Правовое регулирование договора
Проблемы начинают возникать, когда правоприменитель неправильно определяет сферу действия того или иного нормативного правового акта, недостаточно внимательно знакомится с теми его положениями, в которых регламентируется, что является предметом правового регулирования акта, на какие правоотношения он распространяется или не распространяется.
Так, например, положения § 4 "Поставка товаров для государственных и муниципальных нужд" гл. 30 ГК РФ являются специальными по отношению к § 1 "Общие положения о купле-продаже" и § 3 "Поставка товаров" этой же главы. При этом не все положения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" являются специальными по отношению к § 4 гл. 30 ГК РФ, так как данный Закон регулирует огромный спектр правоотношений, большинство из которых носит процедурный, а не материально-правовой характер (см. ст. 1 Закона).
Анализируя правовое регулирование договорных отношений с практической точки зрения, необходимо отметить, что оно состоит из нескольких уровней:
1) специальное правовое регулирование:
а) федеральные законы;
б) принятые в соответствии со специальными федеральными законами подзаконные нормативные акты;
в) иные подзаконные нормативные акты;
2) общее правовое регулирование (ГК РФ);
3) обычаи делового оборота.
Следует напомнить, что ненормативные акты (особенно часто встречаются письма министерств, федеральных служб и федеральных агентств и т.д.) и локальные акты не входят в систему правового регулирования договорных отношений. Так, довольно часто в ответ на частный вопрос то или иное министерство или федеральная служба выпускает письмо с разъяснениями какого-либо порядка. Такие письма не могут быть аргументом в судах и при разбирательствах в административном порядке, поскольку:
1) не являются нормативными (т.е. не содержат правил поведения);
2) приняты не по установленной для нормативных правовых актов процедуре (об этом правоприменитель может узнать только из вида документа — письмо);
3) подписано ненадлежащим лицом (например, руководителем какого-либо структурного подразделения или заместителем министра и т.д.);
4) официально не опубликованы.
Пример
Согласно письму Министерства финансов РФ от 17.02.2014 № 02-08-12/6562 "Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) в пределах своей компетенции рассмотрел обращение по вопросу использования реквизитов ОКАТО, ОКТМО при осуществлении перевода денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации и сообщает следующее.
Заместитель директора Департамента В. В. Кветкин"
Или согласно письму Министерства финансов РФ от 26.09.2012 № 06-04-12/01-664: "Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело письмо но вопросу установления нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц в бюджеты городских округов и сообщает, что в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, Министерству финансов Российской Федерации не предоставлено право официального толкования законодательных и иных нормативных правовых актов. Вместе с тем по поставленному в письме вопросу считаем возможным отметить следующее.
Заместитель директора
Департамента межбюджетных отношений
О. Г. Бежаев"
Что же касается локального регулирования, то можно привести в качестве примера гарантийные письма, довольно распространенные на практике и не имеющие тем не менее ничего общего с гарантиями в правовом смысле этого слова.
Надо также помнить, что при неуказании в договоре иного, стороны будут считаться согласившимися на установленные нормативными правовыми актами положения, даже если норма является диспозитивной, т.е. позволяющей сторонам установить собственный режим взаимоотношений, отличающийся от нормативно закрепленного. Например, частым заблуждением является то, что неупоминание в договоре размера неустойки или даже в принципе факта ее существования исключает в последующем ее взыскание. Это не так. Та сторона, чье право нарушено неисполнением договора, вправе взыскать неустойку в любом случае, по ее размер будет вытекать не из договора, а из закона.
Совершенно отдельного и очень внимательного изучения требуют такие источники правового регулирования в договорном праве, как судебные решения. Поскольку Россия относится к романо-германской правовой семье, прецедентного права в ней нет и судебные решения не являются официальным источником права.
Однако в последние годы судебный прецедент приобретает все более явственное значение в системе арбитражного правосудия. Вместе с тем система судов общей юрисдикции в этом смысле осталась практически на исходной позиции.
Согласно общепризнанному пониманию нормы права — это санкционированные государством "правила поведения, адресованные персонально неопределенному кругу лиц и рассчитанные на многократное применение" (см. Определение КС РФ от 02.03.2006 № 58-0).
ГК РФ называет источниками гражданско-правовых норм федеральные законы, указы президента, постановления правительства, акты министерств и федеральных органов исполнительной власти (ст. 3 ГК РФ), обычаи делового оборота (ст. 5 ГК), но не судебные акты.
Однако высшие суды в России имеют полномочия на принятие не только актов по конкретным судебным делам, но и документов более общего характера, служащих руководством для соответствующих нижестоящих судов (прежде всего имеются в виду постановления пленумов). Такие документы нередко содержат не что иное, как нормы права судебного происхождения. Соответственно, не будучи судебными прецедентами (т.е. решениями по конкретным делам, устанавливающими общеобязательные правила), эти документы, тем не менее, довольно часто представляют собой пример судебного правотворчества.
При вынесении решений по конкретным делам роль судов тоже не сводится к однотипному применению норм права. Прежде всего высока роль судебного усмотрения при принятии решения по делу. Необходимость возникновения института судебного усмотрения возникла вследствие следующих обстоятельств:
1) нормативные правовые акты (как законы, так и подзаконные акты) зачастую не обладают высоким уровнем юридической техники, применить их в конкретной ситуации довольно сложно;
2) нормативный правовой акт носит обобщающий характер, что исключает возможность учета всех особенностей практических ситуаций, подпадающих под его действие.
Суд, однако, не может ограничиться простым указанием на двусмысленность нормы; он должен принять именно однозначное решение, истолковав закон либо одним способом, либо другим. Для обоснования решения по спорному вопросу суду придется сформулировать правило, которое в дальнейшем вполне может использоваться при принятии решений по аналогичным делам.
В неоднозначных ситуациях суд в большинстве случаев будет следовать позиции своего вышестоящего суда, в противном случае решение может быть отменено в вышестоящей инстанции. Если же по спорному вопросу имеется позиция суда самой высшей инстанции, содержащееся в ней правило применяется всеми подведомственными ему судами. По данному вопросу считается сформированной судебная практика. По существу же это означает, что сформулированное судом высшей инстанции правило приобретает обязательную силу для всех участников соответствующих правоотношений.
Итак, подведем итог. Для выяснения, чем, кроме текста самого договора, регулируются правоотношения сторон из него, необходимо следующее:
1) ознакомиться с положениями ГК РФ, причем как с общими (общие положения об обязательствах, общие положения о договоре и т.д.), так и со специальными (часть вторая ГК РФ);
2) выяснить наличие или отсутствие специального законодательного регулирования данного вида договора;
3) ознакомиться с возможным подзаконным регулированием, наличие которого обусловлено, как правило, нормами закона (т.е. в самом законе указано, что тот или иной аспект регулируется постановлением Правительства РФ);
4) посмотреть судебную практику по возникшим вопросам;
5) ознакомиться с возможными обычаями в той сфере, которой касается заключаемый контракт. Однако сложность поиска таких обычаев компенсируется тем фактом, что они применяются исключительно в случаях пробельность нормативно-правового регулирования;
6) и наконец, изучить локальное нормативное регулирование, особенно если его принятие предусмотрено нормативными правовыми актами (например, ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц").