Правовое положение отделов и управлений МВД России по районам
Территориальные органы МВД России по субъекту РФ осуществляют свою деятельность непосредственно и (или) через подчиненные территориальные органы МВД России на районном уровне (подчиненные органы внутренних дел), подразделения и организации, созданные для реализации задач и обеспечения деятельности указанных территориальных органов. Территориальные органы МВД России на районном уровне входят в систему органов исполнительной власти РФ. Территориальными органами МВД России на районном уровне являются: управления, отделы МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям (межмуниципальное).
Территориальный орган в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Федеральным законом "О полиции", иными федеральными законами, актами Президента России и Правительства РФ, законами соответствующего субъекта Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах его компетенции, нормативными правовыми актами МВД России, правовыми актами соответствующего территориального органа МВД России на региональном уровне[1], а также положением[2] о территориальном органе. Положения о территориальных органах внутренних дел на районном уровне, таких как межмуниципальное управление МВД России, управление МВД России, отдел МВД России утверждаются приказом вышестоящего органа внутренних дел на региональном уровне на основании типового положения, которое определяет основные полномочия и организацию деятельности территориального органа МВД России на районном уровне[3].
Территориальные органы входят в состав органов внутренних дел РФ и подчиняются соответствующим министерствам внутренних дел по республикам, главным управлениям, управлениям МВД России по иным субъектам Федерации. Они осуществляют свою служебную деятельность на территории муниципального образования (нескольких муниципальных образований). Границы территории обслуживания территориального органа определяются правовым актом руководителя соответствующего территориального органа МВД России на региональном уровне.
Территориальный орган осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими органами внутренних дел, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти (их структурными подразделениями). При решении совместных задач территориальный орган обеспечивает взаимодействие с органами исполнительной власти соответствующего субъекта РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Деятельность территориального органа является открытой для общества и публичной в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ[4].
Основными направлениями деятельности территориального органа являются:
• защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
• предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
• выявление и раскрытие преступлений, производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам[5];
• розыск лиц;
• производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
• обеспечение правопорядка в общественных местах;
• обеспечение безопасности дорожного движения;
• контроль за соблюдением законодательства РФ в области оборота оружия;
• контроль за соблюдением законодательства РФ в области частной детективной и охранной деятельности;
• охрана имущества и объектов;
• участие в обеспечении государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров,
следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
• осуществление экспертно-криминалистической деятельности.
Территориальный орган, реализуя на территории обслуживания задачи и полномочия органов внутренних дел, в соответствии с компетенцией и законодательством РФ:
в сфере организационной деятельности:
• осуществляет прием и регистрацию (в том числе в электронной форме) заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и своевременно принимает по ним меры, предусмотренные законодательством РФ;
• разрабатывает и принимает в пределах своей компетенции меры но предупреждению преступлений и административных правонарушений, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их совершению;
• обеспечивает незамедлительное прибытие сотрудников органов внутренних дел на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, а также пресечение сотрудниками органов внутренних дел противоправных деяний, устранение угроз безопасности граждан и общественной безопасности, документирование обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельств происшествия, сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия;
• осуществляет оказание первой помощи лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует;
• осуществляет оперативно-разыскную деятельность;
• осуществляет розыск лиц и похищенного имущества, а также деятельность по установлению имущества, подлежащего конфискации;
• принимает меры по идентификации лиц, которые по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могут сообщить сведения о себе, а также меры по идентификации неопознанных трупов;
• осуществляет дознание и производство предварительного следствия по уголовным делам;
• осуществляет производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел;
• участвует в реализации региональных программ, законов соответствующего субъекта РФ в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, а также в разработке и реализации муниципальных программ;
• обеспечивает исполнение законодательства о противодействии коррупции, а также в пределах компетенции защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, и осуществление мероприятий по технической защите информации;
