Правоспособность и дееспособность
В Российской Федерации гражданская правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства, объем и ОГЛАВЛЕНИЕ их гражданских прав и обязанностей традиционно регламентируются на основе начал национального режима. Из национального режима исходит, в частности, второе предложение ст. 1196 ГК РФ, согласно которому иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом (до введения в действие части третьей ГК РФ данной теме было посвящено правило п. 1 ст. 160 Основ 1991 г.). Признание за иностранцем гражданской правоспособности является необходимой предпосылкой коллизионного вопроса: коллизионная проблема применительно к отношению с участием иностранца возникает потому, что данные отношения рассматриваются как правоотношения, а иностранец – как правоспособное лицо.
В коллизионном праве вопросы правоспособности и дееспособности физического лица решаются на основе его личного закона, как это предусмотрено в ст. 1196 и 1197 ГК РФ. Личному закону физического лица ГК РФ подчиняет, кроме того, определение прав лица на имя, его использование и защиту (ст. 1198), а также регулирование некоторых вопросов опеки и попечительства (ст. 1199). Опека или попечительство над несовершеннолетними, недееспособными или ограниченными в дееспособности совершеннолетними лицами устанавливается и отменяется по личному закону лица, в отношении которого устанавливается либо отменяется опека или попечительство. К обязанности опекуна (попечителя) принять опеку (попечительство) подлежит применению личный закон лица, назначаемого опекуном (попечителем). Вместе с тем Модель ГК для стран СНГ, а также гражданские кодексы Киргизии и Узбекистана обязывают следовать при установлении и отмене опеки (попечительства) не личному закону подопечного, как это предусмотрено в гражданских кодексах России, Армении, Белоруссии, Казахстана, а закону суда. Согласно ГК Молдавии применимым в этих случаях является национальный закон подопечного.
ОГЛАВЛЕНИЕ понятия "личный закон физического лица", впервые введенного в отечественное законодательство ГК РФ, раскрывается правилами ст. 1195 на основе смешанной системы коллизионных привязок к закону гражданства и закону места жительства лица. Основным в этой системе является правило, считающее личным законом физического лица право страны, гражданство которой лицо имеет. Это означает, что личным законом российского гражданина всегда является – независимо от того, проживает он в России или за рубежом, – российское право. Но личным законом иностранного гражданина, имеющего место жительства в Российской Федерации, признается российское право.
В соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 62) и Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации" (ст. 6) российский гражданин может иметь двойное гражданство. В случае когда лицо наряду с российским гражданством имеет и иностранное гражданство, его личным законом является российское право. Это соответствует конституционным нормам о статусе российского гражданина с двойным гражданством, а также положению упомянутого Закона о том, что такое лицо рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом.
При наличии у лица нескольких иностранных гражданств (но при отсутствии в этом случае российского гражданства) его личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Модель ГК для стран СНГ отдает предпочтение в такой ситуации праву страны, с которой лицо наиболее тесно связано.
Соответствующим образом сформулированы положения о личном законе физического лица в основанных на Модели ГК для стран СНГ гражданских кодексах этих стран. Приведем в качестве примера Закон Украины о международном частном праве. Понимая под личным законом физического лица, являющегося гражданином двух или более государств, право того из государств, с которым лицо имеет наиболее тесную связь, ст. 16 Закона поясняет: "...в частности, имеет местожительство или занимается основной деятельностью".
Специальные правила определяют личный закон лица без гражданства и беженца: личным законом первого считается право страны, в которой это лицо имеет местожительство, а второго – право страны, предоставившей ему убежище.
Обращение к понятию "место жительства" обусловливает необходимость его квалификации. Осуществляемая по российскому праву, как того требует п. 1 ст. 1187, она опирается прежде всего на правила ст. 20 ГК РФ, определяющей место жительства как место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" различает для целей этого Закона временно пребывающих, временно проживающих и постоянно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан, причем к последним отнесены лица, получившие вид на жительство.
В ряде обозначаемых ГК РФ случаев личный закон физического лица уступает место иным коллизионным критериям. Так, физическое лицо, не обладающее гражданской дееспособностью по своему личному закону, не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, если оно является дееспособным по праву места совершения сделки, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона знала или заведомо должна была знать об отсутствии дееспособности (п. 2 ст. 1197). Признание в Российской Федерации физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным (п. 3 ст. 1197), безвестно отсутствующим и объявление умершим (ст. 1200) подчиняются российскому праву. Минская конвенция 1993 г. допускает признание безвестно отсутствующим гражданина одной из стран-участниц судом другой страны-участницы (хотя, как правило, такие дела должны рассматриваться судом страны гражданства такого лица). При этом применяется законодательство страны суда. Аналогично решается вопрос в двусторонних договорах о правовой помощи.
К сфере действия статута обязательства, возникающего вследствие причинения вреда, отнесена способность лица нести ответственность за причиненный вред (ст. 1220), а вопросы "завещательной дееспособности" составляют область статута наследования (п. 2 ст. 1224).
Следует особо остановиться на вопросе о праве, подлежащем применению при определении возможности физического лица заниматься предпринимательской деятельностью. Право физического лица заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя регулируется законом страны, где такое физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя. Если это правило не может быть применено ввиду отсутствия обязательной регистрации, применяется право страны основного места осуществления предпринимательской деятельности (см. ст. 1201 ГК РФ). Как и Модель ГК для стран СНГ, гражданские кодексы Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Узбекистана подчиняют способность физического лица быть индивидуальным предпринимателем и иметь связанные с этим права и обязанности праву страны, где физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя. При отсутствии страны регистрации применяется право страны основного места осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности. Последнее правило не приводится в ГК Армении. В ГК Молдавии статус коммерсанта, позволяющий иностранному гражданину или лицу без гражданства осуществлять коммерческую деятельность без образования юридического лица, определяется по закону государства, где иностранный гражданин или лицо без гражданства получили разрешение на осуществление коммерческой деятельности.
Для целей Киевского соглашения 1992 г. под хозяйствующими субъектами понимаются не только предприятия, их объединения, организации, но и граждане, обладающие статусом предпринимателя в соответствии с законодательством, действующим на территории государств – участников СНГ, и их объединения. Гражданская правоспособность и дееспособность предпринимателей определяются в этом Соглашении по законодательству государства – участника Содружества, на территории которого зарегистрирован предприниматель.
В Российской Федерации государственная регистрация физических лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, в качестве индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".