Правовое регулирование купли-продажи иностранной валюты и чеков
Сделки купли-продажи иностранной валюты и чеков регулируются ст. 11 Закона о валютном регулировании.
В Российской Федерации купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, производится только через уполномоченные банки.
Требования для кредитных организаций к оформлению документов при купле-продаже наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, устанавливаются Банком России.
При этом установления требования об идентификации личности при купле-продаже физическими лицами наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Вместе с тем по просьбе самого физического лица сведения, идентифицирующие его личность, могут быть внесены в документы, оформляемые при купле-продаже наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте.
Подробное регулирование купли-продажи иностранной валюты осуществляется Банком России, которым в рамках компетенции была принята инструкция № 136-И.
В названном документе Банк России устанавливает порядок осуществления уполномоченными банками (филиалами уполномоченных банков), включая их внутренние структурные подразделения, отдельных видов банковских операций с наличной иностранной валютой и операций с чеками (в том числе с дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц.
Уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка) (далее – уполномоченный банк (филиал)) может осуществлять следующие операции с наличной иностранной валютой и чеками:
1) покупку наличной иностранной валюты за наличную валюту РФ;
2) продажу наличной иностранной валюты за наличную валюту РФ;
3) продажу наличной иностранной валюты одного иностранного государства (группы иностранных государств) за наличную иностранную валюту другого иностранного государства (группы иностранных государств) (конверсия);
4) размен денежного знака (денежных знаков) иностранного государства (группы иностранных государств) на денежные знаки (денежный знак) того же иностранного государства (группы иностранных государств);
5) покупку чеков за наличную валюту РФ;
6) покупку чеков за наличную иностранную валюту;
7) продажу чеков за наличную валюту РФ;
8) продажу чеков за наличную иностранную валюту;
9) прием денежных знаков иностранных государств (группы иностранных государств), чеков для направления на инкассо;
10) прием наличной иностранной валюты для зачисления на банковские счета физических лиц с использованием платежных карт;
11) выдачу наличной иностранной валюты с банковских счетов физических лиц с использованием платежных карт;
12) покупку чеков с зачислением денежных средств на банковские счета, счета по вкладу физических лиц в иностранной валюте;
13) покупку чеков с зачислением денежных средств на банковские счета, счета по вкладу физических лиц в валюте РФ;
14) продажу чеков за счет денежных средств на банковских счетах, счетах по вкладу физических лиц в иностранной валюте;
15) продажу чеков за счет денежных средств на банковских счетах, счетах по вкладу физических лиц в валюте РФ;
16) прием наличной иностранной валюты при осуществлении операций по переводу денежных средств из Российской Федерации по поручению физических лиц без открытия банковских счетов;
17) выдачу наличной иностранной валюты при осуществлении операций по переводу денежных средств в Российскую Федерацию без открытия банковских счетов в пользу физических лиц;
18) прием наличной иностранной валюты для зачисления на банковские счета, счета по вкладу физических лиц в иностранной валюте;
19) прием наличной иностранной валюты для зачисления на банковские счета, счета по вкладу физических лиц в валюте РФ;
20) выдачу наличной иностранной валюты с банковских счетов, счетов по вкладу физических лиц в иностранной валюте;
21) выдачу наличной иностранной валюты с банковских счетов, счетов по вкладу физических лиц в валюте РФ.
Перечень осуществляемых операций с наличной иностранной валютой и чеками устанавливается уполномоченным банком (филиалом) в целом по уполномоченному банку (филиалу), а также по каждому внутреннему структурному подразделению уполномоченного банка (филиала) исходя из перечня делегированных этому подразделению операций в соответствии с требованиями инструкции Банка России от 02.04.2010 № 135-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций".
Уполномоченный банк (филиал) самостоятельно определяет перечень иностранных валют, операции с которыми осуществляются уполномоченным банком (филиалом), а также решает вопрос о необходимости работы с монетой иностранных государств (группы иностранных государств) при осуществлении операций с наличной иностранной валютой и чеками.
В случае если уполномоченным банком (филиалом) принято решение об отсутствии необходимости работы с монетой иностранных государств (группы иностранных государств), выплата физическим лицам при осуществлении операций с наличной иностранной валютой и чеками суммы менее номинала минимального денежного знака иностранного государства (группы иностранных государств) в виде банкноты осуществляется в валюте Российской Федерации по курсу, установленному уполномоченным банком (филиалом), если иное не предусмотрено договором при осуществлении операций по банковскому счету, счету по вкладу физического лица.