• организует прием граждан, своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный срок;
• обеспечивает исполнение административных наказаний;
• обеспечивает совместно с органами местного самоуправления безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках и в других общественных местах городов и иных населенных пунктов;
• обеспечивает совместно с представителями органов исполнительной власти соответствующего субъекта РФ, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий безопасность граждан и общественный порядок, оказывает содействие организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий;
• проводит мероприятия по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий;
• осуществляет в пределах предоставленных полномочий специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения;
• осуществляет контроль в области оборота оружия, в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности, а также контроль деятельности ведомственной охраны;
• участвует в охране объектов, а также в охране имущества физических и юридических лиц по договорам;
• принимает участие в обеспечении государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких;
• осуществляет экспертно-криминалистическую деятельность;
• обеспечивает проведение государственной дактилоскопической регистрации и государственной геномной регистрации;
• обеспечивает ОГЛАВЛЕНИЕ задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, и лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также их охрану и конвоирование;
• осуществляет контроль (надзор) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом запретов и ограничений, а также участвует в осуществлении контроля за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или лишения свободы условно;
• участвует в осуществлении контроля за соблюдением порядка регистрации и снятия с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства порядка временного или постоянного проживания, временного пребывания в Российской Федерации, въезда, выезда и транзитного проезда через территорию РФ;
• участвует в выявлении, предупреждении и пресечении экстремистской деятельности и мероприятиях но противодействию терроризму, в обеспечении правового режима контртеррористической операции, в обеспечении защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан, а также в проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов;
• участвует в обеспечении режима военного положения и режима чрезвычайного положения в случае их введения на территории России или на территории субъекта РФ, а также в проведении мероприятий военного времени и мероприятий в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
• организует и обеспечивает в пределах компетенции мобилизационную подготовку и мобилизацию в территориальном органе;
• реализует меры по выполнению мероприятий гражданской обороны, повышению устойчивости работы территориального органа в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время;
• участвует в пределах своей компетенции в территориальной обороне Российской Федерации;
• обеспечивает выполнение возложенных на органы внутренних дел обязанностей в ходе избирательных кампаний, при подготовке и проведении референдумов;
• оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка, а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка;
• оказывает содействие государственным и муниципальным органам, депутатам законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатам представительных органов муниципальных образований, зарегистрированным кандидатам на должность Президента России, зарегистрированным кандидатам в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, кандидатам на выборные должности местного самоуправления, должностным лицам, членам избирательных комиссий, комиссий референдума, представителям общественных объединений и организаций в осуществлении их законной деятельности, если им оказывается противодействие или угрожает опасность;
в сфере информационно-аналитической деятельности:
• анализирует и прогнозирует состояние преступности, охраны общественного порядка и собственности, обеспечения общественной безопасности, вырабатывает на их основе меры по укреплению правопорядка, вносит в соответствующий территориальный орган МВД России на региональном уровне предложения по совершенствованию защиты личности, общества и государства от противоправных посягательств;
• обобщает и анализирует результаты правоприменительной практики и служебной деятельности территориального органа и на этой основе вносит в соответствующий территориальный орган МВД России на региональном уровне предложения по совершенствованию его правовых актов, нормативных правовых актов МВД России, а также законодательства соответствующего субъекта Федерации и законодательства РФ в сфере внутренних дел;
• осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности территориального органа, ведение информационных банков (баз) данных правовой информации в установленной сфере деятельности, а также пропаганду правовых знаний;
• информирует выборных должностных лиц местного самоуправления (глав муниципальных образований) о состоянии правопорядка на территории обслуживания, а также соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными полиции фактах, требующих их оперативного реагирования;
• осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности в соответствии с федеральными законами, актами Президента России и Правительства РФ, нормативными правовыми актами МВД России, а также правовыми актами территориального органа МВД России на региональном уровне.
