Лекция III. Правовое обеспечение информационных процессов на основе информационных технологий
Наличие процесса в социальной среде подтверждается ее состоянием, которое поддается измерению
Лекция 14. Факторы, влияющие на развитие информационного общества
В результате изучения главы студент должен:
• знать определение информационного общества и условия его развития в историческом и функциональном планах, о различиях условий и факторов развития информационного общества, подход к систематизации этих факторов и формированию таких факторов, которые делают развитие наименее полезным и безопасным;
• уметь оценивать факты и ситуации с точки зрения их смысла в отражении позитивных и негативных сил влияния на формирование и развитие информационной культуры общества и его различных институциональных и функциональных составляющих;
• владеть знаниями и навыками оценки фактов и ситуаций с позиций факторов развития успеха той сферы жизни, с которой субъект связан лично, профессионально, в качестве гражданина своего государства и субъекта, причастного к сохранению и развитию мировой культуры, а также развития своей личности.
Факты и факторы информационной сферы
Категория "факторы" в социальной сфере не имеет четкого определения. Воспользуемся определением авторов работы "Теории личности"[1] Л. Хьелла и Д. Зиглера, которые пишут, что факторы (Factors) – скрытые переменные, получающиеся при обработке данных посредством факторного анализа. В свою очередь, "факторный анализ" этими авторами определен как статистическая процедура, используемая для определения скрытых психологических переменных, для идентификации основополагающих черт структуры индивидуума. Сказанное относится к сфере психологии личности. Заметим, что многие позиции исследования личности могут быть перенесены и адаптированы к сфере психологии социума и его составляющих в связи с тем, что в основе любой конструкции общества находится его главная константа – человек. Это подтверждается, например, работами крупнейшего российского социолога О. И. Вершинской[2], а также исследованиями Е. Л. Вартановой.
Галактика инфосферы, отражаемая и в Интернете[3], высветила факты развития информационного общества, усилия и просчеты политики разных государств в этой области, связь социальных реальных характеристик общества с фактами информационного неравенства, информационного голода и расширение пространства и форм его утоления, причины информационной дифференциации – социальных дистанций в информационной сфере. Главное – выявление связи информационной среды (в известной мере виртуальной) с реальными условиями жизни людей и поиском путей к снятию конфликтов и противоречий, тормозящих развитие общества.
Напомним, что информационное общество – это такое общество, в котором реализуются функции информирования – доведения необходимой информации до всех пользователей, функция хранения и распространения знаний, а также обучения владению средствами информационной техники и информационными ресурсами в круге своих интересов, обязанностей и потребностей, использованию знаний в целях прогрессивного, поступательного развития общества. Это может быть достигнуто лишь при участии всего общества в названных направлениях. Проблема в том, что информация используется как в позитивных, так и в негативных, противозаконных, безнравственных целях. Задача структур гражданского общества – воздействовать активно на процессы демократизации, социализации, законности, гуманизации общества. В этом неразрывная связь гражданского, социального, правового, демократического состояния общества и информационной его характеристики с учетом всех названных и иных индикаторов современной цивилизации.
Тема факторов, влияющих на состояние информатизации, преодоления информационного неравенства и связи этих условий с развитием гражданского общества рассматривается в ряде работ и под разными углами зрения. На расслоение общества влияет множество факторов: история страны и ее взаимоотношений с окружающими государствами, состояние экономики и особенности политической системы, природно-климатические условия, социальное положение пользователей и в целом ментальность населения. Отмечается значение изучения различий между городом и деревней, людьми физического и умственного труда, философами, политологами, социологами, экономистами и лицами других специальностей. Но справедливо сказано, что до сих пор большое внимание уделялось технократичности и психометричности при выявлении факторов, воздействующих на человека. Это приводило к тому, что информационное общество представало "как отличное от традиционного общества. Эти “параллельные” миры – общество и информационное общество – в концепциях ученых были как бы каждый сам по себе, информационное общество стояло в стороне от социальных взаимодействий"[4].
Проблема факторов затрагивалась и в правовых исследованиях, где взаимодействие государственных и иных структур гражданского общества выражалось в модели приоритета государства, т.е. его системы власти[5]. Это определяло ситуацию некоторого отстранения от решения управленческих задач и внимания к значению условий и факторов информатизации. Методология подхода к этим вопросам, сложившаяся в советское время, в новых условиях не находила применения. Полезно вспомнить время, когда государственное не отделялось от общественного, и теоретические разработки комплексно охватывали проблематику общества. Μ. М. Сперанский, а это первая четверть XIX в., определял состав сил государства как: 1) силы физические или личное каждого члена, государство составляющего; 2) силы промышленности или народного труда; 3) силы народного уважения или чести. Он отмечал, что других сил вообразить невозможно. Подчеркнем, что сегодня судьба общества и государства базируется на правильном использовании этих сил. И, быть может, более всего сил личных – прав человека, "сил уважения и чести" каждого человека и всего сообщества, объединяемого Российским государством.