Главой 2 инструкции № 136-И установлен следующие порядок организации работы уполномоченного банка (филиала) с наличной иностранной валютой и чеками.
В помещениях уполномоченного банка (филиала), включая помещения внутренних структурных подразделений уполномоченного банка (филиала), в которых осуществляются операции с наличной иностранной валютой и чеками, в доступном для обозрения месте, на стенде или в ином оформленном виде, в том числе на электронных носителях информации, должны размещаться следующие документы и информация:
– полное (сокращенное) фирменное наименование уполномоченного банка (наименование филиала) или полное (сокращенное) фирменное наименование уполномоченного банка (наименование филиала) и наименование внутреннего структурного подразделения уполномоченного банка (филиала), их местонахождение (адрес) и номера телефонной или иной связи;
– перечень осуществляемых операций с наличной иностранной валютой и чеками;
– курсы иностранных валют к валюте РФ и (или) кросс-курсы иностранных валют, которые приводятся наибольшим из шрифтов, используемых при указании иной информации, размещаемой на стенде. В случае если в перечень операций включены только операции, при проведении которых не используются курсы иностранных валют, информация об установленных курсах иностранных валют на стенде не размещается;
– информация о размерах комиссионного вознаграждения, взимаемого уполномоченным банком (филиалом) за осуществление операций с наличной иностранной валютой и чеками;
– правила приема поврежденных денежных знаков иностранных государств (группы иностранных государств), в том числе для направления на инкассо, разработанные уполномоченным банком (филиалом) на основе условий приема указанных денежных знаков их эмитентами;
– правила приема чеков, в том числе для направления на инкассо, разработанные уполномоченным банком (филиалом), в том числе с учетом условий приема чеков их эмитентами. В случае если в перечень операций не включены операции с чеками, правила приема чеков на стенде не размещаются;
– информация об установленных уполномоченным банком (филиалом) в соответствии с требованиями законодательства РФ и нормативных актов Банка России порядке и условиях осуществления операций по переводу денежных средств из Российской Федерации по поручению физических лиц без открытия банковских счетов. В случае если в перечень операций не включены операции по приему наличной иностранной валюты при осуществлении операций по переводу денежных средств из Российской Федерации по поручению физических лиц без открытия банковских счетов, указанная информация на стенде не размещается;
– информация о работе с монетой иностранных государств (группы иностранных государств).
По усмотрению уполномоченного банка (филиала) размещается ОГЛАВЛЕНИЕ гл. 1, п. 2.2, 2.4, 4.1, 4.3, 4.4, 4.8, 4.9, 4.12– 4.15, 4.17, 4.18 инструкции № 136-И, а также иная информация, способствующая более полному осведомлению физических лиц об условиях осуществления операций с наличной иностранной валютой и чеками.
Операции с наличной иностранной валютой и чеками осуществляются, если иное не предусмотрено договором при осуществлении операций по банковскому счету, счету по вкладу физического лица, с использованием курсов иностранных валют, которые устанавливаются и изменяются приказом уполномоченного банка (филиала) или распоряжением должностного лица уполномоченного банка (филиала), которому руководителем уполномоченного банка (филиала) (его заместителем) предоставлено право устанавливать и изменять курсы иностранных валют.
В таком приказе (распоряжении) указываются местонахождение (адрес) уполномоченного банка (филиала), внутреннего структурного подразделения уполномоченного банка (филиала), в которых осуществляются операции с наличной иностранной валютой и чеками, установленные для них курсы иностранных валют, а также дата и время (в часах и минутах) начала действия установленных курсов иностранных валют.
В приказе (распоряжении) допускается указывать:
– алгоритм расчета кросс-курсов иностранных валют вместо их фактических значений;
– разные курсы иностранных валют для разных сумм покупаемой или продаваемой иностранной валюты.
Приказ (распоряжение) либо информация, содержащаяся в приказе (распоряжении), доводится до кассового работника, осуществляющего операции с наличной иностранной валютой и чеками, и хранится кассовым работником в порядке, установленном уполномоченным банком (филиалом). Приказ (распоряжение) либо содержащаяся в нем информация в случае их доведения до кассового работника на бумажном носителе направляется в документы дня в день начала действия следующего приказа (распоряжения).
