Правовая основа судебной бухгалтерии
Правовую основу судебной бухгалтерии составляет совокупность нормативных правовых актов, регулирующих возникающие в ней общественные отношения в области создания и использования экономической информации в процессе предупреждения, пресечения и раскрытия экономических преступлений.
Совокупность нормативных актов, регулирующих сферу судебной бухгалтерии, представляет собой двухуровневую систему, в которой можно выделить: 1) законодательные акты (международные, внутригосударственные) и 2) подзаконные нормативные акты, которые логически выстроены в соответствии с их юридической силой, пределами действия и регулируемыми общественными отношениями.
Отнесение к первому уровню международных актов обусловлено тем, что Россия, получив официальный статус члена Совета Европы, взяла на себя обязательство по приведению национального законодательства в соответствие с европейскими международно-правовыми принципами и стандартами. В соответствии с Конституцией РФ (ч. 4 ст. 15) нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.
В связи с тем что Российская Федерация является субъектом международного права, существенно возрастает значение ее сотрудничества с другими государствами в сфере борьбы с преступностью. Россией заключен ряд межгосударственных, межправительственных и межведомственных договоров, подписаны различные соглашения, конвенции, пакты, которые касаются взаимодействия контролирующих и правоохранительных органов. К их числу относятся: Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 1993 г.); Европейская Конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (Страсбург, 1959 г.); Конвенция о юрисдикции и приведении в исполнение судебных решений по гражданским и коммерческим делам (Лугано, 1988 г.); Соглашение Правительств государств – участников стран СНГ "О сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства и борьбы с нарушениями в этой сфере" (Минск, 1999 г.) и др.
В последние годы существенное значение на развитие бухгалтерского учета оказывают международные стандарты бухгалтерской отчетности, разработанные Комитетом международных бухгалтерских стандартов (IASC), членами которого являются бухгалтеры из более 80 стран.
Внутригосударственные законодательные акты первого уровня затрагивают отношения в пределах территории РФ и подлежат моделированию только в законах (при необходимости – с отсылкой к дополнительным правовым актам). Среди данной группы актов правовую основу судебной бухгалтерии как экономико-правовой дисциплины составляют, прежде всего, источники бухгалтерского учета, а также источники различных отраслей права, взаимодействующих с ней. Соответственно, ОГЛАВЛЕНИЕ правовой основы судебной бухгалтерии шире правовой основы бухгалтерского учета.
Законом, обладающим наивысшей юридической силой, является Конституция РФ, которая составляет исходную правовую базу для определения направленности и границ последующего развития и регулирования учетно-экономических отношений. Конституцией РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, свобода экономической деятельности; признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 1,2 ст. 8).
К числу федеральных законов, составляющих правовую основу бухгалтерского учета и соответственно судебной бухгалтерии, относится Закон № 402-ФЗ, вступивший в законную силу 1 января 2013 г. Он установил единые правовые и методологические основы организации бухгалтерского учета в Российской Федерации. Данный Закон представляет собой специальный нормативный акт со специфическим предметом правового регулирования, в который входят общественные отношения, складывающиеся в экономической сфере.
Закон № 402-ФЗ определяет на высшем государственном уровне нормы для руководителей экономических субъектов, бухгалтеров, аудиторов, ревизоров, иных должностных лиц, которыми они обязаны руководствоваться во всех вопросах бухгалтерского учета и отчетности. Закон ориентирован на условия рыночной экономики применительно к российским традициям и действующему в стране гражданскому, финансовому и уголовному законодательству. В нем определены концептуальные положения и общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета: права, обязанности и ответственность в этой области юридических и физических лиц, руководителей экономического субъекта, меры, обеспечивающие достоверность бухгалтерской информации; порядок публикаций бухгалтерской отчетности и государственного регулирования всей системы бухгалтерского учета.
К числу внутригосударственных нормативных актов относятся: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"; федеральные законы от 30 декабря 2008 г. № 307-Φ3 "Об аудиторской деятельности"; от 31 мая 2001 г. № 73-Φ3 "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"; от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и др.
