Правовое положение иностранных инвестиций в свободных экономических зонах

Создание свободных экономических зон (СЭЗ) - один из способов привлечения иностранных инвестиций. СЭЗ существуют в промышленно развитых странах (США, ФРГ, Великобритания, Франция, Япония, Ирландия), новых индустриальных (Южная Корея, Мексика, Бразилия, Аргентина), развивающихся (Ближний Восток, страны Карибского бассейна) и странах с переходной экономикой (КНР). Количество СЭЗ по разным данным составляет от 400 до 2500.

По определению экспертов ООН, "СЭЗ - это ограниченные промышленные районы, представляющие собой часть территории страны с беспошлинным таможенным и торговым режимом, где иностранные фирмы, производящие продукцию главным образом на экспорт, пользуются рядом налоговых и финансовых льгот". Международная ассоциация развития свободных зон (МАРСЭЗ) определяет СЭЗ как особое территориально-хозяйственное образование, благоприятствующее экономическому, научно-техническому, экологическому и социальному развитию, специально создаваемое путем дополнительного делегирования прав и полномочий с закрепленными и соблюдаемыми границами, свободным зональным законодательством, бюджетом, налоговой системой, органами управления. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) (1973) подчеркивает специфику СЭЗ как части территории государства, выведенной за рамки таможенных границ, в которой любое передвижение товаров и денег не подвластно административному или какому-либо иному контролю.

Общие принципы функционирования СЭЗ:

1) отсутствие таможенных пошлин (или их фиксация на минимальном уровне) на ввоз и вывоз оборудования, материалов и готовой продукции при максимальном упрощении всех процедур, связанных с экспортно-импортными операциями;

2) льготный режим налогообложения;

3) свободное обращение конвертируемой валюты;

4) гарантии от конфискации иностранной собственности и предоставление функционирующим в СЭЗ компаниям широкого круга льгот и привилегий.

В ООН зафиксировано более 30 различных наименований СЭЗ, которые представляют собой обособленную территорию государства с особыми условиями хозяйствования. Понятие "свободная экономическая зона" является условным и собирательным. СЭЗ - это ограниченная территория с льготными экономическими условиями для национальных и иностранных предпринимателей, обладающая особым юридическим статусом по отношению к остальной территории государства.

Преференциальный режим хозяйствования в СЭЗ - обязательный признак, определяющий существо зоны. Он подразумевает действие на территории зоны специальных правовых и льготных таможенных режимов, которые сочетаются с предоставлением иных льгот (свободное перемещение товаров, услуг, интеллектуальной собственности, инвестиций и рабочей силы через государственную и таможенную границу; налоговые льготы). Характерные черты СЭЗ:

1) внешнеторговые льготы (снижение или отмена экспортно-импортных пошлин, упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций);

2) фискальные льготы, связанных с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности;

3) финансовые льготы, включающие различные формы субсидий;

4) административные льготы, упрощающие процедуры регистрации предприятий, режима въезда и выезда иностранных граждан;

5) локальная, относительно обособленная система управления зоной, наделенная правом принимать самостоятельные решения.

Классификация СЭЗ:

1. Торгово-складские зоны - это небольшая территория (порт, терминал, аэропорт) без постоянного населения, выделенная из таможенной территории и пользующаяся таможенной свободой. На территории зоны не действует таможенное законодательство, поэтому можно завозить товары в любых объемах без уплаты пошлины. Торгово-складские зоны создаются для обслуживания мирового рынка; на них не распространяются многие налоговые нормы и таможенные ограничения, действующие на остальной территории страны ("таможенная экстерриториальность"). Виды торгово-складских зон:

o зоны свободной торговли (зоны внешней торговли) - обособленная часть территории страны, рассматриваемая как находящаяся вне ее таможенной территории, в пределах которой поддерживается свободная от таможенных и количественных ограничений международная торговля промышленными товарами (в США на основе Закона 1934 г. функционирует больше 180 зон внешней торговли);

o свободные таможенные зоны (свободный склад) - устанавливается таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются в соответствующих территориальных границах без взимания таможенных пошлин и налогов, без применения к ним мер экономической политики (Болгария, Венгрия, Словения). В Европе функционирует около 130 свободных таможенных зон;

o свободные беспошлинные зоны (Герцеговина, Македония);

o свободные порты (порто-франко) - вольная гавань; порт на побережье или внутренний порт, который пользуется правом беспошлинного ввоза и вывоза товаров (ФРГ, Нидерланды). На территории ФРГ расположены шесть городов - открытых портов (Бремен, Бремерхафен, Киль, Гамбург, Кукехафен, Эмден). В мире насчитывается более 400 зон "порто-франко".

