Правовая основа технического регулирования
Законодательную и нормативную базу технического регулирования составляют: Конституция РФ; правила международных договоров, регулирующие вопросы технического регулирования; Федеральный закон о техническом регулировании; акты Правительства РФ в области технического регулирования; документы в области стандартизации.
Федеральный закон о техническом регулировании нормативно закрепил основы проведения реформы технического регулирования, целью которой является обеспечение эффективности регулирующего воздействия государства и устранение необоснованных препятствий для деятельности экономических механизмов с учетом необходимости соблюдения и защиты законных прав и интересов общества и государства. Данная реформа заложила основы для модернизации основных элементов системы применения технических требований: разработки и принятия обязательных требований, процедур подтверждения соответствия, механизмов государственного контроля (надзора), систем аккредитации лиц и органов, участвующих в процедурах подтверждения соответствия.
Одной из причин принятия Федерального закона о техническом регулировании явилась подготовка к вступлению Российской Федерации в ВТО. Это потребовало реформирования существующей системы технического нормирования в свете требований ВТО, Нового и Глобального подходов, реализуемых в рамках ЕС в техническом регулировании, правил и рекомендаций общепризнанных международных организаций.
В государствах – членах ВТО обязательные для применения требования к продукции устанавливаются в технических регламентах, утверждаемых органами власти. При этом национальные стандарты являются добровольными для применения и могут обеспечивать доказательную базу соответствия продукции требованиям технического регламента (презумпция соответствия). В ЕС обязательные для применения требования к продукции устанавливаются в директивах, являющихся актами законодательства ЕС.
ЕС разработаны оригинальные новаторские методы, позволяющие ликвидировать технические барьеры, препятствующие свободному обращению продукции.
Среди них важное место занимают Новый подход к техническому нормированию и стандартизации и Глобальный подход к подтверждению соответствия. Согласно принципам Нового и Глобального подходов, продукция может поступать на европейский рынок только в случае, если она удовлетворяет соответствующим требованиям и прошла оценку соответствия, определенную применимыми к ней директивами. Обязательное подтверждение соответствия продукции требованиям директив осуществляется в формах декларирования соответствия и сертификации.
Следует отметить, что в России разделение требований на обязательные и добровольные не было законодательно подкреплено. Большинство требований носило обязательный характер и устанавливалось преимущественно в нормативно-технической документации. Преобладающей формой подтверждения соответствия продукции являлась обязательная сертификация. Это усложняло формирование полноценной рыночной инфраструктуры, максимально отвечающей международным требованиям.
Специфическими задачами технического регулирования явились:
• построение прозрачной, понятной участникам рынка системы обязательных требований к продукции и связанным с ней процессам;
• устранение избыточных административных барьеров, включая неэффективные и затратные формы подтверждения соответствия;
• гармонизация подходов к оценке безопасности продукции с международными требованиями;
• предотвращение вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов по производству и обращению продукции в большей мере, чем это требуется с учетом имеющейся степени риска причинения вреда.
Предметом правового регулирования Федерального закона о техническом регулировании являются отношения между юридическими и физическими лицами, государственными органами, возникающие, изменяющиеся или прекращающиеся по вопросам:
• установления обязательных технических норм и правил;
• безопасности;
• подтверждения соответствия;
• стандартизации;
• аккредитации ОС и испытательных лабораторий (центров);
• государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;
• ответственности в случаях несоответствия требованиям технических регламентов и других случаях;
• финансирования работ в области технического регулирования.
С момента вступления Федерального закона о техническом регулировании в силу в него постоянно вносятся изменения.
В нем сохранилась двухуровневая система требований: обязательных (требования технических регламентов) и добровольных (требования национальных стандартов).
В число объектов технического регулирования добавлены связанные с продукцией процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа и наладки (эти уточнения содержатся в соответствующих статьях практически по всему тексту Федерального закона о техническом регулировании).
Кроме того, применение данного Федерального закона распространяется на требования к функционированию единой сети связи Российской Федерации, а именно с обеспечением целостности, устойчивости функционирования сети связи и ее безопасности, отношения, сопряженные с обеспечением целостности единой сети связи и использованием радиочастотного спектра.
Отменено разделение технических регламентов на общие и специальные, внесено определение открытого перечня видов безопасности, а также включение сводов правил в перечень документов в области стандартизации. Перечень продукции и связанных с ней процессов, в отношении которых устанавливаются обязательные требования технических регламентов, более не является исчерпывающим.
Исходное общеправовое понятие безопасности закреплено в ст. 1 Федерального закона о безопасности.
Под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. В качестве жизненно важных интересов выступает совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.
К основным объектам безопасности данный Федеральный закон относит: личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность. Федеральный закон о безопасности раскрывает отдельные элементы безопасности, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля (надзора) за законностью их деятельности.
