Лекция 8. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

В результате изучения главы студент должен:

знать

• понятие "электронная торговля", ее виды и секторы;

• правовые проблемы в сфере электронной торговли и пути их решения;

• порядок заключения, изменения и исполнения договоров, заключаемых в электронной форме (сетевых договоров);

• порядок заключения договоров с лицами, работающими на удаленном доступе;

уметь

• выявлять принципы правового регулирования в сфере электронной торговли (внутриотраслевые принципы);

• заключать договоры в электронной форме (сетевые договоры);

владеть

знаниями о способах заключения договоров в электронной форме, о дистанционной купле-продаже, осуществляемой с помощью информационных технологий.

Общее понимание электронной торговли, принципы правового регулирования электронной экономической деятельности

Современная торговля не может успешно развиваться, не используя достижений науки и информационных технологий. Важным направлением является дальнейшее техническое оснащение цифровой экономики, а также формирование высокопрофессионального кадрового состава.

Электронная торговля активно продвигается вперед, что связано с естественным приростом пользователей за счет все большего распространения Интернета в России. Количество пользователей в мире превышает 2,27 млрд чел., в России эта цифра к 2012 г. стремительно приближается к 70 млн чел.

В 2011 г., по данным Фонда "Общественное Мнение", ежемесячная аудитория Рунета составляла 57,8 млн чел. – данный показатель по-прежнему растет, годовой прирост составляет примерно 15%.

76% аудитории Рунета пользуются Интернетом каждый день, на широкополосный доступ приходится 70%, а доля мобильного доступа составляет 34%. По размеру национальной аудитории Россия занимает шестое место в мире. По-прежнему активно Рунет прирастает регионами, за 2011 г. показатель прироста составил 16%. Активно используется мобильный интернет: его аудитория растет в два раза быстрее, чем у стационарного.

Следует отметить, что в современной системе товарных отношений продаются скорее не сами товары, а ощущения, наслаждения, статус, связанный с тем или иным продуктом потребления. Психологи считают, что шоппинг в некоторой степени может вылечить человека от депрессии. Поэтому торговля сегодня – это не только обмен товарами, а прежде всего обмен информацией. С этим связана динамика и волотильнсть рынка.

Приведем несколько удачных определений электронной торговли, в соответствии с которыми это – торговля, осуществляемая с помощью электронного документооборота в сети "Интернет" и других телекоммуникационных сетях; предпринимательская деятельность по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг, осуществляемая с использованием электронных сообщений.

Можно выделить несколько тенденций развития этого перспективного направления ведения бизнеса.

Во-первых, становится больше потребителей услуг сетевых торговых площадок, покупающих через Интернет и другие коммуникационные сети.

Во-вторых, в этом сегменте рынка увеличивается конкуренция. Кроме того, существенно меняется поведение самих посетителей интернет-магазинов: они стали внимательнее и предъявляют повышенные требования к безопасности электронных сделок; дольше выбирают, больше сравнивают, поэтому в данной сфере победителем выйдет сумевший быть наиболее лояльным и внимательным к запросам покупателей. Нужно отметить, что применение современных информационных технологий и систем коммуникации способно в будущем вывести на качественно новый уровень все аспекты ведения бизнеса. Для этого следует уделить более пристальное внимание внедрению автоматизированных систем управления и экономико-математическим методам в исследуемой сфере. Важным является также анализ прогнозов спроса населения, совершенствование предпринимательских связей электронной торговли с производством.

В конечном счете многие вопросы экономической и социальной эффективности электронной торговли нуждаются в дальнейшей обстоятельной научной разработке и экспериментальной проверке. Эффективность торговли может быть достигнута лишь на основе неукоснительного соблюдения норм действующего законодательства и невозможна без внедрения новейших технических средств и технологий.

Сегодня отношения в сфере электронной торговли регулируются как международным, так и национальным законодательством. Среди международных актов в данной области следует отдельно выделить Конвенцию ООН об использовании электронных сообщений в международных договорах, принятую в г. Нью-Йорке 23 ноября 2005 г., Типовой закон "Об электронной торговле" ЮНСИТРАЛ 1996 г., Декларацию о свободе обмена информацией в Интернете, принятую Советом Европы 28 мая 2003 г., Европейскую декларацию о правах человека и верховенстве права в информационном обществе 2005 г., Хартию глобального информационного общества, принятую в июле 2000 г. в Окинаве, Конвенцию по борьбе с киберпреступностью 2001 г., Декларацию принципов построения информационного общества 2003 г. и План действий Тунисского обязательства 2005 г., принятые Всемирным саммитом по информационному обществу, И др.

