Правовая культура
Впервые в литературе слово "культура" как теоретический термин было употреблено в работе римского оратора и философа Цицерона "Тускуланские диспуты" в 45 г. до н.э.
Слово "cultura" в переводе с лат. означает "воспитание, образование". Более полно культуру можно определить как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественноисторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества.
Культура может быть материальной и духовной. При этом основополагающее понятие в ее характеристике – категория "ценность".
Правовая культура принадлежит к духовной культуре общества (хотя есть точка зрения, что правовая культура не совпадает ни с одним из видов общественной культуры и содержит как духовные, так и материальные компоненты), а право представляет собой существенную, важнейшую общественную ценность – элемент цивилизации.
Правовая культура – это состояние правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики, выражающее утверждение и развитие права как социальной ценности, т.е. своего рода "юридическое богатство" общества.
Выделяют четыре разновидности проявлений правовой культуры: правовые идеи, правовые нормы и институты, правовые поступки, правовые учреждения. Эти проявления правовой культуры являются, по существу, и сферами ее действия.
Уровень правовой культуры в том или ином конкретном социуме – это уровень:
• общественного и индивидуального правосознания, в том числе уровень развития юридической науки и юридического образования;
• законности, который определяется прежде всего правовым ОГЛАВЛЕНИЕм законов и реальностью их осуществления (прочностью правопорядка);
• совершенства законодательства, который определяется научным построением законодательства, нахождением оптимальных методов, способов, типов регулирования, строгим соблюдением правотворческой процедуры, максимальным использованием передовых средств и приемов юридической техники и т.п.;
• совершенства юридической практики и прежде всего практики судебной, т.е. состояние правосудия в обществе.
В правовой культуре можно выделять общечеловеческий и национальный компоненты.
По видам правовую культуру можно разделить на правовую культуру общества в целом и правовую культуру индивида, а также правовые культуры социальных общностей (классов, наций, народа) и цивилизаций.
Правовой нигилизм
Понятие правового нигилизма
Термин "нигилизм" произошел от лат. nihil – "ничто", "ничего". Нигилизм как течение общественной мысли зародился давно, по наибольшее распространение получил в XIX в., главным образом в Западной Европе и в России. Он связан с такими философами леворадикального направления, как Якоби, Прудон, Ницше, Штирнер, Хайдеггер и др.
Как социальное явление нигилизм характеризуется:
• резко критическим, крайне негативным отношением к общепринятым, объективным (абсолютным) ценностям;
• максималистским подходом, интенсивностью, бескомпромиссностью отрицания;
• сопряженностью с негативной программой;
• тем, что несет в себе деструктивное, разрушительное начало.
В зависимости от того, какие ценности отрицаются, нигилизм может быть политическим, религиозным, нравственным и т.п. Разновидностью нигилизма является и правовой нигилизм.
Правовой нигилизм представляет собой непризнание права как социальной ценности и проявляется в негативном отношении к праву, законам, правопорядку, в неверии в необходимость права, его возможности, общественную полезность.