Правовая природа Европейского Союза (I): элементы международно-правовой организации в Европейском Союзе

Правовая природа Европейского союза носит двойственный, а точнее, смешанный, гетерогенный характер.

Преследуя идеалы создания наднационального государствоподобного образования, создатели первооснов Союза – Европейского объединения угля и стали, Евратома и Европейского (экономического) сообщества – исторически избрали оправдавшие себя на практике известные им механизмы международного сотрудничества в форме международных организаций интеграционного типа с элементами наднациональности, которые, приспосабливаясь к потребностям практической деятельности, стали усиливаться.

Они были учреждены на основе международных договоров между суверенными государствами, уступающими или ограничивающими, – однако, в общих интересах – определенные элементы своего суверенитета.

Эти исторически обоснованные черты международно-правовой организации, изменяясь в ходе постоянного и тесного взаимодействия с элементами государственности, все еще явно присутствуют, хотя наднациональные элементы по мере своего совершенствования и укоренения все более успешно заменяют международно-правовые механизмы и инструменты Европейского Союза. Особенно ярко эти тенденции проявились со вступлением в силу Лиссабонского договора.

Схема 1.15. Правовая природа Европейского Союза (I)

Правовая природа Европейского Союза (II): элементы государственности в Европейском Союзе

Элементы государственности все более отчетливо проявляются в ходе развития от ЕС к Европейскому Союзу и далее. Так, "конституционные" (конституирующие) Союз акты можно в определенной мере сопоставить с неписаной конституцией Великобритании или некодифицированными конституционными актами Швеции. Это прежде всего Договор о Европейском Союзе и Договор о функционировании Европейского Союза, а также имеющая такую же юридическую силу, как и эти договоры, Хартия Европейского Союза об основных правах (Ницца, 7 декабря 2000 г.).

Подобно государству, Союз обладает совокупной территорией с единой границей, общим визовым и таможенным режимом.

Население Союза составляет около 500 млн человек. В нем единое гражданство, имеющее дополнительный к национальному характер, а граждане имеют общий базовый правовой статус, подкрепленный помимо учредительных договоров Хартией Европейского Союза об основных правах.

На территории Союза функционирует единый внутренний рынок, в котором реально обеспечена свобода движения товаров, услуг, капиталов, платежей, лиц и информации.

Этот рынок обслуживается общесоюзной валютой евро и единым Европейским центральным банком, обладающим независимостью и широкими полномочиями. Общий бюджет Союза формируется из собственных источников.

Управление Европейским Союзом осуществляется посредством единой наднациональной системы институтов и органов, решения которых обязательны для граждан, юридических лиц, государств-членов и их органов.

Европейский Союз создал свою уникальную наднациональную правовую систему, опирающуюся на принципы верховенства и прямого действия его собственных правовых норм.

Схема 1.16. Правовая природа Европейского Comia (II)

В Союзе сложилась вполне скоординированная правоохранительная система, включающая в себя СПСО, Европол как координирующий полицейский орган, Евроюст как общий орган с функциями прокуратуры, согласованную наднациональную систему судебных органов.

Политическая жизнь в Союзе осуществляется с непосредственным участием общеевропейских политических партий.

Созданы союзные органы военного управления, и формируются основы будущих вооруженных сил.

Компетенция Союза напоминает федеративную схему.

Сопоставление элементов международного и государствоподобного характера в праве Европейского Союза приводит к выводу, что усиливающиеся черты государственности в нем проявляются в наднациональной форме, как в рамках каждого конкретного института, так и в любой отрасли его права.

В результате творческой и направленной на максимальную эффективность работы уникального образования, которым является Европейский Союз, – "сплавления" международно-правовых и государственноподобных элементов, – должно возникнуть качественно новое правовое явление, отличное от каждого из двух указанных исходных компонентов, но как следует из сравнения схем, государствоподобных черт в нем должно быть все больше.