятся под контролем национальных законодательств, однако в основном операции на этих рынках базируются на обычаях и нормах поведения, принятых между участниками этих рынков. Среди российских законов, которые частично регулируют операции па этом рынке и рамках национальных валютных систем, можно назвать, например, Федеральный закон от 21.11.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" и Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" и др.
Движение капиталов регламентируется прецедентными нормами английского права и кодексом процедур на финансовых рынках, описанных на стандартном рыночном языке Международной ассоциацией первичных рынков (1РМА). Процентные ставки, курсы и котировки в различных странах никто не согласовывает, но они в рамках глобального финансового рынка тесно связаны между собой. Механизмом такого связывания является арбитраж, к которому прибегают все глобальные игроки мирового финансового рынка.
Финансовый капитал концентрируется в финансовых институтах (ТНБ, ИБ, инвестиционных, паевых, пенсионных, страховых и других фондах) и ТНК, а посредниками движения капитала выступают мировые финансовые рынки — рынки денег и капитала. Эти рынки находятся вне контроля национальных и международных институтов. Международные финансовые рынки функционируют по законам свободного рынка. Такой порядок, построенный исключительно на механизмах рынка и рыночных сил, способен разрушить национальные финансы. Сегодня МВФ направляет значительные усилия на создание системы противовесов для спекулятивной игры на международных рынках.
Надежность и стабильность всей системы глобальных финансов во многом зависит от таких субъектов финансового рынка, как коммерческие банки. Осознавая их исключительно важную роль в мировой экономике, особое внимание уделяют надежности и кредитоспособности банков. Эти параметры являются предметом надзора не только центральных банков стран, но и Базельского комитета международных расчетов, ТНБ и л ид-менеджеров эмиссий еврооблигаций и евробондов. Первоначально (в начале 1960-х гг.) БМР в Базеле использовался в целях поддержания механизма свопов центральных банков 15 стран и Федеральной резервной системы США для получения средств для интервенций на валютном рынке. Эти стандарты легли в основу Директив ЕС по банковскому надзору и установлению единообразного требования минимальной достаточности капитана в банковской системе ЕС.
В конце 2000 г. ведущие банки мира подписали руководство "Глобальные стандарты надлежащей проверки", согласно которому проверяются банки, ведущие бизнес с состоятельными частными клиентами. Договоренности и правила борьбы крупнейших мировых банков против глобального отмывания денег уже привели к усилению подразделений но проверке денежных переводов в департаментах управления международных платежей и денежной наличности.
Основные усилия мирового сообщества концентрируются на выработке рекомендаций по управлению рисками (кредитными, валютными, платежными), анализе воздействия финансовых инноваций, таких как электронный банковский бизнес и электронные системы торговли на рынке ценных бумаг, на внедрении рекомендаций, касающихся регулирования финансовых потоков и офшорных финансовых центров. В сентябре 2000 г. Базельским комитетом по банковскому надзору приняты такие основополагающие документы, как "Принципы управления кредитным риском", "Надзорные указания по управлению расчетным риском при проведении валютообменных операций", а в январе 2001 г. Комитетом по платежным и расчетным системам и Международной комиссией по рынку ценных бумаг приняты такие документы, как "Базовые принципы системно значимых платежных систем", "Рекомендации по платежным системам на рынке ценных бумаг" и др.
Мировая финансовая система переживает в настоящее время период активной трансформации. Результатом этих изменений должно стать создание стабильных условий для дальнейшего экономического роста и равноправного доступа всех стран мира на мировые финансовые рынки. Параллельно создаются и условия для унификации операций, проводимых на международных финансовых рынках, и основы для разработки международных правовых документов, регламентирующих операции субъектов международных финансов.
В условиях глобализации экономической жизни мирового сообщества экономическая политика государства приобретает все большую значимость для успешного функционирования национальных экономик, достижения и сохранения национальных конкурентных преимуществ в мировой экономике. Значительно усиливается значение валютной политики.
Валютная политика государства — это совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере международных валютных и других экономических отношений в соответствии с текущими и стратегическими целями страны.
Долгосрочной целью валютной политики является стабилизация внешнеэкономических позиций государства, выражающаяся прежде всего в сбалансированности платежного баланса и устойчивости курса национальной валюты.
Различают стратегическую и текущую валютную политику. Стратегическая валютная политика — совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере международных валютных и общеэкономических отношений, направленная на достижение основных целей экономической политики: обеспечение устойчивости экономического роста, сдерживание роста безработицы и инфляции, в соответствии с провозглашенной стратегией развития. Их достижение предопределяется эффективностью осуществляемой валютной политики в отношении решения определенных задач по поддержанию: стабильного функционирования национальной денежной системы и покупательной способности национальной валюты внутри страны; стабильности курса национальной валюты на международном рынке; активности (или равновесия) платежного баланса страны.
