Правовое обеспечение качества продукции
В условиях рыночной экономики большое внимание уделяется защите интересов потребителей, фиксированию права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, их прав на получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), обеспечению права потребителей на государственную и общественную защиту. Поэтому одним первым с момента начала рыночных преобразований экономики в нашей стране стал Федеральный закон "О защите прав потребителей", который был принят в 1992 г. и действует с изменениями и дополнениями по настоящее время.
Основными субъектами правового регулирования отношений являются: потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных бытовых нужд, не связанных с извлечение прибыли; изготовитель, исполнитель, продавец - организации независимо от их формы собственности, а также индивидуальные предприниматели, производящие товары для реализации потребителям; выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору; реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.
Права и обязанности изготовителя, исполнителя, продавца:
(1) установление срока службы, срока годности товара;
(2) установление гарантийного срока на товар;
(3) обеспечение возможности ремонта и технического обслуживания;
(4) предоставление информации о товаре;
(5) предоставление информации об изготовителе, исполнителе, продавце.
На товар, предназначенный для длительного использования, изготовитель вправе устанавливать срок службы - период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечить потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине.
На продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары он обязан установить срок годности - период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению.
Изготовитель вправе устанавливать на товар гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатков изготовитель обязан удовлетворить требования потребителя.
Изготовитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достаточную информацию о товарах, работах, услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация о товаре должна содержать:
(1) обозначение стандартов, обязательным требованиям которых он должен соответствовать;
(2) сведения об основных потребительских свойствах;
(3) цену и условия приобретения товара;
(4) гарантийный срок, если он установлен для данного вида продукции;
(5) срок службы или срок годности;
(6) место нахождения (юридический адрес) изготовителя, продавца, исполнителя и место нахождения организации, уполномоченной на принятие претензии;
(7) информацию о сертификации товаров, подлежащих обязательной сертификации; информацию о правилах продажи.
Для реализации права потребителя на достоверную информацию о реализуемых товарах и установления единых требований к информации для потребителей в России были разработаны государственные стандарты, устанавливающие требования к продукции.
Потребитель имеет право:
(1) на безопасность товара, работы или услуги;
(2) на информацию об изготовителе, продавце, исполнителе;
(3) на информацию о товарах, работах, услугах;
(4) на информацию о режиме работы продавцов и исполнителей.