Территориальный орган в целях реализации своих полномочий в порядке, установленном законодательством РФ, имеет право:
• запрашивать и получать от государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций документы, справочные и другие материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к его компетенции;
• использовать возможности органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций;
• участвовать в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив общественных объединений и граждан по наиболее актуальным вопросам деятельности органов внутренних дел на территории муниципального образования;
• осуществлять эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт объектов, находящихся в оперативном управлении территориального органа;
• образовывать консультативные, экспертные и совещательные органы (советы, комиссии), положения о которых утверждаются начальником территориального органа;
• использовать в своей деятельности информационные системы, системы связи и передачи данных, а также современную информационнотелекоммуникационную инфраструктуру;
• применять электронные формы приема и регистрации документов, уведомления о ходе оказания государственных услуг, электронные формы взаимодействия с государственными и муниципальными органами, общественными объединениями и организациями;
• использовать достижения в области науки и техники, современные технологии и информационные системы.
Структура территориального органа устанавливается правовым актом руководителя соответствующего территориального органа МВД России на региональном уровне в соответствии с примерной моделью организационного построения территориального органа, утвержденной МВД России (рис. 2.2).
Территориальный орган возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем соответствующего территориального органа МВД России на региональном уровне. Начальник осуществляет руководство территориальным органом на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на территориальный орган задач. Начальник имеет трех заместителей.
В сфере организационной деятельности начальник территориального органа:
• организует деятельность территориального органа, планирование и координацию деятельности его структурных подразделений на территории обслуживания, докладывает руководителю соответствующего территориального органа МВД России на региональном уровне о результатах осуществления территориальным органом своих полномочий;
• вырабатывает и реализует на основе анализа оперативной обстановки меры по повышению эффективности применения сил и средств территориального органа;
• распределяет обязанности между своими заместителями;
• делегирует в установленном порядке часть предоставленных ему организационно-распорядительных полномочий своим заместителям, а также начальникам структурных подразделений по вопросам организации деятельности этих подразделений;
• обеспечивает соблюдение законности при осуществлении сотрудниками и государственными служащими территориального органа оперативно-служебной деятельности;
• организует и осуществляет контроль за законностью решений и действий должностных лиц территориального органа, принимает участие в обеспечении собственной безопасности и организует мониторинг ее состояния;
• взаимодействует по вопросам обеспечения правопорядка на обслуживаемой территории с начальниками иных территориальных органов МВД России соответствующего уровня, командирами соединений и воинских частей внутренних войск МВД России, руководителями других государственных, а также муниципальных органов, общественных объединений и организаций;
• участвует в обеспечении на обслуживаемой территории реализации решений антитеррористической комиссии и оперативного штаба в соответствующем субъекте РФ;
• осуществляет оперативное руководство подразделениями вневедомственной охраны, выполняющими задачи, возложенные на данные подразделения, на территории обслуживания;
• организует и ведет прием граждан;
• рассматривает предложения, заявления и жалобы по вопросам деятельности территориального органа, принимает по ним необходимые меры;
в сфере правового обеспечения:
• утверждает положения о структурных подразделениях территориального органа;
• организует правовое обеспечение оперативно-служебной деятельности территориального органа;
• издает в пределах своей компетенции правовые акты по вопросам организации деятельности территориального органа, обеспечивает контроль за их исполнением;
Рис. 2.2. Типовая структура территориального органа
1 Может создаваться в управлениях (отделах) МВД России по республиканским, краевым, областным и автономным окружным центрам или обслуживающих муниципальные образования с численностью постоянно проживающего населения не менее 250 тыс. чел.
2 Срок функционирования определяется в соответствии с ч. 1 ст. 54 Федерального закона от 07.02.2011 № З-ФЗ "О полиции".
3 Может создаваться при отсутствии соответствующего межрайонного экспертно-криминалистического подразделения в структуре территориального органа МВД России на региональном уровне.
4 Может создаваться для выполнения функций охраны объектов органов внутренних дел и транспортного обеспечения дежурных частей и следственно-оперативных групп (полицейский-водитель).