Текущая валютная политика — совокупность мероприятий, направленных па повседневное, оперативное регулирование текущей конъюнктуры в сфере валютных отношений, а также обеспечение упорядоченного функционирования национального валютного рынка. В число текущих задач валютной политики могут входить: преодоление валютного кризиса и достижение валютной стабилизации; введение валютных ограничений для активизации сальдо платежного баланса; переход к конвертируемости валюты; стимулирование притока иностранных инвестиций; либерализация валютного режима и т.п.
Направления и формы валютной политики определяются валютно-экономическим положением стран, эволюцией мировой валютной системы; расстановкой сил на международной арене. Юридически валютная политика оформляется валютным законодательством — совокупностью правовых норм, регулирующих порядок совершения операций резидентами и нерезидентами с валютными ценностями на территории страны и резидентами за ее пределами, в число которых входят и международно-правовые нормы, закрепленные в межгосударственных двух- или многосторонних валютных соглашениях.
Валютная политика на практике реализуется через составляющие се элементы и инструменты. Выделяют следующие элементы валютной политики:
• механизм поддержания и установления валютного курса;
• регулирование степени конвертируемости национальной валюты;
• валютное регулирование и валютный контроль;
• управление официальными резервами;
• международное валютное сотрудничество;
• участие в международных валютно-финансовых организациях.
Практически неотделим от валютной политики комплекс инструментов денежно-кредитной политики, включающий прежде всего, официальные операции на денежном рынке, процентные ставки центрального банка и резервные требования.
Важное место в формировании валютной политики государства занимает курсовая политика, которая включает в себя политику режима валютного курса и регулирование степени конвертируемости национальной валюты. Выделяют несколько режимов валютного курса. Двумя основными являются фиксированный и плавающий режимы валютного курса, другие составляют промежуточную форму, например "управляемое плавание", валютные коридоры и др. С 1950-х гг. и по настоящее время вопрос о выборе оптимального режима валютного курса для страны является дискуссионным. Неоднозначность решения этой проблемы связана с тем, что фиксированный курс может быть наилучшим вариантом для взаимоотношения стран с примерно одинаковыми уровнями экономического развития и темпами инфляции, жестко координируемой денежной и фискальной политикой, но абсолютно невыгодным для отношений с другими странами. В настоящее время все чаще высказывается мнение, что наиболее приемлемым способом достижения стабильности валютных курсов является проведение каждой страной индивидуальной политики, направленной на экономический рост в условиях низкой инфляции.
Однако существует ряд определенных закономерностей, присущих фиксированному и плавающему режимам валютного курса, которые учитываются при принятии решения в пользу того или иного режима валютного курса. В рамках фиксированного обменного режима денежно-кредитная политика подчиняется требованиям фиксации курса к какой-либо валюте, и проблемы корректировок курса при кризисах в основном ложатся на налогово-бюджетную политику. При плавающем режиме валютного курса сохраняется независимость денежно-кредитной политики, но обычно наблюдаются более высокие и изменчивые темпы инфляции. Оценка последствий выбора режима валютного курса еще более усложняется при проведении в экономике страны реформы финансового сектора и структурных реформ.
Повышение эффективности государственной экономической политики требует прежде всего четкого согласования инструментов проводимых политик. Выбирая режим валютного курса, страна одновременно предопределяет и выбор средств, посредством которых будет осуществляться внутреннее макроэкономическое регулирование. В решении проблемы выбора валютного режима не существует универсальной формулы, и важную роль в каждом конкретном случае играет национальная специфика государства, связанная с масштабами национальных хозяйств, структуры внешнеторговых партнеров, товарной структуры внешней торговли, степени либерализации операций по капитальному счету платежного баланса, динамики инфляции и других различий.
Другим элементом курсовой политики государства является обратимость, или регулирование степени конвертируемости, национальной валюты. При организации системы денежного обращения каждое суверенное государство объявляет национальную денежную единицу законным платежным средством и, опираясь на аппарат политического принуждения, обеспечивают ее безусловное и беспрепятственное участие во всех без исключения платежах во всех сферах и звеньях денежного оборота. Однако действие этого принципа строго ограничивается национальными рамками. Когда денежные отношения выходят на уровень межстрановых, необходимо наличие механизма, призванного обеспечить необходимый обмен национальных денежных единиц па другие валюты. Именно этой цели служит механизм обратимости валют, который нейтрализует влияние национальных границ на движение товаров и услуг в масштабах мирового рынка, а также на международное перемещение капиталов. Реализация механизма валютной обратимости требует создания целого ряда предварительных условий, и прежде всего полномасштабного подключения внутреннего хозяйства страны к мировой экономике, участия во всех важнейших направлениях ее развития — производственном, торговом, инвестиционном, научно-техническом. Немаловажна роль конвертируемости валют и при формировании благоприятного инвестиционного климата.
