Правовое пространство хозяйственной деятельности
Разумное, устойчивое, действенное законодательство в хозяйственной сфере является исходной основой для формирования эффективной экономики.
Существующее хозяйственное право характеризуется бессистемностью, отсутствием стабильности, расколом на законы, указы Президента и ведомственные инструкции по принципу лебедя, рака и щуки. Более того, законы нередко противоречат друг другу. Указы Президента Б.Н. Ельцина часто исключали один другой. Ведомственные инструкции в своей совокупности представляют лес, через который не в состоянии пройти ни одно здравое начинание.
Характерной чертой современного хозяйственного права является возможность его поворота как в ту, так и в другую сторону в зависимости от усмотрения исполнительной власти. Это делается власть предержащими совершенно сознательно не только с целью развязать себе руки, но и для создания почвы для тотального взяточничества.
Рассмотрение хозяйственных споров в арбитражах и судах представляет собой крайне затяжную волокиту, к тому же облагаемую процентом от суммы иска. Эго способствует тому, что хозяйственники часто не хотят отсуживать долги, вынужденно прощая их. Тем самым создан стимул наживы за счет нарушения договорных обязательств. Крупные долги нередко выбиваются не через арбитраж, а при помощи рэкетиров. Таким образом, сама судебная система рассмотрения хозяйственных споров способствует криминализации экономики.
Многие нормативные акты в хозяйственной сфере принимаются под влиянием лоббирования, причем не только через воздействие групповых, ведомственных, региональных интересов. но и для реализации схем обогащения криминальных бизнесменов.
Личные решения высокопоставленных чиновников в хозяйственной сфере, как при использовании заведомо оставляемых лазеек в законодательстве, так и вопреки нормативным актам, создают лихорадочную среду, приводят к колоссальному перераспределению национального дохода в пользу лиц, наживающихся на власти.
Отсутствуют механизм и рычаги реализации ответственности за нарушение нормативных хозяйственных актов, что создает психологический климат пренебрежения к праву, вызывает хозяйственную неразбериху.
Ловя рыбу в мутной воде, криминализированные группировки, уже успевшие подключиться к большой политике, будут делать все возможное для того, чтобы воспрепятствовать нормализации законодательства в хозяйственной сфере. Иначе будет уничтожена почва для криминального разграбления страны в исторически короткие сроки.
Несмотря на все потуги шокотерапевтов привлечь в Россию иностранный капитал, он не течет потоком в нашу страну не потому, что в ней не осталось ничего достаточно ценного в глазах зарубежных инвесторов, но по ряду других причин в том числе по причине отсутствия правовой стабильности в хозяйственной деятельности и ее криминализации. В бурлящем котле тотального перераспределения национального достояния России можно обогатиться в считанные дни, благодаря высокой подписи на нормативном документе. Но точно таким же способом можно и разориться, потеряв не только спешно нажитое богатство, но и вложенные в страну инвестиции.
Формирование в России правового пространства хозяйственной деятельности потребует политической воли от власти, сочетающей в себе преданность интересам страны с профессиональной компетентностью. При этом неизбежно потребуется сочетание и взаимопереплетение юридических и экономических мер, обеспечивающих не только принятие разумных законов, но и их исполнение.
Законы должны опираться на правосознание общества, но гарантировать их необходимо силой, в том числе вооруженной. Экономический размыв квалифицированных кадров в правоохранительных органах и вооруженных силах, через их переход в коммерческие структуры на значительно более высокую оплату, чреват национальной катастрофой. Будем помнить, что страна. где оклад офицера в несколько раз ниже дохода мелкого торговца. обречена на гибель. Без офицеров погибнут и торговцы, так как неохраняемая страна вскоре впадает в хаос, торговцам становится нечем торговать, а покупателям не на что покупать.
В последние годы парламентарии России внесли много конструктивных положений в хозяйственное законодательство, однако они тонут в правовой неразберихе и широко распространенной практике неисполнения законов.
Назрела кардинальная реформа в сфере хозяйственного законодательства.
1. С целью исключения взаимопротиворечивости хозяйственных нормативных актов, объединения их в единую систему, необходимо разработать и принять "Кодекс хозяйственной деятельности" со статусом Конституции в сфере экономики. Все другие хозяйственные нормативные акты должны конкретизировать и дополнять положения этого кодекса. В случае их противоречий кодексу в силу вступают его статьи Судам и арбитражам следует предоставить право отмены любых властных решений в случае их противоречия кодексу. Иски по таким делам обязаны приниматься к рассмотрению вне очереди и без взимания пошлин, так как государство морально и по существу не вправе взимать деньги за апеллирование к нему на предмет соблюдения его собственных законов. Судебные издержки и компенсация ущерба должны взиматься с руководителей, нарушивших закон.
