Правосубъектность и независимость
Как и центральные банки государств (включая Центральный банк РФ), ЕЦБ сочетает в себе черты института политической власти и банковского учреждения. Следствием этой двойственной правовой природы является наличие у ЕЦБ согласно ст. 282 ДФЕС самостоятельной правосубъектности, отличной от правосубъектности ЕС в целом.
Наличие самостоятельной правосубъектности сближает ЕЦБ с учреждениями как вспомогательными элементами институционального механизма ЕС, например, с Европейским инвестиционным банком (см. 4.1).
В качестве самостоятельной юридической личности ЕЦБ в рамках своих полномочий вправе вступать в отношения с другими субъектами права, в том числе государствами, не входящими в ЕС (третьими странами) и международными организациями. Эти отношения могут оформляться соответствующими международными соглашениями (например, Соглашение о сотрудничестве между ЕЦБ и Интерполом 2004 г.[1]).
Аналогично Европейскому Союзу в целом, на территории государств-членов Европейский центральный банк приравнивается к юридическим лицам с максимально широкой правоспособностью. Он может, в частности, приобретать или отчуждать движимое и недвижимое имущество, выступать стороной в суде (ст. 9 Устава ЕСЦБ и ЕЦБ). Правоспособность ЕЦБ включает его деликтоспособность, т.е. обязанность возмещать убытки, причиненные им самим или его сотрудниками при осуществлении своих функций (ст. 320 ДФЕС).
Европейский центральный банк обладает финансовой самостоятельностью (доходы и расходы ЕЦБ не включаются в бюджет ЕС). Основой для такой самостоятельности служит наличие у ЕЦБ уставного капитала, подписчиками и держателями которого выступают национальные центральные банки. Их доли определяются исходя из численности населения и размеров валового внутреннего продукта соответствующих государств-членов (ст. 29 Устава ЕСЦБ и ЕЦБ).
В соответствии со ст. 28 Устава ЕСЦБ и ЕЦБ уставный капитал Европейского центрального банка установлен в размере 5 млрд евро. Этот размер может быть увеличен по решению Совета управляющих ЕЦБ (высшего руководящего органа ЕЦБ).
Национальные центральные банки также наделяют ЕЦБ валютными резервами, что особенно важно для обеспечения стабильности курса евро в международных валютных отношениях. Общий размер валютных резервов ЕЦБ установлен в размере 50 млрд евро, который также, при необходимости, может быть увеличен (ст. 30 Устава ЕСЦБ и ЕЦБ).
Стремление обеспечить компетентное, профессиональное управление евро и денежной системой ЕС в целом побудило государства-члены при заключении учредительных документов Союза наделить ЕЦБ максимально широкой независимостью по отношению к любым заинтересованным лицам (включая сами государства и другие институты, органы, учреждения ЕС).
Принцип независимости является важнейшим принципом правового статуса ЕЦБ, который не только de jure, но и de facto считается самым независимым центральным банком в мире. Принцип независимости распространяется и на центральные банки государств-членов, входящие в возглавляемую ЕЦБ Европейскую систему центральных банков: "При осуществлении полномочий и выполнении задач и обязанностей, возложенных на них Договорами и Уставом ЕСЦБ и ЕЦБ, ни Европейский центральный банк, ни национальные центральные банки, а равно никто из членов их руководящих органов, не могут запрашивать или принимать инструкции от институтов, органов или учреждений Союза, от правительств государств-членов или от любого иного учреждения. Институты, органы или учреждения Союза, а также правительства государств-членов обязуются соблюдать этот принцип и не стремиться оказывать влияние на членов руководящих органов Европейского центрального банка или национальных центральных банков при выполнении ими своих задач" (ст. 121 ДФЕС).
Одной из гарантий независимости ЕЦБ и подчиненных национальных центральных банков является несменяемость членов их руководящих органов, которые могут быть досрочно отрешены от должности только Судом ЕС или с его согласия (см. ниже).