Следует отметить, что в настоящее время внутреннее законодательство РФ в сфере электронной торговли разработано недостаточно. Оно далеко от совершенства и требует разработки и принятия новых актов. Экспертным сообществом и депутатами, в частности, неоднократно вносились проекты законов "Об электронной торговле", но на сегодняшний день перспектива принятия какого-либо из них выглядит неопределенной.

Среди действующих в рассматриваемой сфере национальных источников нрава можно особо выделить Федеральные законы от 28.12.2009 №381-Ф3 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", от 06.04.2011 № 63-ФЗ "Об электронной подписи", от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных", от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи", от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании", от 29.12.1994 № 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов", от 24.07.2002 № 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации", от 29.12.2006 № 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", ГК РФ, Закон о защите прав потребителей, Закон о рекламе и другие акты.

Отдельные рассматриваемые нормы представлены в виде норм морали и этических стандартов саморегулирования. Так, Национальный кодекс деятельности в области информатики и телекоммуникаций, принятый 27 мая 1996 г. ТПП РФ, содержит этические стандарты саморегулирования, действующего на основе законодательства РФ и международного права. Большое практическое значение для исследуемой сферы имеют также резолюции Российского Интернет Форума, которые содержат синтез мнений и конкретные предложения специалистов в сфере регулирования Интернета.

Понятие электронной торговли. Если говорить об электронной торговле как о понятии и об институте права, нужно отметить, что на сегодняшний день отсутствует единое понимание этой категории в современном праве. Так, некоторые авторы под электронной торговлей понимают рекламу и обмен товарами, осуществляемый между физическими и юридическими лицами посредством коммуникационных сетей. В этом случае речь идет об узком понимании электронной торговли. Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле, одобренный 16 декабря 1996 г. на 85-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, в ст. 1 указывает, что термин "торговля" следует толковать шире, охватывая все отношения торгового характера, как договорные, так и недоговорные. Данные отношения включают: любые торговые сделки на поставку товаров или услуг или обмен товарами или услугами; дистрибьюторские соглашения; коммерческое представительство и агентские отношения; факторинг; лизинг; строительство промышленных объектов; консалтинг; инжиниринг; куплю-продажу лицензий; соглашения об эксплуатации или концессии; совместные предприятия и другие формы промышленного или предпринимательского сотрудничества. В этом случае электронная торговля не сводится лишь к купле-продаже товаров и услуг через электронные сети. Существуют точки зрения, согласно которым электронная торговля трактуется еще более широко: как электронное ведение бизнеса. Широкое распространение получило определение электронной коммерции как комплекса коммерческих сделок, совершаемых посредством цифровых средств связи.

Интересной является позиция А. А. Тедеева, который относит к электронной торговле ряд заключаемых с использованием электронных средств договоров, среди которых договор купли-продажи, поставки, возмездного оказания услуг, банковского счета, банковского вклада, поручения, агентирования, доверительного управления имуществом и др.

Представляется правильным разграничить электронную торговлю и интернет-торговлю, соотносящиеся как часть и целое, причем электронная торговля представляет собой более объемное понятие и является разновидностью предпринимательской деятельности, в процессе которой субъекты права заключают, изменяют, исполняют и прекращают договоры посредством обмена электронными сообщениями. Интернет-торговля – это предпринимательская деятельность, которая осуществляется посредством обмена электронными сообщениями, но уже через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет"; она может не выступать особым видом предпринимательской деятельности в том случае, если инфраструктура Интернета используется хозяйствующими субъектами исключительно в качества сети связи. В этом случае целесообразно говорить лишь об особом способе осуществления предпринимательской активности в кибернетическом пространстве. Ряд авторов под электронной торговлей понимают не только предпринимательскую деятельность, но и тесно связанную с ней иную незапрещенную экономическую деятельность, осуществляемую в электронной форме. Средством взаимодействия участников рассматриваемых отношений являются электронные средства сетевой коммуникации. Такая позиция представляется более точной и аргументированной.