Уполномоченный банк (филиал) не вправе при осуществлении операций с наличной иностранной валютой и чеками устанавливать своими внутренними документами:
– ограничения по номиналу и годам выпуска находящихся в обращении денежных знаков иностранных государств (группы иностранных государств);
– ограничения по суммам покупаемой (принимаемой) и продаваемой (выдаваемой) наличной иностранной валюты, за исключением ограничений по монетам иностранных государств (группы иностранных государств) и ограничений по сумме выдаваемой наличной иностранной валюты при выдаче наличной иностранной валюты с банковских счетов физических лиц с использованием платежных карт;
– разные курсы иностранных валют для разных номиналов денежных знаков иностранных государств (группы иностранных государств).
В уполномоченных банках, филиалах уполномоченных банков, дополнительных офисах, кредитно-кассовых офисах, операционных кассах вне кассового узла, и иных внутренних структурных подразделениях операции по приему, выдаче, хранению, инкассации, подкреплению наличной валютой, а также работа с поврежденными, сомнительными, имеющими признаки подделки денежными знаками иностранных государств (группы государств) осуществляются в порядке, установленном Положением о порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации.
Операции с чеками, работа с поврежденными, сомнительными и имеющими признаки подделки чеками в уполномоченных банках, филиалах уполномоченных банков, дополнительных офисах, кредитно-кассовых офисах, операционных кассах вне кассового узла, и иных внутренних структурных подразделениях осуществляются в порядке, установленном названной выше инструкцией Банка России.
Операции по хранению, инкассации и подкреплению чеками в уполномоченных банках, филиалах уполномоченных банков, дополнительных офисах, кредитно-кассовых офисах, операционных кассах вне кассового узла и иных внутренних структурных подразделениях осуществляются в порядке, установленном указанным положением Банка России для ценностей.
Уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка) уведомляет территориальное учреждение Банка России по местонахождению дополнительного офиса, кредитно-кассового офиса, операционной кассы вне кассового узла и иных внутренних структурных подразделений о начале совершения ими операций с наличной валютой и чеками не позднее десяти рабочих дней после дня начала совершения операций с наличной валютой и чеками.
Письмо о начале совершения операций с наличной валютой и чеками составляется уполномоченным банком (филиалом уполномоченного банка) в произвольной форме с указанием даты начала их совершения и адресов внутренних структурных подразделений, за исключением обменных пунктов, приступивших к совершению указанных операций, подписывается руководителем уполномоченного банка (филиала уполномоченного банка) и направляется в территориальное учреждение Банка России по местонахождению дополнительного офиса, кредитно-кассового офиса, операционной кассы вне кассового узла и иных внутренних структурных подразделений.
В случае прекращения совершения дополнительным офисом, кредитно-кассовым офисом, операционной кассой вне кассового узла и иными внутренними структурными подразделениями, операций с наличной валютой и чеками, уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка) не позднее десяти рабочих дней после дня прекращения их совершения уведомляет территориальное учреждение Банка России по местонахождению указанных внутренних структурных подразделений.
Операции с наличной валютой и чеками осуществляются только с той иностранной валютой, курс которой устанавливается Банком России по отношению к валюте РФ. При этом перечень иностранных валют, с которыми уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка) осуществляет указанные операции, определяется уполномоченным банком (филиалом уполномоченного банка) самостоятельно.
Операции с наличной валютой и чеками осуществляются в присутствии физического лица. Банк при осуществлении операций с наличной валютой и чеками обязан идентифицировать физическое лицо, находящееся на обслуживании в обменном пункте, в соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона о противодействии легализации доходов.
В соответствии с законодательством РФ документами, удостоверяющими личность, являются следующие:
1) паспорт гражданина Российской Федерации – для граждан Российской Федерации;
2) общегражданский заграничный паспорт – для граждан Российской Федерации;
3) паспорт моряка – для граждан Российской Федерации;
4) удостоверение личности военнослужащего или военный билет – для военнослужащих Российской Федерации;
5) иные документы, признаваемые в соответствии с законодательством РФ документами, удостоверяющими личность, – для граждан Российской Федерации;
6) паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность, – для иностранных граждан;
7) вид на жительство в Российской Федерации – для лиц без гражданства, если они постоянно проживают на территории РФ;
8) документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, – для лиц без гражданства;
9) разрешение на временное проживание –для лиц без гражданства;
10) вид на жительство – для лиц без гражданства;
11) иные документы, предусмотренные федеральными законами или признаваемые в соответствии с международным договором РФ в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства, – для лиц без гражданства;
12) свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании лица беженцем, выданное дипломатическим или консульским учреждением РФ либо постом иммиграционного контроля или территориальным органом федеральной исполнительной власти по миграционной службе, – для беженцев;
13) удостоверение беженца – для беженцев.
Операции с наличной валютой и чеками могут осуществляться при предъявлении физическим лицом кассовому работнику банка водительского удостоверения.
Операции с наличной валютой и чеками физического лица, являющегося представителем другого физического лица и действующим от его имени, осуществляются при предъявлении кассовому работнику обменного пункта документа, удостоверяющего его личность, и доверенности, заверенной в порядке, установленном законодательством РФ.
Началом осуществления операции с наличной валютой и чеками считается момент передачи физическим лицом кассовому работнику обменного пункта наличной валюты, чеков, платежных карт, необходимых для осуществления операции с наличной валютой и чеками, а также одного из вышеперечисленных документов. Указанные действия рассматриваются как согласие физического лица на условия осуществления операции с наличной валютой и чеками.
Банком России установлены следующие правила организации работы банков по купле-продаже наличной иностранной валюты. Приняв от физического лица денежные знаки иностранного государства (группы государств) или чеки, кассовый работник с помощью справочных материалов, технических средств контроля подлинности денежных знаков, а также оперативной информации Банка России определяет, являются ли принятые денежные знаки иностранного государства (группы государств) средством платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы государств), а также подлинность указанных денежных знаков иностранного государства (группы государств) и чеков. При этом кассовому работнику и физическому лицу должна обеспечиваться возможность общения и визуального контроля приема и пересчета денежной наличности и чеков.
При осуществлении операций с наличной валютой и чеками обменные пункты осуществляют контроль за платежеспособностью денежных знаков Банка России.
Во время осуществления операции с наличной валютой и чеками кассовый работник заполняет электронный Реестр операций с наличной валютой и чеками по установленной форме.
Кассовый работник ведет один Реестр операций с наличной валютой и чеками по всем видам операций с наличной валютой и чеками, совершаемым в течение рабочего дня обменного пункта.
Кассовый работник уполномоченного банка, филиала уполномоченного банка, дополнительного офиса, кредитно-кассового офиса и иного внутреннего структурного подразделения ведет один Реестр операций с наличной валютой и чеками по всем видам операций с наличной валютой и чеками, совершаемым в течение рабочего дня.
По окончании рабочего дня обменного пункта, при смене кассового работника обменного пункта, при изменении курсов иностранных валют и кросс-курсов, а также при смене календарной даты кассовый работник подсчитывает итоговые данные по сумме полученных и выданных наличной валюты и чеков в разрезе видов операций, наименований наличной иностранной валюты и чеков, распечатывает текущий Реестр операций с наличной валютой и чеками, проставляет свою подпись на текущем Реестре операций с наличной валютой и чеками. Затем открывается новый Реестр операций с наличной валютой и чеками. Реестр операций с наличной валютой и чеками направляется в кассовые документы.
Реестр операций с наличной валютой и чеками, оформленный по совершенным уполномоченным банком, филиалом уполномоченного банка, дополнительным офисом, кредитно-кассовым офисом, операционной кассой вне кассового узла и иным внутренним структурным подразделением в течение рабочего дня операциям с наличной валютой и чеками, хранится в электронном виде в уполномоченном банке (филиале уполномоченного банка) один год после даты закрытия этого Реестра операций с наличной валютой и чеками.
Окончанием осуществления операции с наличной валютой и чеками считается передача кассовым работником физическому лицу наличной валюты, чеков, платежных карт и соответствующих документов.
Кассовый работник обязан выдать физическому лицу вместе с наличной валютой, чеками, платежной картой документ, подтверждающий проведение операции с наличной валютой и чеками (далее – документ).
Кассовый работник уполномоченного банка, филиала уполномоченного банка, дополнительного офиса, кредитно-кассового офиса, операционной кассы вне кассового узла и иных внутренних структурных подразделений обязан выдать физическому лицу вместе с наличной валютой, чеками, платежной картой документ.
Документ формируется в электронном виде на основании записи электронного Реестра операций с наличной валютой и чеками отдельно по каждой операции с наличной валютой и чеками по форме, самостоятельно установленной уполномоченным банком (филиалом уполномоченного банка), с обязательным указанием сведений, приведенных в прил. 1 к инструкции № 136-И. Документ распечатывается кассовым работником обменного пункта в единственном экземпляре (экземпляре клиента) и подписывается кассовым работником обменного пункта. Исправления в распечатанном документе не допускаются.