2. Из нормативных хозяйственных актов необходимо исключить разночтение. Каждый гражданин России, в случае обнаружения и доказательства в арбитраже факта разночтения в каком-либо законе, должен получать за это крупную денежную премию (порядка нескольких годовых окладов квалифицированного специалиста), что нужно оговорить законодательно. При этом было бы целесообразно учредить "Арбитраж по спорным вопросам хозяйственного нормотворчества".
3. Каждый нормативный акт должен обязательно предусматривать санкции за нарушение его статей, с указанием ответственных лиц за применение санкций. Одновременно следует принять закон, регламентирующий ответственность полномочных лиц за неприменение санкций.
4. Недопустимо по каждому хозяйственному вопросу принимать закон Число законов должно быть ограничено, при компенсации качеством сокращения их количества.
5. Предпосылкой совершенствования законодательства в хозяйственной сфере должно стать четко зафиксированное в "Кодексе хозяйственной деятельности'' разделение полномочий, сфер, функций между федеральными и региональными властями, а также между министерствами и ведомствами.
6. Часть законов целесообразно принимать в два этапа.
Закон, принятый на первом этапе, действует ограниченный, заранее оговоренный срок. Перед его истечением законодатели, после анализа практики применения закона, принимают одно из трех решений (второй этап): принять закон окончательно; принять закон с внесением в него корректив; отменить закон.
Нормативные хозяйственные акты взаимопереплетены с экономическими интересами как в процессе разработки и принятия законов, так и в ходе их исполнения.
Деформация системы экономических интересов, их разбалансированность приводят к деградации хозяйственного права. В свою очередь деградирующее хозяйственное право способствует нарастанию деформации и разбалансированности экономических интересов. В итоге образуется воронка, втягивающая народное хозяйство в хаос.
Напротив, оздоровление экономики может начаться с челночного ступенчатого процесса, когда ступенька в гармонизации интересов улучшает законодательство, усовершенствованные законы способствуют гармонизации интересов и т.д
При этом прогресс в сфере хозяйственного права неизбежно выливается в серию постепенных, поэтапных процедур, которые по пути к достаточно качественному законодательству можно пройти сравнительно быстро. Но миновать необходимые ступени не удается. Это потребует периодического возвращения к тем же самым законам, их пересмотра и корректировки, что вступает в противоречие с необходимостью стабильности законодательства. Данное противоречие решается на основе обеспечения стабильности социально-экономического курса развития страны, фиксируемого прежде всего в "Кодексе хозяйственной деятельности", так. чтобы все пересмотры и корректировки хозяйственных актов проводились в рамках этого курса, а не являлись шараханиями из одной крайности в другую или попытками одновременно двигаться в разных направлениях. этой типичной беды составителей нормотворческих актов, стремящихся угодить "и нашим и вашим".
В связи с девальвацией нравственного потенциала почти всех государственных структур современного мира, что проявилось, в частности, в скандальных процессах по обвинению в коррупции высших должностных лиц в Германии, Франции, Италии и Японии, вся человеческая цивилизация поставлена перед угрозой воцарения криминалократии. Не менее, если не более, остра эта проблема для России.
Жизнь в условиях криминалократии стала бы невыносимой практически для всех. И тем не менее большинство социально активных людей способствует ее воцарению. Если люди действуют вопреки своим жизненным интересам, налицо неправильное их понимание, дисбалансировка.
Система реальных экономических интересов пришла в непримиримое противоречие с системой организации государственной власти:
- интересы социально активных людей направлены на личное обогащение, которое часто достижимо легальным путем в то время как предержащие власть чиновники вынуждены довольствоваться сравнительно скромными окладами, проводя день, а порой и ночь, на работе, служа принципам общественного процветания и благосостояния, чтобы обогащались другие, но не они;
- с нарастающим ослаблением сдерживающих начал чиновники все больше используют власть для нелегального обогащения, творя криминальный мир, который, в свою очередь, творит коррумпированных чиновников, что вместе взятое раскручивает спираль воцарения криминалократии;
- противостояние стоящей на страже закона нравственности и экономической выгодности его нарушения, несомненно, решается в пользу последней, что чревато воцарением криминалократии.
Что делать?
Возрождать в обществе нравственность?
Укрепление нравственности необходимо, но недостаточно. К тому же нужно учесть скорость нарастания процессов. Что быстрее наберет силу для окончательной победы: становящаяся немодной в современном потребительском укладе жизни нравственность или захватившая средства массовой информации выгода, все больше ориентируемая на преступность? Ответ очевиден.