Итак, основным критерием отграничения интернет-торговли от традиционной является применение соответствующих электронных средств для взаимодействия субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Руководство по принятию Типового закона ЮПСИТРАЛ об электронной торговле 1996 г. в п. 7 среди таких средств передачи данных, охватываемых понятием "электронная торговля", называет следующие основанные на использовании электронных методов способы передачи: передача данных путем электронного обмена между компьютерами; передача электронных сообщений с использованием либо общедоступных, либо патентованных стандартов; передача текста свободного формата с помощью электронных средств, например через Интернет; в ряде случаев концепция "электронной торговли" может охватывать использование таких средств, как телекс и телефакс.

В литературе выделяются два вида электронной торговой деятельности:

– традиционная, или косвенная, электронная торговля (заказ "твердых" товаров, которые доставляются по обычным каналам: почтовыми отправлениями, курьерами и т.д.);

– прямая электронная торговля: выбор товара, платеж и доставка в режиме реального времени "мягких товаров", а также предоставление информационных услуг онлайн (купля-продажа, установка и обновление программного обеспечения через Интернет, подписка на электронные журналы, получение развлекательных услуг и др.).

Известны несколько секторов электронной торговли:

– В2С (коммерсант – потребитель);

– В2В (коммерсант – коммерсант);

– B2G (коммерсант – госсектор);

– С2С (потребитель – потребитель).

В 2012 г. оборот электронной торговли в России увеличился почти в два раза относительно 2011 г. и достиг 470 млрд руб. По данным биржевых аналитиков, российский рынок электронной торговли будет увеличиваться в год на 21,5% до 2015 г. Впервые в 2013 г. в России несколько крупнейших игроков интернет-торговли солидарно объявили о системе сезонных скидок на свою продукцию, чем еще раз продемонстрировали свою конкурентоспособность по сравнению с "традиционными" магазинами. Подобная распродажа в российской зоне получила название "кибер-понедельник".

Принципы правового регулирования в сфере электронной торговли. В отсутствие специального внутригосударственного законодательства особую роль для упорядочения отношений в рассматриваемой области имеют принципы регулирования. Остановимся на них подробнее.

В исследуемой области можно выделить общеправовые, межотраслевые (отраслевые) принципы регулирования. Социальное регулирование деятельности субъектов в киберпространстве прежде всего должно базироваться на общеправовых принципах законности, свободы объединения, выражения мнений и др.

Межотраслевыми принципами регулирования в сфере электронной торговли являются следующие.

1. Принцип свободы сетевого договора. Россия должна создавать условия свободного доступа к интернет-технологиям. Не допускается в какой-либо форме принуждение к заключению сетевых договоров или навязывание кабальных условий в процессе заключения подобных соглашений.

2. Принцип соразмерного государственного воздействия на интернет-сферу. Государство должно использовать лишь те меры регулятивного воздействия, которые действительно необходимы для разрешения неотложных задач в сфере развития высоких технологий, и только в случае невозможности использования иных механизмов регулирования вводить ограничения и запреты; меры прямого государственного регулирования, а также ограничения перемещения товаров и услуг могут применяться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ст. 74 Конституции РФ).

3. Принцип приоритетного использования диспозитивных методов правового регулирования. Императивные правовые нормы могут применяться только для защиты важнейших прав и законных интересов личности, общества и государства. Приоритет должен отдаваться диспозитивным методам регулирования отношений в сфере электронной торговли.

4. Принцип свободного развития электронной торговли и содействия конкуренции. Разрабатывающиеся нормативные правовые акты не должны создавать препятствий для конкуренции, а также барьеров для международной электронной торговли. В России должны выполняться принятые обязательства для свободы обращения информационных продуктов, а также оказания сетевых услуг, развития свободного рынка купли-продажи и обращения товаров через информационно-коммуникационные сети общего доступа.

5. Принцип гармонизации законодательства. Законодатель нашей страны должен стремиться выработать нормы, которые создавали бы условия для интеграции России в глобальный информационный рынок товаров и услуг, в системы международной электронной торговли, а также соответствовали бы основным подходам, применяемым в международной практике с учетом особенностей российской правовой системы.

6. Принцип гласности принимаемых решений в интернет-сфере. Решения регулирующих государственных органов подлежат обязательному опубликованию при условии соблюдения ограничений, связанных с конфиденциальностью частной информации и защитой персональных данных пользователей.