Таким образом, безопасность представляет собой состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных или растений.
Такое определение носит относительный и вероятностный характер, т.е. в данный момент угрозы нет, но она может возникнуть в будущем, либо нет смертельной опасности, например, для человека, но есть опасность для его здоровья. Для применения термина "безопасность" в каждом конкретном случае необходимо иметь четкое представление о том, что является угрозой, от чего (кого) она может исходить, па что (кого) может быть направлена, а также чем эта безопасность обеспечивается и нормируется.
Наиболее значимым изменением явилось законодательное закрепление принципа презумпции соответствия национальных стандартов требованиям технических регламентов: применение на добровольной основе национальных стандартов и (или) сводов правил является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов.
С момента вступления в действие Федерального закона о техническом регулировании возникла необходимость внесения изменений и дополнений в целый ряд законов РФ, прямо или косвенно имеющих отношение к техническому регулированию.
Примерами таких актов могут служить следующие федеральные законы: от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности"; от 05.07.1996 № 86-ФЗ "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности"; от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; от 02.01.2000 № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов".
Кроме того, были внесены изменения в целый ряд актов федерального законодательства: Гражданский кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и пр.
Правительство РФ выпустило целый ряд постановлений, обеспечивающих техническое регулирование нормативноправовых документов.
Со дня вступления в силу Федерального закона о техническом регулировании (июль 2003 г.) отменены законы "О сертификации продукции и услуг"; "О стандартизации" и др., а также пересмотрены документы, регламентирующие решение организационных вопросов по стандартизации и сертификации как на межотраслевом, так и отраслевом уровнях, документы системы обязательной и добровольной сертификации.
Актуализированы следующие документы:
• постановление Госстандарта России от 10.05.2000 № 26 "Об утверждении Правил по проведению сертификации в Российской Федерации";
• постановление Госстандарта России от 21.09.1994 № 15 "Об утверждении "Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации";
• постановление Госстандарта России от 17.03.1998 №11 "Об утверждении Положения о Системе сертификации ГОСТ Р";
• постановление Госстандарта России от 25.07.1996 № 14 "О Правилах применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции";
• постановление Госстандарта России от 30.12.1999 №71 "О Системе сертификации сельскохозяйственной техники и тракторов" (вместе с "Правилами проведения работ по сертификации сельскохозяйственной техники и тракторов") и пр.
Утверждены новые нормативные документы по процедурам оценки соответствия.
Дальнейшее совершенствование законодательства в сфере технического регулирования и стандартизации Российской Федерации предполагает:
• приведение нормативных правовых актов России в соответствие с международными соглашениями и иными нормативными документами в области технического регулирования и стандартизации наднационального уровня в целях совершенствования и оптимизации структуры национальной системы стандартизации;
• уточнение видов технических регламентов и документов в области стандартизации на основе рекомендаций ИСО;
• совершенствование процедур планирования работ по стандартизации, процедур разработки, утверждения, проверки, пересмотра, отмены и внедрения документов в области стандартизации;
• упрощение процедур и сокращение сроков утверждения национальных стандартов, идентичных международным и европейским стандартам;
• усиление роли стандартизации на уровне предприятий для технического переоснащения и модернизации производства, преодоления сложившейся тенденции ликвидации служб стандартизации в субъектах хозяйствования;
• стимулирование участия организаций и предприятий промышленности в работах по стандартизации, в том числе на принципах частно-государственного партнерства;
• расширение практики применения в правовых актах и иных документах ссылок на документы в области стандартизации в качестве источника, позволяющего идентифицировать документ (составную часть документа), касающийся аспектов стандартизации, с учетом практики государств – членов ВТО и основных торговых партнеров Российской Федерации;
• отмена правовых и иных норм, противоречащих Соглашению ВТО по техническим барьерам в торговле;
• совершенствование деятельности ТК по стандартизации, а также организаций, выполняющих работы в области стандартизации;
• обязательность применения документов в области стандартизации для оценки соответствия продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, при закупках товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд;
• применение Кодекса добросовестной практики применительно к разработке, утверждению и применению стандартов (приложение № 3 к Соглашению ВТО по техническим барьерам в торговле (заключено в г. Марракеше 15.04.1994));
• совершенствование правового регулирования в области государственного управления, оптимизация функций федеральных органов исполнительной власти в области технического регулирования и стандартизации (включая организацию разработки и актуализацию) в конкретных секторах экономики;
• совершенствование организации размещения заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд в части более широкого использования национальных стандартов как инструмента соблюдения технических требований к закупаемой продукции (работам, услугам) или ее отдельным видам;
• совершенствование правового регулирования корпоративных отношений, предусматривающих формирование модели, стимулирующей деятельность малого и среднего бизнеса по созданию производств и их технологической модернизации.