Лекция 14. ПРАВОВАЯ ОХРАНА ВОД

Ключевые термины: водные объекты; водопользователи; договор водопользования; водный налог; трансграничные водные объекты; береговая полоса; береговая линия; водоохранные зоны; прибрежные защитные полосы; схемы комплексного использования и охраны водных объектов.

Воды – возобновляемый, но ограниченный и уязвимый природный ресурс. Этот неотъемлемый компонент окружающей среды является основой жизни и деятельности народов всего мира.

Дефицит пригодных для человека водных ресурсов – тревожный симптом наблюдающегося глобального экологического кризиса. Он имеет место во многих странах мира, наблюдается в некоторых регионах России. Российское водное законодательство призвано сохранить водные ресурсы нашей страны для настоящего и будущих поколений.

Правовое регулирование водных отношений

Россия – богатейшее государство планеты по запасам пресных природных вод, суммарный объем которых составляет около 50 тыс. куб. км. Это примерно 20% мировых запасов пресных подземных и поверхностных вод. Общая площадь морской акватории, подпадающей под юрисдикцию России, составляет 7 млн кв. км. В то же время месторождений подземных вод насчитывается около 3,5 тыс. куб. км. Таким образом, доля России в мировых запасах водных ресурсов весьма ощутима и предполагает их всестороннюю правовую охрану, осуществляемую как на национальном, так и на международном уровне.

Состояние водных ресурсов и водное законодательство

По мере хозяйственного освоения территорий происходило истощение, загрязнение, засорение вод. В результате произошло ухудшение питьевого водоснабжения и значительная часть россиян вынуждена пить некачественную воду. От истощения страдают прежде всего реки южного стока: практически исчерпаны возможности безвозвратного водоотбора в бассейнах рек Дон, Терек, Урал, Исеть. Наиболее распространены загрязнения вод нефтепродуктами, фенолами, легкоокисляющимися органическими веществами. Качество воды зачастую не соответствует микробиологическим требованиям. Из-за перегруженности и низкой эффективности работы очистных сооружений объем нормативно очищенных стоков охватывает лишь меньшую часть всех требующих очистки вод.

Защита российских водных ресурсов и водных объектов предусматривается рядом международных договоров и российским водным законодательством.

К числу важнейших международных договоров, действующих на территории нашей страны, принадлежит Конвенция ООН по морскому праву (10 декабря 1982 г.) и Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (17 марта 1992 г.). Кроме того, подписаны и действуют также соглашения России с соседними государствами по "сопредельным", трансграничным водным объектам и бассейнам (с Норвегией, Финляндией, Эстонией, Украиной, Казахстаном, Монголией, Китаем).

Водное законодательство состоит из ВК и принимаемых на его основе федеральных законов, законов субъектов РФ.

Действуют и другие Федеральные законы: "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", "О безопасности гидротехнических сооружений".

Водное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, что позволяет лучше учитывать в праве разнообразие гидрологических и водохозяйственных условий каждого российского региона.