2. Экспортно-производственные зоны - это зоны специализированного типа с высокой степенью индустриализации, зоны содействия экспорту. Они представляют собой часть территории государства или региона, имеющую четко определенные границы и подготовленную для промышленного освоения. Этот вид СЭЗ основан на применении льготного таможенного, налогового и финансового режимов. Виды экспортно-производственных зон:

o зоны свободного предпринимательства - предполагают сохранение существующих и образование новых рабочих мест (КНР). Предприятиям, которые сохраняют установленный уровень занятости, предоставляются налоговые льготы или освобождение от платы за газ, электроэнергию, другой ресурс или получение их по льготным тарифам;

o зоны совместного предпринимательства - часть территории страны, рассматриваемая как находящаяся вне ее таможенной территории, на которой вводятся особые таможенный, арендный, налоговый, валютный, визовый, трудовой и другие режимы, создающие благоприятные условия для иностранных капиталовложений и осуществления совместного предпринимательства;

o предпринимательские зоны (Сингапур, Гонконг);

o специальные экономические зоны (Малайзия, Мексика).

3. Научно-исследовательский парк (технополис, технопарк, технологическая зона) - разновидность СЭЗ на базе интеграции высокоразвитого производства, науки и образования (Франция, Япония, Греция, Германия, Китай, Индия). Цель функционирования - разработка и внедрение современных технологий. На территории этих зон создаются наукоемкие предприятия, сосредоточенные вокруг крупного научно-исследовательского центра или университета. Технополисы пользуются разнообразными льготами и обеспечивают разработку и внедрение современной технологии с помощью национальных и иностранных предприятий и организаций. В США действует научно-техническая СЭЗ "Силиконовая долина", где сосредоточено 20% мировых объемов производства компьютеров и другой вычислительной техники. Виды технополисов:

o инновационный центр - экономическая структура, размещенная в пределах небольшого участка и предназначенная для маленькой компании;

o научный парк - территория, на которой размещаются наукоемкие компании разных размеров и стадий развития, позволяющая развертывать производство на основе научно-технических разработок местного исследовательского центра;

o исследовательский парк - структура, где научно-технические новшества разрабатываются только для стадии технического прототипа.

4. Комплексные (комбинированные) СЭЗ - "открытый" город или особый район, использующий элементы разных видов СЭЗ. На практике СЭЗ "чистого типа", специализирующихся на одной функции, практически не встречается. Наиболее распространены зоны, в которых сочетаются торговые, таможенные, производственные, исследовательские функции (специальные экономические зоны "Шэньчжэнь" и "Хайнань" в КНР, свободная зона "Манаус" в Бразилии).

По степени интеграции в национальную и международную экономику можно выделить два типа СЭЗ:

1) замкнутые (анклавы, исключенные из таможенной территории государства) - зоны, ориентированные на внешний рынок;

2) интеграционные - зоны, интегрированные в национальную экономику (интеграционные).

В зависимости от способа оформления границ зоны различаются микрозоны (территория одного предприятия, порта) и макрозоны (территория района, города, региона). В зависимости оттого, территории какого количества стран охватывают СЭЗ, они подразделяются на мононациональные (территория одного государства) и интернациональные (территория группы государств).

Доступ на территорию зоны может быть свободным или ограниченным. В зависимости от режима функционирования СЭЗ делятся на открытые ("открытые прибрежные города" в КНР) и закрытые (СЭЗ в КНР).

С точки зрения подхода к организации СЭЗ выделяются:

1) территориальные СЭЗ - специальные экономические зоны Китая, бразильская зона "Манаус", областные зональные образования России;

2) функциональные (режимные) СЭЗ - зоны "точечного" характера. Преференциальный режим предоставляется определенному виду предпринимательской деятельности (страны Западной Европы, Сингапур, Тайвань, Гонконг).

Деятельность СЭЗ частично регулируется международным правом (Международная конвенция по упрощению и гармонизации таможенных процедур (1973), Директива Европейского Совета "О свободных таможенных зонах и складах" (1988)). Во многих государствах приняты специальные законы, определяющие единые для всей страны условия создания и функционирования СЭЗ (США, Мексика, Румыния. Южная Корея, Венгрия, Великобритания, Колумбия, Болгария). Основа законодательства о СЭЗ - английское прецедентное право.

В 1970 г. Южная Корея приняла Закон "О свободных экономических зонах". С целью привлечения иностранных инвестиций, увеличения экспорта, роста занятости, усовершенствования промышленных технологий на основе этого закона была создана СЭЗ в прибрежных районах Южной Кореи. Конституция страны и Закон "Об иностранных инвестициях" гарантируют иностранным инвесторам защиту их капитала и статуса в соответствии с нормами международными права. В настоящее время в Южной Корее существуют две зоны СЭЗ - "Масан" и "Ири".

В Греции в 1925 г. созданы зоны свободной торговли в Салониках, в 1932 г. - в Пиреях. Управление зоной в Салониках возложено на специальный орган, входящий в структуру Министерства торгового флота, в Пиреях - на администрацию порта. Запрещен ввоз товаров, составляющих монополию греческого правительства (соль, керосин, спички, бумага для сигарет). Ввоз товаров греческого производства требует специального разрешения. Переработка товаров, предназначенных для использования в Греции, невозможна без одобрения таможенных органов.