Кроме законодательства о бухгалтерском учете, правовой основы судебной бухгалтерии прямо или косвенно касаются нормы гражданского, финансового, уголовного и уголовно-процессуального законодательства, к числу которых относятся федеральные кодифицированные акты различных отраслей права (УПК РФ, УК РФ, ГК РФ, ГПК РФ, НК РФ, ТК РФ, КоАП РФ и др.).
Второй уровень представлен подзаконными нормативными актами. На данном уровне в настоящее время концентрируется основная масса нормативно-правовых материалов, относящихся к бухгалтерскому учету и судебной бухгалтерии, – более 800 подзаконных актов, которые детализируют законодательные нормы. К ним относятся: 1) акты законодательной и исполнительной власти (указы, распоряжения Президента РФ и постановления Правительства РФ); 2) акты ведомственного и межведомственного характера (приказы, указания); 3) акты органов местного самоуправления.
Указы и распоряжения Президента РФ в большей части касаются решения текущих организационных и процедурных вопросов (например, Указы от 8 июля 2004 г. № 857 "О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 18 сентября 1992 г. № 1091 “О мерах по улучшению расчетов за продукцию топливно-энергетического комплекса”"; от 15 мая 2008 г. № 797 "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности" и др.).
Правительство РФ осуществляет общее методическое руководство (в основном через Минфин России). В пределах своих полномочий Правительство РФ:
– осуществляет управление экономическими и социально-культурными процессами, создаст условия для свободного предпринимательства на основе рационального сочетания всех форм собственности, демонополизации экономики, реализации правового механизма рыночной экономики;
– обеспечивает в соответствии с законами и указами Президента РФ нормативное регулирование и руководство органами исполнительной власти по защите прав собственности на всей территории России.
В качестве примеров подзаконных актов данного ведомства можно привести постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации"; от 3 июля 2006 г. № 413 "Об утверждении форм документов финансовой отчетности об исполнении федерального бюджета для предоставления в Счетную палату Российской Федерации" и др.
Руководители субъектов РФ могут издавать акты, которые имеют локальное действие на территории данных образований (например, постановление Губернатора Московской области от 18 марта 1998 г. № 63-ПГ "О порядке проведения инвентаризации недвижимого имущества государственных предприятий, учреждений, расположенных на территории Московской области").
Акты ведомственного и межведомственного характера (приказы, указания, соглашения) издаются на основе законов, указов Президента РФ и актов Правительства РФ. Данные подзаконные акты носят в основном управленческий характер и издаются органами специальной компетенции. Юридическая сила таких актов во многом зависит и от функции издавшего их органа. К числу ведомственных актов следует отнести приказ МВД России от 30 марта 2010 г. № 249 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств" и др. Примером актов межведомственного характера является, в частности, соглашение Росфиннадзора и ФТС России от 15 августа 2005 г. № 06-30/21, № 01-48/9 "О взаимодействии Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной таможенной службы при осуществлении валютного контроля", приказ МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 г. 495/ММ-7-2-347 "Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений" и др.
Ключевая роль в непосредственном регулировании бухгалтерского учета отводится стандартам бухгалтерского учета, которые разрабатываются Минфином РФ, а также субъектами негосударственного регулирования бухгалтерского учета (саморегулируемыми организациями предпринимателей, аудиторов, ассоциации и союзы и др.). Стандарты (федеральные, отраслевые) обязательны к применению всеми экономическими субъектами, осуществляющими свою деятельность в сфере бухгалтерского учета.
Существенное значение для юристов имеют официальные разъяснения, инструкции и указания, включая руководящие разъяснения Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ.
Рассмотренные законы и подзаконные нормативные акты составляют правовую основу судебной бухгалтерии, которая постоянно совершенствуется под воздействием практики применения специальных бухгалтерских знаний в уголовном, гражданском и арбитражном судопроизводстве.