Правотворчество Нового времени
В Новое время с переходом от аграрной цивилизации к индустриальной, с утверждением буржуазных отношений и либерализма начинает формироваться и новое право, принципы которого лежат в основе построения всех правовых систем современного мира. Правовая система меняется вместе с изменением функций государства и характера верховной власти. Основным назначением последней становится организация общества и управление им, обеспечение социальной и политической стабильности путем достижения социального компромисса, в достижении которого право играет едва ли не ключевую роль. В результате реформ и буржуазных революций появляются новые и видоизменяются старые представительные учреждения, расширяется социальная база власти. При разделении власти и выделение судебной власти в ее самостоятельную ветвь, роль права многократно возрастает. Закладываются основы правового государства. Бюрократический аппарат отныне не только отрешен от судебной деятельности, но и поставлен под контроль общества с помощью права. Ни государство, ни церковь не вправе контролировать частную жизнь людей, если, конечно, их деятельность не выходит за рамки закона.
С развитием государственных институтов и правовых систем совершенствуется и юридическая техника. Возникает новый порядок подготовки и принятия нормативных правовых актов. Упорядочивается состав субъектов правотворчества, со временем четко определяется круг субъектов права законодательной инициативы, который закрепляется конституционно. Казуальные нормы уже не могут охватить весь круг общественных отношений. Им на смену приходят абстрактные нормы общего характера, обязательные для всех, что делает право универсальным регулятором общественных отношений. Буржуазное право основывается на принципе равенства всех перед законом и судом.
С расширением и усложнением сфер правового регулирования усложняется и структура правовых актов, они все больше формализуются, выступая в виде уложений, сводов законов, кодексов, конституций, конституционных (органических) законов и др. Соответственно повышаются требования к нормативным правовым актам. Они должны быть компактными, информативными, удобными для практического применения. В Новое время происходит четкое разделение правовых норм по отраслям права, которые в свою очередь делятся на регулятивные и охранительные, материальные и процессуальные.
Совершенствуется техника изложения правовых норм и конструирования правовых актов. Прежде всего это касается формулировки понятий, юридической терминологии. Повышается уровень их формальной определенности, строгости, что создает известные барьеры на пути злоупотребления властью, служебным положением, устанавливает пределы компетенции должностных лиц и т.д. Усложняется состав правовых конструкций, они принимают порой достаточно сложный характер, например, фактический состав, состав преступления, различные модели разрешения конфликтных ситуаций (более подробно об этом в гл. 7). Больше внимания стало уделяться таким классическим понятиям, как правовые аксиомы, правовые презумпции и фикции, которые в новых исторических условиях могли наполняться новым ОГЛАВЛЕНИЕм, либо подвергались критическому анализу.
Значительные изменения происходят в системе права: четко проводится деление на материальные и процессуальные нормы, многие подотрасли права выделяются в самостоятельные отрасли. Так, от гражданского права отпочковались семейное право, предпринимательское право, торговое и наследственное право. Не все ученые-юристы согласны с таким дроблением. Появились новые отрасли, в частности, конституционное (государственное) право, которое прочно заняло лидирующие позиции в системе права, поскольку правовые нормы всех других отраслей должны соответствовать требованиям конституционного права. Появился целый ряд так называемых комплексных отраслей, например муниципальное, предпринимательское, коммерческое, банковское, транспортное, аграрное.
Широкое распространение в Новое время получила кодификация правовых норм. В первую очередь это касается континентального права. Именно в Новое время возрождается интерес к прочно забытому после падения Рима процессуальному праву. Дело в том, что средневековая практика не особенно и нуждалась в процессуальном праве. Известная фраза па Руси "государь, не вели казнить" говорит о полном произволе и неподотчетности верховной власти. Сначала кодификацией были охвачены так называемые старые отрасли, прежде всего гражданское и уголовное право, затем кодификация распространилась и на многие другие отрасли и их процессуальные составляющие. Важно отметить, что процессуальное право не всегда имеет кодифицированную форму. Известно, что впервые в Европе процессуальное право начало создаваться в Англии, право которой не знает кодификации. Именно англичане в варварской Европе положили начато разработке исков, рассмотрению дел по аналогии и созданию юридического прецедента, организации суда справедливости, опроса присяжных судами общего права, процессуальной защите прав человека в соответствии с Биллем о правах, Хабеас корпус акт и др. Принципиальным новшеством было введение правил оценки доказательств в уголовном процессе, что позволило существенно ограничить следственный и судебный произвол. Той же цели служило и совершенствование порядка обжалования судебных решений.
Как уже отмечалось выше, превращение суда в самостоятельную и независимую ветвь власти стало важным шагом па пути становления демократического общества и правового государства. Судьи обрели новый статус в соответствии с принципами несменяемости, неприкосновенности и подчинения только закону. Возросли требования, предъявляемые к судейскому корпусу, – квалификационные, возрастные, нравственные. И хотя судебные системы в различных странах могут существенно отличаться, данные требования являются общими для демократических государств.
Несмотря на то, что монгольское нашествие и княжеские междоусобицы периода феодальной раздробленности в известной степени отразились на динамике социальных процессов Русского государства, тем не менее, его развитие, в том числе и с точки зрения права, шло в русле общеевропейской цивилизации. К сожалению, до нас не дошли некоторые важные источники, такие как Новгородская судная грамота, упоминаемый в летописях Закон Русский и др. Однако Псковская судная грамота, Великокняжеский Судебник 1497 г. и Царский Судебник 1550 г. уже свидетельствуют о достаточно высоком для того времени уровне юридической техники. Соборное Уложение 1649 г. не только поражает быстрым темпом его создания, но и показывает новый уровень юридической техники. Почти за год был создан столь крупный документ, с хорошо структурированной системой изложения материала, хорошо продуманной терминологией.
В восемнадцатом столетии крупные прорывы в правотворчестве связаны с деятельностью Петра I и Екатерины II. "Всякий закон, – говорится в Наказе Комиссии по составлению проекта нового Уложения Екатерины II, – должен написан быть словами, вразумительными для всех... Законы делаются для всех людей, все люди должны по оным поступать – следовательно, надобно, чтобы все люди оные и разуметь могли"[1]. Большой вклад в развитие отечественной юридической техники внес Μ. М. Сперанский, организуя работу по систематизации российского законодательства.
Февральская революция, Октябрьский переворот, Гражданская война и поВперед цепь драматических событий были не лучшей почвой для развития юридической техники. Тем не менее юридические документы того времени представляют определенный интерес не только с исторической, но и с правовой точки зрения. Они мало изучены в плане юридической техники.
Хотя законотворческая деятельность в советский период не отличалась интенсивностью, уровень юридической техники был достаточно высок, поскольку полностью уничтожить и заменить старую юридическую школу большевики не смогли, хотя и уничтожили основные государственноправовые институты. Юридические высшие учебные заведения готовили специалистов по применению права. После смены политического курса и принятия Конституции РФ законотворческая деятельность значительно активизировалась, что и поставило проблему подготовки специалистов не только по правоприменению, но и по правотворчеству.