Правовое государство и гражданское общество в их соотношении
Взаимоотношения государства и гражданского общества сложны и разнообразны по своему содержанию.
С одной стороны, гражданское общество возникает в процессе отделения от государства определенных социальных структур (общественные движения и др.), усиления их относительной самостоятельности, разгосударствления ряда общественных отношений. С другой – в социальной системе государство как организация власти является управляющей системой, а гражданское общество подсистемой управляемой.
В связи с этим отношения между такими социальными образованиями целесообразно рассматривать в трех аспектах:
– установить их единство;
– определить, какие черты, свойства, особенности определяют их различия;
– выяснить взаимосвязи этих явлений, формы таких взаимосвязей.
Единство государства и гражданского общества проявляется по ряду направлений.
1. Формирование и правового государства, и гражданского общества преследует одну и ту же общую цель: создание таких социальных институтов, которые призваны служить человеку, защищать сто права и интересы.
2. Они формируются одновременно на определенном этапе исторического развития при наличии условий, соответствующих их становлению.
3. Организация и деятельность основных институтов гражданского общества (общественно-политических, экономических, социальных и др.) осуществляется с участием государства и в соответствии с Конституцией РФ, действующим законодательством.
4. Необходимой предпосылкой гражданского общества является законодательное закрепление юридического равенства людей на основе наделения их нравами и свободами, что также свидетельствует о нерасторжимости правового государства и гражданского общества.
5. Государство обеспечивает условия для самовыражения и свободы человека, его инициативы, предпринимательства и др., что отражает формирование новых социально- экономических и политических реальностей в современной России и то, что у правового государства и гражданского общества много объединяющих черт.
Различия гражданского общества и государства заключены в их структуре, специфических функциях, что подтверждается многими факторами.
1. Гражданское общество многогранно. Здесь сколько людей и объединений, столько и интересов, и способов их представления. Правовое государство едино, олицетворяет собой "становой хребет" и одновременно форму ("обруч") общества. В государстве принципиально важен момент общего интереса (или интегрированного интереса) и воли большинства граждан. Можно предположить следующее: если "убрать" правовое государство, то и общество будет разделено на конкурирующие и борющиеся между собой части. Без правового государства общественные объединения как структурные элементы гражданского общества могут растрачивать свою энергию в выяснении отношений, в бесконечных спорах, столкновениях.
2. Любое государство (даже самое демократичное) есть организация. И как любая сложная организация, оно объективно неизбежно строится иерархически, в порядке соподчиненности структурных звеньев (государственных органов). Публично-властные отношения, определяющие структуру и алгоритм действия государства – всегда отношения вертикальные, субординационные. Гражданское общество основано на "горизонтальных" отношениях, предполагает наличие многочисленных независимых институтов, организаций и союзов, действующих автономно, на началах самоуправления (семья, культурные объединения, научные ассоциации и др.).
3. Правовое государство – это организация публичной власти, обеспечивающая, "обслуживающая" гражданское общество. В этом смысле можно сказать о государстве как форме гражданского общества, что свидетельствует об их специфике и различиях.
4. По существу, гражданское общество – это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны способствовать реализации интересов индивидов и коллективов. Вместе с тем гражданское общество, его элементы могут существовать в пределах того же пространства, которое подвластно государству и где государство призвано решать всеобщие, общенациональные задачи, выражать волю всего народа.
5. Институты гражданского общества – это семья, церковь, система образования, научные, профессиональные объединения, организации, ассоциации, осуществляющие свою деятельность на основе реального самоуправления (территориальные, производственные, просто по интересам). Назовем также политические партии, функционирующие на основе соглашения (консенсуса) с другими институтами гражданского общества, иные общественные структуры. Во всех случаях речь идет о формированиях, основанных на единстве интересов и осуществляющих свою деятельность на основе горизонтальных связей. Имеются в виду объединения, созданные не по указке вышестоящих органов, как это свойственно государственным структурам, а "снизу", т.е. по инициативе названных элементов гражданского общества.
Взаимодействия государства и гражданского общества. Линии взаимодействия рассматриваемых нами явлений определяются многими названными ранее факторами. Можно сказать, что государство, которое не опирается на гражданское общество и не сдерживается им, столь же опасно, как и гражданское общество, которое не упорядочивается государством, не объединяется им в новую общезначимую целостность.