В Австрии тремя зонами управляют товарищества с ограниченной ответственностью, одной - акционерная компания. Копенгагенская СЭЗ (Дания) управляется администрацией порта через акционерное общество (администрации принадлежит полный пакет акций). Деятельность СЭЗ находится под контролем датского правительства. СЭЗ "Гамбург" (Германия) управляет администрация свободного порта. Администрация входит в состав правящих структур земли Гамбург, имеет право выполнять таможенные функции.

В США действуют три типа зон:

1) внешнеторговые зоны (около 200 зон и субзон), цель которых - стимулирование экспорта, повышение участия США во внешнеэкономических связях, экономический подъем территории (штат Миссисипи - порт Паскагула, штат Коннектикут - порт Хартфорд; международные аэропорты). Внешнеторговые зоны общего типа создаются по решению Управления внешнеторговых зон. Деятельность внешнеторговых зон регулируется комплексом законодательных актов (Закон 1934 г. с последующими изменениями);

2) промышленные зоны (несколько сотен штатских и федеральных зон) создавались в 1980-е гг. с целью улучшения положения на рынке труда и повышения экономической активности. Промышленные зоны делятся на три вида: федеральные, штатские и локальные. Каждый штат имеет собственное законодательство по промышленным зонам;

3) научные парки, концентрирующие на своей территории высокотехнологичные предприятия.

Несмотря на различия концепций, существующие между внешнеторговыми зонами, промышленными зонами и научными парками, их объединяет государственная зональная политика США - создание среды, стимулирующей инновационную и предпринимательскую деятельность.

В Китае СЭЗ имеют широкие автономные права в области привлечения иностранного капитала и установления льготного режима внешнеторговой деятельности. По решению центральных властей создано более 40 СЭЗ различного типа, несколько сотен зон функционируют по инициативе местных администраций. Единый закон, регулирующий деятельности СЭЗ, отсутствует. В общей сложности по СЭЗ принято более 30 специальных нормативных актов. При Госсовете КНР создана Канцелярия по делам СЭЗ - высший орган административного управления зонами.

В СЭЗ действует льготный налоговый режим для иностранных инвесторов (налог на прибыль в Китае составляет 33%, а в СЭЗ - 15%). В этих зонах используется специфическая таможенная политика, применяются особые правила таможенного надзора и управления.

Специальные экономические зоны созданы в городах Шэньчжень, Сямэнь, Чжухай и Шаньтоу по решению Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей в 1980 г. Специальная экономическая зона в провинции Хайнань создана в 1988 г. Каждая зона имеет право принимать по экономическим вопросам свое собственное законодательство. Во всех зонах значительно снижена ставка налога. Зоны являются закрытыми территориями, для въезда необходимо иметь специальное разрешение.

Комплексные зоны (зона свободной торговли, районы финансово-торговой, промышленной и научной специализации) - "новая зона развития Пудун" (район Шанхая), созданная по решению Госсовета КНР в 1990 г. Административно Пудун - один из районов Шанхая, однако предоставленные льготы и привилегии не уступают льготам других СЭЗ. По району Пудун принято специальное законодательство.

Открытые города - с 1992 г. этот статус предоставлен всем административным центрам провинций и городам в приграничных районах. Такие города имеют большое количество субзон, предлагающих налоговые льготы. Им отведена роль "окон" и посредников на внешнем рынке.

Зоны развития экономики и техники находятся практически во всех основных городах северной части страны и в прибрежных районах. Они имеют право принимать собственные правила по вопросам регулирования бизнеса, нацелены на развитие интенсивных технологий. Зоны развития высоких технологий расположены в открытых городах. Налоговые льготы предоставляются иностранным инвесторам, специализирующимся в сфере высоких технологий. Предоставление льгот входит в компетенцию Министерства науки и технологий, а не местных властей.

Функционирование СЭЗ приносит экономике Китая серьезные выгоды:

1) создаются благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций;

2) в страну привлекаются новые технологии и передовая техника;

3) частично решается насущная для Китая проблема нехватки рабочих мест;

4) более эффективно используются природные ресурсы;

5) увеличивается экспортная прибыль;

6) более быстрыми темпами развивается экономика в целом.

В доктрине высказывается точка зрения, что офшоры - один из видов СЭЗ ("сервисные" СЭЗ, предоставляющие услуги по регистрации и обслуживанию юридических лиц). Офшорные юрисдикции представляют собой наиболее распространенный и успешный вид СЭЗ. Как и СЭЗ, офшорные зоны создаются для привлечения иностранного капитала, повышения занятости и налаживания внешнеэкономических отношений. Юридические лица, зарегистрированные в таких образованиях, подпадают под действие соглашений об избежании двойного налогообложения1.

Механизм функционирования СЭЗ и офшоров принципиально различен. Деятельность юридических лиц, зарегистрированных в офшорной юрисдикции, не может иметь места на территории государства регистрации. Предприятия СЭЗ действуют только в пределах, ограниченных территорией СЭЗ, их деятельность в императивном порядке осуществляется на территории данного государства. СЭЗ и офшоры имеют сходные цели, но эти цели достигаются разными средствами.