Православие

Православие – одно из направлений христианства, окончательно обособившееся и организационно оформленное в XI в. в результате разделения церквей на католическую и православную. Этому содействовали глубокие социально-экономические и политические противоречия между западно-европейскими и византийскими феодалами, борьба за верховенство в церкви и за церковные доходы между римскими папами и константинопольскими патриархами.

Разделение Римской империи на Западную и Восточную (конец IV в.) привело к образованию двух религиозных центров: в Риме и Константинополе. Между ними в VII в. выявились различия в догматике, обрядах, организации. Особенно обострились противоречия между ними во второй половине IX в. из-за стремления римского папы и константинопольского патриарха к господству над церковью Болгарии, принявшей христианство.

Начиная с конца III в. восточная часть Римской империи развивалась отдельно от западной и поэтому не принимала непосредственного участия в драматических событиях времен папства, испанской инквизиции, протестантской реформации и римско- католической контрреформации. Восточноевропейские православные церкви считают именно себя носителями первоначальной миссии первых апостолов. Главная резиденция восточной – православной – церкви в Константинополе была создана апостолом Андреем.

Православная церковь Кипра гордится тем, что ее основали святые Варнава и Павел в середине I в. Считается, что апостол Марк основал православную церковь в египетском городе Александрии. Греческая православная церковь связывает свои корни с пребыванием святого Павла в Афинах. Таким образом, на Востоке сложилась стойкая традиция, которая свято хранила устои. Здесь не было стольких нововведений, как в западных версиях христианства.

В западной части Римской империи религиозная власть становилась все более централизованной во главе с римским папой и другими высокопоставленными иерархами. После многочисленных вторжений варваров и войн священники нередко оставались единственными образованными членами общества. Византийский Восток был демократичнее, различий между священниками и мирянами было меньше. Его высший иерарх, патриарх Константинопольский, был в значительной степени номинальной фигурой, символом христианского единства, и на Востоке не признавали универсального авторитета римского папы.

К началу Средних веков накопились также разногласия в вопросах богословия. В своей версии символа веры западные христиане исповедовали нисхождение Духа Святого как от Отца, так и от Сына ("филиокве"), Филиокве – это сформулированное впервые на Толедском церковном соборе в 589 г. добавление к утвержденному Первым и Вторым вселенскими соборами (325 и 384) символу веры. Согласно этому добавлению Святой Дух исходит от Бога Отца и Бога Сына. Греко-византийская (православная) церковь не приняла добавление, что явилось формальным предлогом к разделению в 1054 г. христианской церкви на западную и восточную ветви.

Разногласия привели к тому, что папа Лев IX и патриах Керуларий предали друг друга анафеме. Последним звеном в этой цепи разногласий для Восточной церкви стало движение крестоносцев. Период между 950 и 1350 гг. был временем "святых крестовых походов", которые ставили своей целью отвоевать святую землю Палестины у мусульман, защитить Византийскую империю от турок-мусульман и вообще уничтожить врагов христианства. Это было страшное, кровавое время.

Одной из многочисленных жертв оказались и без того непрочные отношения между Восточной и Западной церквами. Когда крестоносцы вошли в Константинополь в 1204 г., они попытались вмешаться в дела местной политики. Получив отпор, крестоносцы пришли в ярость и разрушили город, уничтожили алтарь и иконы в церкви Святой Софии, высоко почитаемой церкви Святой Мудрости (впоследствии мусульмане преобразовали ее в мечеть). Ужаснувшись такому кощунству, православная церковь прервала свои отношения с Римом и начала самостоятельное существование, заявив о том, что она есть истинная наследница апостольской Церкви. Несмотря на периодические попытки примирения, Восточная и Западная церкви пока еще не пришли к полному согласию.