Правовое положение трудового арбитражного суда
Практика показывает, что система трудового арбитража развивается и совершенствуется. В Москве с 2002 г. Правительством Москвы, Московской федерацией профсоюзов, Московской конфедерацией промышленников и предпринимателей и Специализированной коллегией адвокатов "Инюрколлегия" в рамках международного проекта Евросоюза "TACIS" проводился эксперимент по созданию модельного органа по досудебному урегулированию коллективных трудовых споров.
Постановлением Правительства Москвы от 11 сентября 2001 г. № 840-ПП было создано учреждение "Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров".
Правовой статус учреждения "Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров" был закреплен в Законе г. Москвы от 22 октября 1997 г. № 44 "О социальном партнерстве" (утратил силу в связи с принятием Закона г. Москвы от 11 ноября 2009 г. № 4 "О социальном партнерстве в городе Москве".
Основная цель деятельности – добровольное взаимовыгодное примирение сторон. Для реализации данной цели перед трудовым арбитражным судом были поставлены следующие задачи:
– создание условий для работы временных трудовых арбитров, которых назначают спорящие стороны;
– подготовка предложений в Московскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений (МТК) по устранению причин, вызывающих коллективные трудовые споры;
– работа по включению в коллективные договоры и социально-партнерские соглашения обязательств сторон о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже и обязательном выполнении его решений.
Трудовой арбитражный суд представляет собой модельный судебный орган, который позволяет разрешать коллективные трудовые споры на стадии их зарождения и найти общее решение проблемы, устраивающее все стороны трудового спора.
Гарантии работникам, участвующим в разрешении коллективного трудового спора
Непосредственные участники рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора (члены примирительной комиссии, трудовые арбитры) пользуются определенными гарантиями. Они освобождаются от работы на период рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора, но не более чем на три месяца в течение календарного года. За это время за ними сохраняется средний заработок.
В связи с тем, что определенные работники могут неоднократно приглашаться (выдвигаться сторонами) для участия в разрешении коллективных трудовых споров, Минтруд России в своих рекомендациях от 14.08.2002 № 57 предложил ограничить общую продолжительность освобождения работника от основной работы тремя месяцами в календарном году. Таким образом, при участии работника в рассмотрении двух и более коллективных трудовых споров продолжительность его отсутствия на работе в суммарном исчислении не должна превышать трех месяцев в каждом календарном году.
Данное правило не распространяется на лиц, участие которых в разрешении коллективных трудовых споров в составе примирительных комиссий либо в качестве трудовых арбитров входит в их должностные обязанности. К ним относятся руководители организаций, должностные лица объединений работодателей, профорги, иные руководители профсоюзов, иных представительных органов работников. Эти лица в силу выполняемых ими функций могут принимать участие в работе примирительных комиссий по разрешению неограниченного количества коллективных трудовых споров.
Время освобождения от работы подлежит включению в стаж, за исключением случаев исчисления стажа для назначения пенсии на льготных условиях в соответствии с пенсионным законодательством.
Сохранение среднего заработка трудовым арбитрам производится государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров в том случае, если они являются работниками соответствующих органов по труду. В противном случае вопрос о сохранении среднего заработка решается по согласованию между сторонами спора, посредником (арбитром) и его работодателем.