Различают полный и частичный режимы конвертируемости валюты. Полностью конвертируемые валюты принимаются к обмену во всех странах мира. Частичная конвертируемость валюты может быть внутренней или внешней. При внутренней конвертируемости свобода обмена национальных денежных единиц па иностранные валюты предоставляется только резидентам данной страны, тогда как в отношении нерезидентов сохраняются ограничения на совершение тех или иных операций с национальной валютой. При внешней конвертируемости полная свобода обмена валюты данной страны для платежей и расчетов с заграницей предоставляется только иностранцам (нерезидентам), тогда как граждане и юридические лица — резиденты этого государства полной свободой не располагают и не могут оперировать с иностранной валютой на территории национального государства.
Тип конвертируемости национальной валюты предопределяется проводимой валютной политикой в соответствии с ее направлениями и приоритетами. С другой стороны, избранный вариант конвертируемости должен опираться на адекватную экономическую базу и институциональную инфраструктуру, одновременно являясь приемлемым для иностранных участников валютного оборота с оформлением соответствующих обязательств перед М Вер. В свою очередь, достигнутая степень конвертируемости национальной валюты оказывает влияние на внутреннюю экономику и состояние внешнеэкономических связей страны, ее вовлеченность в процессы мирохозяйственного обмена и международное разделение труда.
В странах с высоким уровнем инфляции использование режима внутренней конвертируемости валюты приводит к развитию процесса долларизации национальной экономики. Под долларизацией обычно понимают ситуацию, когда резиденты стран держат часть своих активов в иностранной валюте и активах, номинированных в иностранной валюте. Долларизация включает в себя и процесс замещения валют, когда иностранную валюту используют для осуществления платежей, и замещение активов, когда иностранная валюта становится в первую очередь средством сбережения. При долларизации экономики иностранная валюта проникает во все сферы экономической жизни страны и становится недосягаемой для производительного использования в интересах национальной экономики. Кроме того, широкие масштабы долларизации сигнализируют о низкой эффективности денежно-кредитной политики по обеспечению устойчивости национальной валюты и способствуют повышению рискованности макроэкономической среды.
К мерам по устранению долларизации относятся такие косвенные методы вытеснения иностранной валюты, как, например, повышение привлекательности депозитов и иных активов в национальной валюте за счет поддержания высокой процентной ставки по активам, номинированным в национальной валюте, а также ограничительные меры: ограничение или запрещение открытия счетов в иностранной валюте, ограничение или запрещение ее использования для внутренних платежей, введение высоких резервных требований для банков по депозитам в иностранной валюте и т.п. Осуществление комплекса продуманных мер при непременном достижении основ макроэкономической стабилизации экономики даст реальную возможность национальной валюте постепенно стать полноценной и авторитетной как внутри страны, так и за ее пределами.
В соответствии с классификацией МВФ выделяют конвертируемость валюты по текущим и капитальным статьям платежного баланса. Все страны — члены МВФ, подписывая соглашение о вступлении в МВФ и присоединении к ст. 8 Соглашения МВФ, обязуются устранить все ограничения на международные платежи по текущим операциям. Но это не предполагает автоматической отмены в дайной стране всех существовавших ранее валютных ограничений. Поэтому в зависимости от наличия или отсутствия в стране валютных ограничений, таких как обязательная продажа части валютной выручки на внутреннем валютном рынке страны, введение валютного моратория, введение импортных депозитов и др., можно говорить о конвертируемости ее валюты либо по текущим, либо по капитальным операциям, или же о полной конвертируемости национальной валюты.
Валютные ограничения представляют собой различного рода законодательные или административные ограничения прав резидентов и нерезидентов (в форме запрещения или лимитирования) при осуществлении валютных операций на территории государства и (или) резидентами за рубежом. Обычно переход к полной конвертируемости осуществляется в два этапа:
1) страны обеспечивают конвертируемость по текущим операциям путем отмены ограничений на торговые платежи, устранения количественных ограничений во внешней торговле и снижения импортных тарифов до весьма низкого уровня, унифицированных для большинства товарных групп;
2) второй этап более длителен и включает в себя введение конвертируемости по капитальным операциям посредством устранения ограничений по платежам, связанным с прямыми и портфельными инвестициями, а также полную либерализацию движения капитала, которое в дальнейшем происходит только в соответствии с макроэкономическими закономерностями.