Для исследования факторов важно обратить внимание на различия в таких категориях, как "условия" и "факторы". Условия предполагают состояние стартовых и более устойчивых исходных ресурсов развития общества на каждом этапе. Факторы же представляют такие переменные, которые необходимо учитывать как в стратегических, так и в ситуационных решениях.
Об условиях развития информатизации сказано достаточно. К ним относим такие условия, как развитие ИКТ в качестве отрасли, создающей средства информатизации, то, что относим к hard и soft основ инфраструктуры информатизации – компьютеры, средства связи, программы для ЭВМ и т.п. В этой части условий развития информатизации также присутствует переменность, она зависит от темпов изменения научных и технических изысканий и введения их в систему рынка и потребления. В отраслях ИКТ действуют и условия, и факторы, характеризующие состояние экономики и управления ею в целом[6]. В статье "Будущее Запада в будущем России" академик РАН Д. С. Львов обращает внимание на такие факторы, которые препятствуют сближению интересов разных групп населения, снижению уровня управляемости, а также на ряд условий и факторов, связанных с расслоением населения по уровню доходов, нарастанию бедности и др. Важно, что он указывает на расслоение регионов по ряду признаков. Например, инвестиции на душу населения по регионам России в конце первого десятилетия XXI в. достигали разрыва в 156 раз, в то время как аналогичные показатели у стран ЕС не более чем в 8–10 раз. Это говорит о том, что фактор как явление переменное и необязательное может перерастать в условие, что он имеет весьма существенное значение для наблюдаемой и управляемой сферы.
Следует различать факторы в разных структурах организации информатизации. Это факторы, формирующиеся: 1) в самой информационной системе или в ограниченной информационной среде (предприятие, орган, организация); 2) в информационной среде регионального или корпоративного характера (муниципалитет, район, село; поставщики и клиенты корпорации; их связь с центрами финансирования, поставки комплектующих; система реализации полномочий определенного органа исполнительной власти); 3) в масштабе субъекта РФ или в масштабе всего государства. Это важно учитывать в особенностях программного обеспечения информационных систем, работающих на разных уровнях организации и управления.
К факторам скорее относим такие обстоятельства, которые исходят от среды, непосредственно не связанной с ИКТ. И они могут быть как внутренними, так и внешними относительно сферы или области информатизации. Например, внешними могут быть факторы, исходящие от уровня развития Интернета, состояния международного регулирования информационной сферы, структуры и состояния информационных угроз от внешней сферы по отношению к информационной среде конкретного государства или иного субъекта. Но не менее важно учитывать и внутренние факторы развития информатизации связаны, например, с системой и порядком финансирования данной области, состоянием подготовки кадров, обслуживающих информационную сферу деятельности, прежде всего разных видов операторов, а также специалистов в области "электронного государства" и составляющих компонентов по информатизации отдельных направлений: "электронного правительства", "электронного региона" и т.д. К внутренним факторам информатизации в определенном государстве относятся и такие показатели, как соотношение потребностей и возможностей практического использования существующих ресурсов информатизации. Специалисты по информационной безопасности и в области борьбы с киберпреступностью отмечают большой процент правонарушений, совершающихся в самой информационной системе.
В целом же следует отметить процесс перехода от фактов, событий, которые, повторяясь, постепенно могут формировать более устойчивую и широкую свою природу и перерастают в фактор, а порой и в условия развития определенной стороны развития общества. Глубоко внедрен в жизнь фактор имущественного неравенства отдельных групп населения. Д. С. Львов указывает на недооценку оплаты труда в науке, в создании и использовании в инновациях интеллектуальных продуктов, в том числе информационных технологий. Это определяется и такими условиями, как наличие средств связи, различиями в языке, на котором пользователь может получить информацию, и тем языком, которым он владеет, достаточностью экономических средств для приобретения услуг, уровнем информационного неравенства. Как видим, факторы могут быть как объективными, так и субъективными. Например, огромное значение имеет язык, которым владеет пользователь. Если он нс знаком с языками, используемыми в Интернете, то совершенно ясны последствия. Глобальными становятся такие факторы, которые объединяют внешние и внутренние обстоятельства либо постоянного, либо временного характера. Например, кризис 2008–2009 гг. охватил все сферы жизни общества и, естественно, повлиял на состояние информационных процессов. Факторы социального, экономического неравенства, сохраняющегося противостояния насилию и войнам – остаются для информационного общества пока постоянными, длящимися.
Есть ряд факторов, которые влияют на общее состояние информатизации в определенном пространстве. И, как правило, они касаются и внешних, и внутренних обстоятельств развития и функционирования компьютеризации и информатизации в целом. К таким факторам следует отнести те, которые связаны с выработкой и реализацией определенной политики государства, с наличием и степенью развитости информационного законодательства, что лишний раз подчеркивает роль государственной власти в области поддержки и развития информатизации и формирования информационного общества.