Лекция 15. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
– основные принципы и способы использования и охраны земель;
– основные источники права, регулирующие порядок и условия использования и охраны земель;
– основные права и обязанности землепользователей;
уметь
– разграничивать виды отношений, возникающих в сфере использования и охраны земель;
– анализировать, толковать и правильно применять нормы права, касающиеся использования и охраны земель;
владеть навыками
– использования основных категорий и понятий, касающихся охраны земель;
– применения нормативных актов, регулирующих порядок и условия использования и охраны земель.
Категории земель. Государственный кадастровый учет земельных участков
Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории (состав земель в Российской Федерации):
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В широком понимании кадастр, как "систематизированный свод сведений, составляемый путем периодических или непрерывных наблюдений над соответствующим объектом" [1], предполагает использование данных оценки, количественного и качественного учета земельных ресурсов и в других экономических целях.
Правовое ОГЛАВЛЕНИЕ государственного кадастра недвижимости характеризует его как инструмент государственного управления, в том числе и земельными ресурсами, осуществляемого в целях защиты прав на землю и обеспечения ее рационального использования.
С принятием Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221 – ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" представления о кадастре претерпевают серьезные изменения.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяют, ими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Законом сведений о недвижимом имуществе (п. 3 ст. 1 Закона).
Создание и ведение фундаментального кадастра служит многим целям: контроль и охрана земель, меры но повышению плодородия почв, государственная регистрация прав на землю, землеустройство, экономическая оценка земель и учет их стоимости для обоснованной платы за землю.
В настоящее время федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции государственного кадастрового учета недвижимого имущества, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии [2]. В соответствии с Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" данная Служба находится в ведении Министерства экономического развития РФ.