в сфере кадрового регулирования:
• вносит в соответствующий территориальный орган МВД России на региональном уровне предложения по изменению штатного расписания территориального органа в пределах установленного фонда оплаты труда и лимита численности на основе схемы размещения с учетом примерных моделей и нормативов организационного построения, перечней должностей, предельных специальных званий и должностных окладов сотрудников, государственных служащих и работников территориального органа, а также вносит предложения об установлении дополнительной численности сотрудников и государственных служащих территориального органа, о размере бюджетных ассигнований на их ОГЛАВЛЕНИЕ;
• создает при необходимости в пределах утвержденных нормативов штатной численности и категорий должностей временные формирования, необходимые для решения возложенных на территориальный орган задач и осуществления им своих полномочий;
• проводит работу по отбору, расстановке, воспитанию и профессиональной подготовке сотрудников, государственных служащих и работников территориального органа, обеспечивает направление на переподготовку и повышение квалификации сотрудников, государственных служащих территориального органа;
• организует и осуществляет морально-психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности территориального органа;
• вносит предложения о назначении на должность и освобождении от должности своих заместителей, а также других руководителей (начальников), должности которых входят в номенклатуру территориального органа МВД России на региональном уровне;
• осуществляет прием на службу (работу) в органы внутренних дел, назначение на должность и освобождение от должности, перемещение по службе (работе), увольнение сотрудников и работников территориального органа;
• применяет в установленном порядке в отношении их меры поощрения и дисциплинарные взыскания;
• присваивает специальные звания рядового и младшего начальствующего состава органов внутренних дел, а также присваивает (подтверждает) квалификационные звания;
• разрешает в пределах компетенции выезд в служебные командировки сотрудникам и работникам территориального органа;
• реализует полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации в отношении государственных служащих территориального органа;
• реализует меры по обеспечению социальной и правовой защиты сотрудников, государственных служащих и работников территориального органа;
• организует и осуществляет правовую помощь сотрудникам и гражданским служащим территориального органа в защите их прав и свобод по делам, возникшим в связи с осуществлением ими служебной деятельности;
• реализует меры, направленные на охрану и укрепление здоровья сотрудников, государственных служащих и работников территориального органа;
• поощряет сотрудников и работников территориального органа, а также в пределах компетенции граждан, оказывающих содействие органам внутренних дел в охране общественного порядка и помощь в раскрытии преступлений или установлении (розыске) лиц, их совершивших;
в сфере информационно-аналитического обеспечения:
• осуществляет в установленном порядке информирование населения, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций о деятельности территориального органа;
• не реже одного раза в год отчитывается об этой деятельности перед представительными органами муниципальных образований и перед гражданами, а также обеспечивает в установленном нормативными правовыми актами МВД России порядке отчеты своих заместителей, начальников структурных подразделений, участковых уполномоченных полиции перед гражданами;
• осуществляет в установленном порядке предоставление СМИ сведений о деятельности территориального органа;
• осуществляет постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности территориального органа;
• обеспечивает в установленном порядке представление сведений в ведущиеся в МВД России информационные банки (базы) данных оперативно-справочной, разыскной, криминалистической, статистической, правовой и иной информации, а также в пределах компетенции их ведение и пользование этими сведениями сотрудниками и государственными служащими территориального органа при осуществлении ими оперативнослужебной деятельности;
• обеспечивает сбор сведений государственной статистической отчетности о деятельности территориального органа и их представление в соответствующий территориальный орган МВД России на региональном уровне;
в сфере материально-финансового обеспечения:
• устанавливает в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на денежное довольствие и заработную плату, должностные оклады в рамках минимальных и максимальных размеров, определенных по соответствующим должностям, надбавки и дополнительные выплаты сотрудникам и работникам территориального органа, премирует их в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на премирование; предоставляет отпуска сотрудникам, государственным служащим и работникам;
• обладает правом первой подписи финансовых документов, правом заключения договоров, соглашений и контрактов;
• распределяет и перераспределяет в пределах своей компетенции бюджетные ассигнования и материально-технические средства между структурными подразделениями территориального органа;
• осуществляет управление имуществом, находящимся в оперативном управлении территориального органа;
• обеспечивает эффективное использование транспортных, оперативно-технических средств, иных материальных ценностей, а также бюджетных ассигнований;
• обеспечивает соблюдение требований и нормативов но инженерно- техническому укреплению объектов, используемых территориальным органом, их антитеррористической защищенности;
• обеспечивает осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет РФ, бюджет субъекта Федерации, местные бюджеты, а также пеней и штрафов по этим платежам;
• осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством РФ, законами соответствующего субъекта Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах его компетенции, нормативными правовыми актами МВД России, а также правовыми актами соответствующего территориального органа МВД России на региональном уровне.