Для возрождения общества, утверждения незыблемого правопорядка, обладающего иммунитетом против коррупции, необходимо изъять материальный, экономический интерес из нелегальной, теневой сферы и перенести его в среду, регулируемую законом В частности, исполнение закона должно стать более выгодным, чем его нарушение. Чтобы это обеспечить, нужно изменить характер власти, подчинив в первую очередь закону ее саму, введя неотвратимо действующую систему поощрений и санкций, оформленную законодательно:
- государственным чиновникам всех уровней помимо служебных окладов и установленных льгот, компенсирующих затраты их труда, позволяется легально накапливать значительный личный капитал в качестве вознаграждения за эффективное управление страной;
- источником выплаты вознаграждения служат специальные фонды, образуемые на федеральном и региональном уровнях в фиксированной доле прироста национального дохода страны, а также экономического эффекта от государственных программ;
- каждая должность в системе государственного управления страхуется на крупную сумму, которая зависит от уровня ответственности, на предмет злоупотребления служебным положением, получения взятки, уличения в коррупции: лицам, сумевшим выявить с последующим доказательством в суде должностные преступления чиновников, выплачивается соответствующая величина страховки; источником выплаты страховых вознаграждений является особый страховой фонд, пополняемый за счет конфискации имущества осужденных преступников: для предотвращения взяток в косвенной форме путем принятия на работу в частные структуры покинувшего госслужбу высокопоставленного чиновника или его ближайших родственников с многомиллионной месячной зарплатой (а также других замаскированных взяток) законодательно определяется перечень высших должностей федерального и регионального уровней, занимать которые допустимо только после дачи обязательства претендентом на пост и его ближайшими родственниками на предмет отказа от должностей со сверхвысокими окладами в негосударственных структурах и от частной коммерческой деятельности; высшим должностным лицам государства запрещается получать гонорары за книги, изданные за рубежом, а также выступать с платными лекциями;
- обладание всяким дорогостоящим объектом собственности (вилла, престижный автомобиль, яхта и т.п.) или крупным счетом в банке, ценными бумагами на большую сумму, антиквариатом и драгоценностями декларируется в обязательном порядке всеми чиновниками наряду с их текущими доходами: утаивание значительных ценностей в декларации влечет за собой уголовную ответственность; крупные денежные и материальные накопления при невозможности доказать их законный источник подлежат конфискации с обязательным возбуждением уголовного дела.
Оценивая данную систему, один из вариантов которой уже представлен в Госдуму в виде "Проекта Закона о социально-правовом страховании", разработанного предпринимателями, озабоченными катастрофическим нарастанием коррупции, нужно иметь в виду нижеследующее.
1. У сотрудников прокуратуры и следственных органов не возникнет заинтересованности в фабрикации уголовных дел против честных чиновников, так как в противном случае они сами попадают под действие предлагаемой системы, как совершающие должностное преступление.
2. Сильнодействующая система искоренения коррупции на основе материальной заинтересованности направлена только против преступлений, совершенных после принятая соответствующего закона. В противном случае массовое расследование прошлых преступлений миллионов людей, повязанных в коррупции и виновных в злоупотреблении служебным положением, ввергло бы российское общество в состояние хаоса.
3. Функционирование системы не потребует больших финансовых затрат. Умеренная сумма необходима только для ее запуска. В дальнейшем система будет самоокупаться за счет конфискации преступных накоплений. Кроме того, в условиях действенности системы чиновникам станет невыгодно обогащаться нелегальным путем, так что число преступлений, совершаемых ими, сократится до минимума. Система превратится в своеобразный предохранительный клапан.
4. Данная система представляет собой мягкий, гуманный, хотя и действенный, способ борьбы с коррупцией, причем в строгом соответствии с законом, при признании вины только по решению суда, без личного произвола и кампанейщины. Без внедрения этой или другой аналогичной системы государству придется бороться в будущем с коррупцией и другими особо опасными преступлениями методом военной диктатуры, применяя массовые репрессии, серьезно ущемляя права человека.
5. Моральная оценка рассматриваемой системы не должна давать повод к ее отождествлению с тотальным доносительством, процветавшим в советском прошлом, поскольку материально стимулируется не разоблачение врагов личной диктатуры и принудительно навязываемой идеологии, а общественно опасных преступников, нарушивших закон, перед которым все равны. Если этическим принципам человека противоречит предоставление информации об известном ему преступлении в правоохранительные органы, то система его к этому не принуждает. Но у людей, движимых корыстью, лучше направить ее на искоренение преступлений, чем на их совершение.
Внедрение рассмотренной системы позволит на качественно ином, более высоком уровне разрешить острое противоречие между необходимостью эффективного государственного регулирования экономики и неспособностью на это погрязших в коррупции государственных чиновников. Рассмотренная система позволит оздоровить государственный аппарат, сделать его достаточно эффективным.