В случае выявления кассовым работником денежного знака иностранного государства (группы государств), вызывающего сомнение в его подлинности (имеющего признаки подделки), такой денежный знак физическому лицу не возвращается. Кассовый работник обменного пункта обязан проинформировать физическое лицо о том, что денежный знак вызывает сомнение в его подлинности (имеет признаки подделки). Указанный денежный знак передается для направления на экспертизу в порядке, установленном Банком России, или сотрудникам территориальных органов внутренних дел в порядке, установленном законодательством РФ.
В случае выявления кассовым работником чека, вызывающего сомнение в его подлинности (имеющего признаки подделки), имеющего следы подчистки или изменения реквизитов, такой чек физическому лицу не возвращается. Кассовый работник обменного пункта обязан проинформировать физическое лицо о том, что чек вызывает сомнение в его подлинности (имеет признаки подделки), имеет следы подчистки или изменения реквизитов. Указанный чек принимается для направления на инкассо или передается сотрудникам территориальных органов внутренних дел.
В случае выявления кассовым работником у принятых денежных знаков иностранного государства (группы государств) и чеков повреждений, значительно изменяющих их внешний вид, возможность проведения операций с наличной валютой и чеками определяется в соответствии с указаниями иностранного банка, принимающего на инкассо денежные знаки иностранных государств (группы государств) и чеки, или уполномоченного банка (филиала уполномоченного банка), являющегося посредником при направлении указанных ценностей на инкассо в иностранный банк (далее – инкассирующий банк).
При отсутствии таких указаний поврежденный денежный знак иностранного государства (группы государств) и чек принимаются с согласия физического лица на инкассо.
При осуществлении операций с наличной валютой и чеками не допускается выдача физическим лицам денежных знаков иностранных государств (группы государств) и чеков, имеющих производственный брак, повреждения или дефекты, которые могут служить причиной отказов от их приема другими уполномоченными банками (филиалами уполномоченных банков).
В случае обнаружения в полученной наличной валюте денежных знаков и чеков, указанных в настоящем пункте, претензии физического лица к кассовому работнику принимаются сразу после их получения. Замена таких денежных знаков и чеков считается продолжением той же операции с наличной валютой и чеками и производится банком без взимания комиссионного вознаграждения.
Уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка) может взимать с физического лица комиссионное вознаграждение за осуществление операций с наличной валютой и чеками в соответствии с тарифами, которые устанавливаются уполномоченным банком (филиалом уполномоченного банка) самостоятельно и утверждаются руководителем уполномоченного банка (филиала уполномоченного банка) и скрепляются оттиском круглой печати уполномоченного банка (филиала уполномоченного банка).
Курсы иностранных валют и кросс-курсы устанавливаются и изменяются уполномоченным банком (филиалом уполномоченного банка) приказом уполномоченного банка (филиала уполномоченного банка) или распоряжением должностного лица уполномоченного банка (филиала уполномоченного банка) (далее – приказ (распоряжение)), которому приказом уполномоченного банка (филиала уполномоченного банка) предоставлено право устанавливать и изменять курсы иностранных валют и кросс-курсы.
В приказе (распоряжении) указываются установленные (измененные) курсы иностранных валют и кросс-курсы на текущую дату, а также дата и время (в часах и минутах) установления (изменения) курсов иностранных валют и кросс-курсов.
Допускается изменение курсов иностранных валют и кросскурсов в течение операционного дня уполномоченного банка (филиала уполномоченного банка) с обязательным оформлением каждого изменения соответствующим приказом (распоряжением).
Передаваемая в филиал информация об установленных (измененных) уполномоченным банком курсах иностранных валют и кросс-курсах любыми средствами связи регистрируется в журналах, ведущихся отдельно в уполномоченном банке и в филиале уполномоченного банка на бумажных носителях или в электронном виде в порядке, установленном уполномоченным банком.
Такие журналы должны включать следующую информацию: установленные (измененные) курсы иностранных валют и кросс-курсы; дата и время (в часах и минутах) установления (изменения) курсов иностранных валют и кросс-курсов; дата и время (в часах и минутах) передачи или получения информации об установлении (изменении) курсов иностранных валют и кросс-курсов; фамилии и инициалы лиц, передавших или принявших указанную информацию.
Курс покупки поврежденных денежных знаков иностранных государств (группы государств) за наличную валюту РФ устанавливается уполномоченным банком (филиалом уполномоченного банка) в порядке, установленном в подп. 2.1.5 и 2.1.6 п. 2.1 инструкции № 136-И.
Уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка) не имеет права при осуществлении операций с наличной валютой и чеками устанавливать:
1) ограничения по достоинству (номиналу) и годам эмиссии денежных знаков иностранных государств (группы государств), находящихся в обращении;
2) ограничения по сумме покупаемой (принимаемой) и продаваемой (выдаваемой) наличной иностранной валюты, за исключением монеты иностранных государств (группы государств), и ограничения, обусловленные имеющимися у кассового работника обменного пункта фактическими остатками в наличной валюте РФ и в наличной иностранной валюте;
3) разные курсы иностранных валют в зависимости от достоинства (номинала) денежных знаков иностранных государств (группы государств).
Уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка) не вправе при осуществлении операций с наличной валютой и чеками устанавливать ограничения по достоинству (номиналу) и годам эмиссии денежных знаков Банка России, находящихся в обращении, по сумме покупаемой (принимаемой) и продаваемой (выдаваемой) наличной валюты РФ.
Банку запрещается в течение операционного дня осуществлять операции только по покупке или только по продаже наличной иностранной валюты за наличную валюту РФ, за исключением случаев израсходования кассовым работником обменного пункта авансов наличной иностранной валюты или наличной валюты РФ соответственно.
Уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка) может самостоятельно определять необходимость подкрепления обменного пункта на начало операционного дня авансом в наличной иностранной валюте, спрос на которую является незначительным.
В случае если уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка) не обеспечил обменный пункт на начало операционного дня авансом в наличной иностранной валюте, спрос на которую является незначительным, обменный пункт вправе осуществлять операции с наличной валютой и чеками с данной иностранной валютой в пределах ее поступления от физических лиц в течение операционного дня обменного пункта при условии, что курс этой иностранной валюты, а также кросс-курс иностранных валют к этой иностранной валюте в этот день был установлен уполномоченным банком (филиалом уполномоченного банка).
Филиалы банков, осуществляющие операции по приему на инкассо денежных знаков иностранных государств (группы государств), принимают на инкассо выводимые из обращения денежные знаки этих иностранных государств (группы государств) до объявленного эмиссионным банком дня их окончательного вывода из обращения.
Прием на инкассо денежных знаков иностранных государств (группы государств) (в том числе поврежденных денежных знаков иностранных государств (группы государств)) и чеков осуществляется на основании письменного заявления физического лица и иных документов в соответствии с условиями их приема эмиссионными банками.
В заявлении физического лица указываются полностью фамилия, имя и отчество (при его наличии) физического лица; его адрес места жительства (места пребывания); наименование, серия и номер предъявленного физическим лицом одного из документов, удостоверяющих личность, а также:
– наименование валюты каждого денежного знака иностранного государства (группы государств), его достоинство (номинал), серия, номер, год эмиссии, дополнительные реквизиты (для банкнот США – чековая буква, номер квадранта, номер клише лицевой и оборотной сторон; для банкнот стран – членов Европейского сообщества – буквенно-цифровая метка), наименование эмитента денежного знака иностранного государства (группы государств) (при возможности его указания);
– наименование каждого чека, его номер, дата и сумма, наименование эмитента чека и наименование лица, выдавшего чек (при возможности их указания);
– просьба о направлении уполномоченным банком (филиалом уполномоченного банка) физическому лицу письменного уведомления о решении инкассирующего банка.
При приеме на инкассо денежных знаков иностранных государств (группы государств) и чеков кассовый работник консультирует физическое лицо при внесении им в заявление сведений о реквизитах денежного знака иностранного государства (группы государств) и чека.
При приеме на инкассо денежных знаков иностранных государств (группы государств) и чеков кассовый работник составляет в двух экземплярах квитанцию по форме, приведенной в прил. 4 к инструкции № 136-И. Первый экземпляр выдается клиенту, второй экземпляр направляется в кассовые документы.
Принятые на инкассо денежные знаки иностранных государств (группы государств) и чеки направляются уполномоченным банком (филиалом уполномоченного банка) в инкассирующий банк.
При получении возмещения от инкассирующего банка за принятые на инкассо денежные знаки иностранных государств (группы государств) или чеки уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка) по просьбе физического лица высылает ему письменное уведомление по адресу, указанному в квитанции о приеме на инкассо.
После получения от инкассирующего банка возмещения за принятые на инкассо денежные знаки иностранных государств (группы государств) или чеки физическому лицу по его выбору может быть выплачена сумма в наличной иностранной валюте или в наличной валюте РФ по курсу иностранной валюты на текущую дату, установленному уполномоченным банком (филиалом уполномоченного банка).
