Правовое регулирование финансов бюджетных и автономных учреждений

Бюджетные и автономные учреждения обладают большей самостоятельностью по сравнению с казенными учреждениями.

Бюджетным учреждением в соответствии со ст. 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Автономным учреждением согласно ст. 2 Федерального закона "Об автономных учреждениях" признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий но работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Финансы бюджетных и автономных учреждений формируются как за счет поступлений из бюджетов, так и за счет доходов, полученных этими учреждениями от приносящей доходы деятельности.

Бюджетное законодательство предусматривает несколько основных форм финансирования деятельности бюджетных и автономных учреждений.

1. Основной формой бюджетного финансирования бюджетных и автономных учреждений является предоставление им субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) (абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ). Статья 6 БК РФ определяет государственное (муниципальное) задание как документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). Требования к государственному (муниципальному) заданию закреплены в ст. 69.2 БК РФ. В государственном (муниципальном) задании фактически отражаются те цели, для которых было создано соответствующее бюджетное или автономное учреждение.

Размер субсидии рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) в рамках государственного (муниципального) задания и нормативных затрат на ОГЛАВЛЕНИЕ недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных учреждению учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения, по которым признается указанное имущество, в том числе земельные участки[1].

2. Помимо вышеуказанных субсидий бюджетные и автономные учреждения могут получать субсидии на иные цели (абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ). Например, могут предоставляться субсидии на осуществление капитального ремонта, приобретение особо ценного оборудования и т.д.

3. Финансовое законодательство предусматривает возможность выделения бюджетным и автономным учреждениям бюджетных инвестиций (п. 5 ст. 79 БК РФ). Правила принятия решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций утверждаются Правительством РФ[2].

Бюджетные инвестиции осуществляются в объекты капитального строительства государственной и муниципальной собственности. В связи с этим предоставление автономному и бюджетному учреждению бюджетных инвестиций влечет соответствующее увеличение стоимости их основных средств, находящихся на праве оперативного управления.

4. На бюджетные и автономные учреждения может возлагаться осуществление полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами[3]. В этом случае бюджетному и автономному учреждению предоставляется финансовое обеспечение на осуществление указанных полномочий. Учреждение осуществляет оплату денежных обязательств по исполнению публичных обязательств от имени федерального органа государственной власти (органа местного самоуправления).

Бюджетное финансирование бюджетных и автономных учреждений осуществляется в рамках бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели в законе (решении) о бюджете.

Помимо получения бюджетного финансирования бюджетные и автономные учреждения вправе заниматься приносящей доход деятельностью. В отличие от казенных учреждений бюджетные и автономные учреждения имеют право самостоятельно использовать поступающие от указанной деятельности средства.

Бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством РФ.

Автономные учреждения могут открывать как счета в кредитных организациях, так и лицевые счета в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования).

Бюджетные и автономные учреждения самостоятельно несут ответственность по своим обязательствам. На публично-правовые образования нс возлагается субсидиарная ответственность по их долгам. В то же время применительно к лицевым счетам указанных учреждений предусмотрен особый порядок обращения взыскания. Он близок к процедуре обращения взыскания на бюджетные средства. Исполнительные документы об обращении взыскания на средства бюджетных и автономных учреждений исполняются теми органами, в которых открыты лицевые счета бюджетных и автономных учреждений[4].