Введение конвертируемости национальной валюты по счету текущих операций способствует развитию мировой торговли, эффективному распределению ресурсов, росту производительности труда вследствие усиливающейся конкуренции, привлечению иностранного капитала в национальную экономику. В этом смысле введение конвертируемости национальной валюты по счету текущих операций является более эффективным инструментом, чем различные льготы и субсидии, предоставляемые зарубежным инвесторам и ставящие в неравные условия иностранных и местных производителей, сокращающие поступления в бюджет. Достижение и поддержание страной конвертируемости своей национальной валюты является сложной экономической проблемой, связанной с глубокими качественными изменениями как во внутренней экономике страны, так и в ее экономических отношениях с внешним миром.
Выбор эффективной политики курсообразования в каждом конкретном случае должен быть сбалансирован с другими методами валютной политики в первую очередь со сформированной в стране системой валютного регулирования и валютного контроля, проводимыми валютными интервенциями. Основными целями валютного контроля и валютного регулирования являются защита от резких потрясений денежно-кредитной системы и уменьшения валютных резервов, вызываемых движением капитала, а также обеспечение экономической безопасности.
Валютное регулирование может осуществляться как на национальном, так и на межгосударственном уровне. Внутри каждого государства валютное регулирование — это комплекс осуществляемых государством мер (законодательных, административных, экономических и организационных), направленных на установление порядка проведения операций с валютными ценностями, порядка перемещения валютных ценностей за пределы государства или на его территорию из-за рубежа и режима осуществления иностранных инвестиций, на регламентацию международных расчетов, на поддержание стабильного курса национальной валюты и национального платежного баланса, а также на обеспечение желательного (интеграционного или изоляционного) режима присутствия страны на мировом валютном рынке. Валютное регулирование осуществляется в формах дисконтной политики (изменение учетной ставки центрального банка); девизной политики (основной инструмент — валютная интервенция); диверсификации валютных резервов; использования валютных ограничений, валютного контроля; регулирования степени конвертируемости валюты; регулирования режима валютного курса; изменения уровня валютного курса (девальвация и ревальвация).
Составной частью валютной политики являются также и валютные интервенции, под которыми понимается покупка (продажа) центральным банком страны иностранной валюты за национальную на внутреннем валютном рынке страны. Цели любых интервенций заключаются в стремлении изменить уровень валютного курса, баланс активов и пассивов по разным валютам или ожидания участников валютного рынка. На практике эти цели обычно совмещают, чтобы добиться наибольшего успеха. Судить об использовании валютных интервенций можно по динамике золотовалютных резервов страны.
Элементом валютной политики также является управление официальными резервами. Резервы необходимы для проведения интервенций, покрытия чрезвычайных потребностей страны в валюте, обеспечения кредитной репутации государства и т.п. Управление резервами, как правило, поручено центральным банкам стран, которые самостоятельно размещают их в форме банковских депозитов и ценных бумаг, акцентируя при этом внимание на безопасности размещаемых сумм, ликвидности и достаточной доходности.
Эффективная валютная политика должна способствовать созданию в стране благоприятного инвестиционного климата и положительному приращению основных макроэкономических показателей, в первую очередь, таких как рост ВВП, снижение инфляции, минимизация нелегального оттока капитала за границу, и формированию притока иностранных инвестиций в страну. Внешними проявлениями эффективной валютной политики могут быть улучшение состояния платежного баланса и стабильности курса национальной валюты, а также введение режима ее полной обратимости.
В валютной политике государств мира в настоящее время сочетаются две противоположные тенденции: координация действий, поиск совместных путей решения валютных проблем и разногласия в силу стремления каждой страны получить преимущества за счет других. В связи с этим периодически в мире вспыхивают валютные войны за рынки сбыта, сферы приложения капиталов, источники сырья путем использования различных форм валютной политики. При этом координирующие действия МВФ достаточно часто оказываются неэффективными.
Мировой экономический кризис, начавшийся в 2008 г., выявил несовершенство функционирования современной валютной системы, неспособность МВФ обеспечить относительную стабильность валютно-экономических отношений в мире. Это привело к ослаблению межгосударственного валютно-кредитного регулирования, показало неэффективность МВФ как основного регулятора валютной системы и поставило под сомнение развитие существующей, по сути, одноцентричной валютной системы с главенством доллара США в мировых финансах. В связи с этим активизировались дискуссии о реформировании всего валютного мироустройства.