В случае отказа инкассирующего банка от покупки принятых на инкассо денежных знаков иностранных государств (группы государств) или чеков указанные денежные знаки и чеки физическому лицу возвращаются в случае их возврата инкассирующим банком, при этом уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка) высылает физическому лицу письменное уведомление о решении инкассирующего банка по адресу, указанному в квитанции о приеме на инкассо, с приложением к нему копии официального ответа (выписки из официального ответа) инкассирующего банка об отказе от покупки принятых на инкассо денежных знаков иностранных государств (группы государств) или чеков. Оригинал официального ответа инкассирующего банка об отказе от покупки принятых на инкассо денежных знаков иностранных государств (группы государств) или чеков направляется в документы дня.
Внутренний порядок ведения кассовых операций с наличной иностранной валютой в уполномоченных банках организуется в соответствии с Указанием Банка России от 14.08.2008 № 2054-У "О порядке ведения кассовых операций с наличной иностранной валютой в уполномоченных банках на территории Российской Федерации".
Необходимо отметить, что отдельные положения порядка работы банков с наличной иностранной валютой были предметом рассмотрения Верховного Суда РФ[1].
Суть спора заключалась в следующем. Гражданин Г. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующими п. 4.6–4.8,4.10 инструкции № 113-И Банка России.
Как указывал заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат федеральному законодательству и незаконно возлагают на граждан обязанность по идентификации личности при осуществлении операций по купле-продаже иностранной валюты в обменных пунктах.
Выслушав объяснения, Верховный Суд РФ не нашел оснований для удовлетворения заявленных требований.
"Согласно ст. 251 ГПК гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Глава 4 инструкции № 113-И устанавливает порядок обслуживания кассовым работником физического лица в обменном пункте.
Согласно п. 4.6 названной инструкции обменные пункты при осуществлении операций с наличной валютой и чеками обязаны идентифицировать физическое лицо, находящееся на обслуживании в обменном пункте, в соответствии с п. 1 ст. 7 Закона о противодействии легализации доходов.
Настоящий Закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и в п. 1 ст. 7 устанавливает обязанность для организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом (клиента), и установить следующие сведения в отношении физических лиц: фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая); гражданство; реквизиты документа, удостоверяющего личность; данные миграционной карты; документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации; адрес места жительства (регистрации) или места пребывания; ИНН (при его наличии).
Суд не усматривает противоречия Закона о противодействии легализации доходов положениям ст. 35 и 55 Конституции.
Гражданский кодекс в п. 2 ст. 1 предусматривает, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Положения об идентификации физического лица при осуществлении операций с наличной валютой в обменном пункте, содержащиеся в инструкции № 136-И, не ограничивают прав гражданина на совершение сделки купли-продажи иностранной валюты.
Доводы заявителя о том, что обмен физическим лицом наличной иностранной валюты на наличные российские рубли, обмен физическим лицом наличных российских рублей на наличную иностранную валюту, конверсия физическим лицом одной наличной иностранной валюты в другую иностранную валюту не являются операциями с денежными средствами и не связаны с установлением, изменением или прекращением гражданских прав и обязанностей, являются несостоятельными.
Так, Закон о противодействии легализации доходов определяет операции с денежными средствами или иным имуществом как действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.
Закон о банковской деятельности к банковским операциям, которые могут осуществлять кредитные организации, относит куплю-продажу иностранной валюты в наличной и безналичной формах (п. 6 ч. 1 ст. 5), а договор является основанием возникновения гражданских прав и обязанностей.
Не основаны на законе утверждения заявителя в судебном заседании о том, что обмен наличной иностранной валюты физическим лицом на сумму до 600 тыс. руб. в контексте Закона о противодействии легализации доходов не признается операцией с денежными средствами или иным имуществом. Данный Закон такого положения не содержит.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 6 названного Закона операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 тыс. руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 тыс. руб., или превышает ее".
Согласно подп. 4 п. 1 ст. 7 Закона о противодействии легализации доходов организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, следующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом:
– вид операции и основания ее совершения;
– дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена;
– сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом (данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность), данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, ИНН (при его наличии), адрес его места жительства или места пребывания.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ согласно ч. 4 ст. 15 Конституции являются составной частью ее правовой системы.