Более предметное воздействие государства на гражданское общество происходит следующим образом.
1. Государственно-правовая регламентация функционирования субъектов гражданского общества, закрепление их конституционно-правового статуса (Федеральный закон "О политических партиях" и др.).
2. Гарантирование возможности осуществления прав субъектам гражданского общества, и прежде всего тем из них, которые реализуют свои интересы в различных звеньях политической системы (участие в избирательном процессе, в формировании представительных органов власти и др.).
3. Установление правовых запретов относительно тотального и мелочного вмешательства органов государственной власти и их должностных лиц не только в частную и личную жизнь человека и гражданина, но и общественных структур (профсоюзных организаций и др.).
4. Законодательное закрепление обязанности государства по обеспечению экономической, политической и социальной безопасности человека, его прав и свобод, определенной автономии общественных объединений в различных сферах жизнедеятельности (экономической, политической и др.).
Это с одной стороны. С другой – гражданское общество во многом определяет функционирование государства, его органов.
1. Правотворческая деятельность государства тесно связана с деятельностью таких структурных элементов гражданского общества, как политические партии, общественные организации граждан.
2. Существующие структуры гражданского общества (общественная палата, различные территориальные комитеты в регионах, административно-территориальных единицах) способствуют совершенствованию форм прямой и представительной демократии, созданию условий для активной деятельности политических партий, выражающих различные мнения, нередко несовпадающие с мнением правящей элиты, развитию местного самоуправления и др.
Сказанное подтверждает то, что при демократическом режиме гражданское общество тесно взаимодействует с государством, а правовое государство может формироваться только в органической связи с гражданским обществом, обеспечивая его функционирование.
Диалектическая взаимосвязь гражданского общества с государством проявляется и в том, что чем совершеннее гражданское общество, тем менее заметна роль государства, поскольку многие общественные структуры выполняют более значительную роль в решении ключевых социальных задач. В неразвитом гражданском обществе незначительное участие общественных организаций и иных подобных структур в решении экономических, политических и других важных проблем приводит к чрезмерному усилению государства. Как видно, гражданское общество представляет собой самоорганизующуюся и саморазвивающуюся систему.
Вместе с тем его развитие проходит более успешно, если государство создаст для этого необходимые условия. Гражданское общество есть та социальная среда, где реализуется большинство прав и свобод граждан и объединений. Чем более развито гражданское общество, тем более демократично государство.
Таким образом, гражданское общество и правовое государство не могут существовать отдельно, взаимно не дополняя друг друга.
Формирование правового государства и гражданского общества в современной России осложнено рядом факторов, в числе которых можно назвать следующие:
– в социальной психологии граждан России сформировалась привычка подчинения сильной авторитарной государственной власти, которая брала на себя все решения важнейших вопросов общественной жизни. Поэтому граждане, особенно старших поколений, нередко неспособны на самоорганизацию, проявление необходимой активности для решения экономических, социальных и иных задач;
– в российском сознании традиционно сильны коллективные начала, привычки вести совместную жизнедеятельность, что препятствует проявлению инициативы людей, их способности к самореализации при включении в тот или иной институт гражданского общества;
– основная часть населения России не была реальным собственником, была отчуждена от земли и средств производства. Это обстоятельство препятствует формированию "среднего класса", который бы состоял из квалифицированных, инициативных и предприимчивых товаропроизводителей, иных участников экономической области жизнедеятельности;
– государство в настоящее время многое предписывает, регламентирует, устанавливает ограничения, в частности в отношении средств массовой информации, что свидетельствует о существующих сложностях в деле формирования независимого гражданского общества в пашей стране, слабой социальной саморегуляции многих его институтов.
Обобщая рассмотренные выше характеристики гражданского общества, учитывая определенные факторы, способствующие и препятствующие его формированию, отметим, что в современной России постепенно создаются определенные условия формирования такого общества.
Необходимой предпосылкой этого процесса является сильная государственная власть, которая основывается на демократизме, признании верховенства права и других принципах, лежащих в основе формирования правового государства. В последние годы в нашей стране достаточно отчетливо проявилась тенденция к созданию именно такой государственной власти.