Стабильность мировой валютной системы зависит от степени соответствия се структурных принципов интересам стран, определяющих развитие мировой экономики. В условиях усиления веса и значимости развивающихся стран в мировой экономике должен формироваться и новый вектор развития мировой экономической системы. На смену "глобальному долларовому центризму" должен прийти полицентризм. Нарастающие тенденции по усилению интеграционных региональных объединений, переориентация мировых торговых и финансовых потоков, активизация политических диалогов отражают общую динамику движения к многополярности в глобальном валютном мироустройстве. Доминирующее положение в мировой экономике США, являющихся эмитентом мировой резервной валюты, уже долгое время позволяет США обслуживать свою экономику за счет других стран. Одновременно от стабильности и жизнеспособности американской экономики зависит эффективное функционирование всей мировой системы.
Однако масштаб накопленных проблем эмитента мировой резервной валюты слишком велик для того, чтобы весь мир продолжал принимать на себя риск повторения глобального кризиса. Поэтому в мире формируется представление о постепенном отходе от доминирования доллара США и переходе па пол и валютное функционирование мировых финансов с учетом интересов всех регионов мира. Процесс перехода может произойти только плавно, он требует уступок и компромиссного диалога, эффективной консолидации всех стран мира (в частности, стран группы G-20, па которые ложится основная ответственность за разработку повой системы) при выработке общего решения. В процессе формирования поливалютной системы выделяют сценарии валютной конкуренции и создания системы региональных валют. Основные идеи сценария валютной конкуренции:
1) свободное "плавание" валют путем установления равновесных валютных курсов;
2) недопущение накопления странами золотовалютных резервов как факторов, искажающих равновесный валютный курс;
3) наделение всех стран монетарным суверенитетом в проведении своей денежно-кредитной политики;
4) валюта любой страны может рассматриваться как платежное средство, используемое в международных расчетах.
В качестве одного из основных вариантов реформирования МВС (помимо движения в сторону поливалютного мира) называют также создание глобальной (наднациональной) валюты. В рамках формирования такой валюты выделяют три базовых сценария:
1) формирование мультивалютного стандарта — предлагается на базе корзины товаров сформировать единую валюту, эмитируемую специальным международным финансовым институтом, с обязательствами государств по поддержанию расчетных счетов в этой валюте;
2) формирование на базе доллара США, евро и иены единой глобальной валюты — DEY (Dollar, Euro, Yen), а в дальнейшем на базе этой валюты и INTOR, — создание единого центрального банка в составе ФРС, ЕЦБ и Банка Японии (с учетом интересов Китая и Великобритании);
3) реформирование системы СДР за счет расширения состава корзины его валют для более справедливого отражения роли развивающихся стран в мировой торговле, реформирования эмиссионного института и системы квот, формирования механизма обеспечения данной валюты, создания ликвидного частного рынка и обеспечения реального выпуска СДР и обязательных норм резервирования.
Формирование системы региональных валют основано на стремлении стран к независимости от доллара США и снижению глобальных экономических рисков. Реализация данного сценария приведет к формированию своеобразных международных кластеров, способных отчасти компенсировать издержки локализации финансовых потоков при регионализации мировой экономики. В настоящее время уже сформировались или находятся в стадии формирования несколько региональных валютных зон: зона доллара США (НЛФТЛ), зона СУКРЕ на базе реала и песо (МКРКОСУР); зона АФРО; зона АКЮ на базе иены, юаня и вопа (АСЕАН + 3); зона евро (ЕС); зона "золотого динара" (страны Персидского залива); зона рупии; зона рубля или композитной валюты стран ЕврАзЭС.
Сценарий регионализации валютных зон в настоящее время представляется более реалистичным. Предполагается, что на основе постепенной дезинтеграции глобального валютного пространства будут формироваться предпосылки для перехода в будущем к единой глобальной валюте, сформированной на более высоком уровне и на новом фундаменте функционирования.
В этих условиях необходимо усиливать присутствие России на постсоветском пространстве и ускорять процессы, связанные с формированием в России сначала регионального, а затем и мирового финансового центра. Многое в этом направлении уже сделано. Так, с 1 июля 2011 г. сформирован Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана, а с 1 января 2012 г. стартовал важнейший интеграционный проект Единого экономического пространства (ЕЭП) с унифицированным законодательством стран-участниц, свободным передвижением капиталов, услуг и рабочей силы, колоссальным рынком с более чем 165 млн потребителей. Таким образом, на постсоветском пространстве запущены процессы многоуровневой и разноскоростной интеграции, которые в период мирового финансового кризиса получили дополнительные импульсы развития. Идет активный планомерный процесс движения к валютной регионализации и формированию рублевой валютной зоны.