Представители Банка России пояснили в суде, что в целях содействия принятию и укреплению мер, направленных на повышение эффективности предпринимаемых мер по борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, в 2002–2004 гг. Российской Федерацией ратифицированы конвенции ООН, которые содержат требования об установлении в каждом государстве-участнике всеобъемлющего внутреннего регулирования и надзора в отношении банков, основанного на требованиях в отношении идентификации личности клиента (Конвенция против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г.), и требования о принятии мер, обязывающих финансовые учреждения и другие организации, участвующие в совершении финансовых операций, принимать самые эффективные из имеющихся в их распоряжении меры для идентификации их постоянных или случайных клиентов (Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 г.).
Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы Банком России в пределах компетенции и не нарушают права и охраняемые законом интересы граждан, заявление Г. не подлежит удовлетворению.
Кассационная коллегия Верховного Суда РФ оставила данное решение в силе (определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 01.02.2005 № КАС05–9).
Также предметом рассмотрения в Верховном Суде РФ были п. 3.7, 4.31 инструкции № 113-И (см. определение Верховного Суда РФ от 22.01.2009 № КАС08–681).
Суть дела заключалась в следующем. Гражданин С. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением об оспаривании п. 3.7, 4.31 инструкции № 113-И.
Согласно п. 3.7 названной инструкции уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка) самостоятельно решает вопрос о необходимости работы с монетой иностранных государств (группы государств) при осуществлении операций с наличной валютой и чеками.
В силу п. 4.31 инструкции № 113-И уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка) не имеет права при осуществлении операций с наличной валютой и чеками устанавливать своими внутренними документами: ограничения по достоинству (номиналу) и годам эмиссии денежных знаков иностранных государств (группы государств), находящихся в обращении; ограничения по сумме покупаемой (принимаемой) и продаваемой (выдаваемой) наличной иностранной валюты, за исключением монеты иностранных государств (группы государств), и ограничения, обусловленные имеющимися у кассового работника обменного пункта фактическими остатками в наличной валюте РФ и в наличной иностранной валюте, а также за исключением ограничений по сумме выдаваемой наличной иностранной валюты при осуществлении операции, указанной в п. 3.1.18 настоящей инструкции; разные курсы иностранных валют в зависимости от достоинства (номинала) денежных знаков иностранных государств (группы государств).
Обратившейся гражданин С. просил признать недействующими положения п. 3.7 и абз. 3 п. 4.31 указанной инструкции в части слов "за исключением монеты иностранных государств (группы государств)", указав, что эта инструкция в оспариваемой части противоречит Закону о валютном регулировании, который, регулируя права и обязанности резидента по владению, пользованию и распоряжению иностранной валютой, не дифференцирует ее на банкноты и монеты. Предоставление уполномоченным банкам права самостоятельно решать вопрос о работе с монетой иностранного государства привело к тому, что ни один уполномоченный банк не работает с монетой иностранных государств, в результате чего ограничено право заявителя на продажу монеты иностранного государства.
На основании анализа валютного, банковского и гражданского законодательства суд пришел к выводу о том, что оспариваемые заявителем положения инструкции, которыми уполномоченным банкам предоставлено право самостоятельно решать вопрос о необходимости работы с монетой иностранных государств, не противоречат Закону о валютном регулировании и Закону о банковской деятельности.
Разрешая настоящее дело, суд исходил из того, что ни Закон о валютном регулировании, ни Закон о банковской деятельности не возлагают обязанности на уполномоченные банки осуществлять предусмотренные лицензией банковские операции в том или ином объеме, в частности связанные с куплей-продажей иностранной валюты. Названные законы не содержат и обязанности кредитных организаций работать одновременно со всеми видами наличной иностранной валюты (иностранными знаками в виде банкнот, казначейских билетов и монетами иностранных государств (группы государств)), и запрета на осуществление ими операций с наличной иностранной валютой в зависимости от ее вида.
Банку России, согласно ст. 56 Закона о Банке России, предоставлены полномочия по установлению обязательных для кредитных организаций правил осуществления банковских операций и запрещено вмешиваться в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Суд не согласился с доводом заявителя о том, что императивные нормы анализируемой инструкции, устанавливающие ограничения по обмену иностранной валюты по ее сумме, являются оперативным вмешательством в деятельность банков. Отказывая в удовлетворении заявления, суд пришел к выводу о том, что оспариваемые заявителем положения нормативного правового акта не противоречат действующему законодательству. Инструкция принята в пределах полномочий, предоставленных Банку России, прав и законных интересов заявителя не нарушает.