При начальнике территориального органа действует оперативное совещание для рассмотрения текущих вопросов деятельности территориального органа, положение о котором и его персональный состав утверждаются начальником. Делопроизводство и мероприятия по режиму секретности в территориальном органе осуществляются в соответствии с законодательством РФ и нормативными правовыми актами МВД России.
Территориальный орган является юридическим лицом; имеет печать с воспроизведением изображения Государственного герба РФ и со своим наименованием, самостоятельный баланс, лицевые счета, открываемые в соответствии с законодательством РФ, а также необходимые для осуществления своей деятельности бланки, печати и штампы; выступает истцом и ответчиком в суде. Полное и сокращенное наименования территориального органа, а также его местонахождение (юридический адрес) указываются в положении о территориальном органе.
Территориальный орган является получателем и распорядителем бюджетных ассигнований, осуществляет полномочия администратора доходов бюджетов бюджетной системы РФ, ведение бюджетного учета и представление бюджетной отчетности в соответствующие инстанции, иные полномочия в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
За территориальным органом в целях обеспечения его деятельности закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления здания (строения, сооружения), помещения, оборудование, техника, инвентарь и другое имущество. Имущество, приобретенное территориальным органом по договору или иным основаниям, поступает в его оперативное управление в порядке, установленном законодательством РФ. Земельные участки предоставляются территориальному органу в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством РФ. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности территориального органа осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ и нормативными правовыми актами МВД России.
Территориальный орган на районном уровне имеет в своей структуре отделы (отделения, пункты) полиции, которые действуют на основании положения[6] об отделе (отделении, пункте), но не являются самостоятельными юридическими лицами (рис. 2.3). Типовое положение об отделе
Рис. 2.3. Типовая структура отдела (отделения, пункта) полиции[7] в составе территориального органа МВД России на районном уровне
1 Указанная должность не вводится в пункте полиции.
2 Указанное подразделение не создается в пункте полиции.
3 Может создаваться в подразделениях полиции, обслуживающих одно или несколько муниципальных образований.
содержит в себе наиболее широкий перечень нрав и обязанностей, которые не всегда возможно реализовать в виду специфики обслуживаемой территории (численность населения и др.) и фактическим штатным обеспечением. Так, во многих отделах полиции, входящих в территориальный орган на районном уровне, нет возможности самостоятельно осуществлять экспертно-криминалистическую деятельность и проводить государственную геномную регистрацию, что позволяет не включать (исключить) данные полномочия в положение. Еще одно условие типового положения о том, что границы территории обслуживания отдела полиции определяются правовым актом руководителя соответствующего территориального органа МВД России на региональном уровне, нс позволяет оперативно и точно согласовывать границы. Актуальный вопрос границ обслуживания нельзя решить в короткий срок, прописав только условие и не указав простой и конкретный механизм определения, согласования границ. Описанные проблемные вопросы правового положения территориального органа МВД России на районном уровне требуют дальнейшей проработки в продолжающийся период реформирования.