Правоприменительная техника
Для архаического периода характерно отсутствие специальных правоприменительных институтов, хотя, безусловно, в то время были и должностные лица и их помощники, которые обеспечивали исполнение судебных решений, осуществляли наказания и т.д. Наиболее развитой правоприменительная техника была в странах античного мира. Строгие процедуры сопровождали судебный процесс в Древней Греции и Древнем Риме, хотя при всем обилии магистратур суд не был отделен от администрации. Как и на Востоке, в судебной практике античных государств было много элементов сакрального характера: клятва богам, обращение к оракулам, произнесение заклинаний, гадание па внутренностях животных и т.д. Судебные процедуры были строго регламентируемы обычаем. Так, оговорка при произнесении требуемой формулы в ходе судебного разбирательства стоила римлянину проигрыша процесса. Большой сложностью отличались процессы эмансипации и доказательства права на земельную собственность в Риме, судопроизводство в гелиэе (в Греции) и др. Институт претуры следует считать огромным достижением, позволившим снять многие ограничения и преодолеть препятствия на пути развития Древнеримского государства. В Древнем Египте судебные функции отправляли коллегии доверенных лиц фараона, мудрецы, а по большинству текущих дел – органы общинного самоуправления.
Судебная система Древнего Вавилона на фоне других стран Древнего Востока выглядит довольно динамично. В период, предшествующий правлению Хаммурапи, в судопроизводстве ведущая роль принадлежала храмовым и общинным судам. Судебные функции отправлялись советами храмов, общинными собраниями, коллегиями общинных судов, в состав которых входили члены совета старейшин. Приговор объявлялся специальным должностным лицом, глашатаем.
Большим своеобразием характеризуется правоприменительная практика Древнего Китая, которая в различные периоды могла отличаться. Судебных органов как таковых поначалу в Китае не существовало. Судопроизводство осуществлялось чиновниками разных рангов. Применялись как состязательный, так и розыскной процессы. Однако в циньскую эпоху (221 до н.э. – 206 до н.э.) было образовано "Ведомство наказаний" (судебное) во главе с тинвэем, и судебные функции выделялись из административных. На это ведомство, помимо рассмотрения наиболее тяжких преступлений, был возложен надзор за правильностью и своевременностью применения уголовных законов. А поскольку древнекитайское право носило сплошь уголовный характер, то, следовательно, оно контролировало всю систему судопроизводства. В руках провинциальных судей находилась и пенитенциарная система. Высшей судебной инстанцией Китая всегда оставался император. Особенно изощренной была система осуществления наказаний, в которой были скрупулезно расписаны виды правонарушений, за качественный и количественный состав которых могли быть назначены клеймение тушью па лице, отрезание носа, отрезание ног, кастрация для мужчин и обращение в рабынь- заложниц женщин, отсечение головы и т.д.
В Древней Руси отправлением правосудия занимались князь и его представители на местах, вече, феодалы в своих вотчинах. В период феодальной раздробленности проявились определенные различия в правоприменительной сфере между отдельными регионами. Особенно это касается Новгородской и Псковской республик.
Техника доказательств – вероятно, один из самых сложных элементов юридической техники, потому что требует высокого профессионализма, мудрости, терпения, гуманизма и высокой ответственности. Как ни парадоксально, но во все времена царицей доказательств считалось признание своей вины, которую у испытуемого вырывали, как правило, под пыткой. Для этого использовались различные средства: испытание огнем и водой, клятва или присяга, поединок. Испытание огнем применялось чаще всего для знатных людей, водой – для простонародья. Если погруженный в холодную воду всплывал, то признавался виновным, которого вода, символ очищения, не принимает. Если раны, полученные при испытании раскаленным железом или кипятком, быстро заживали, то это считалось признаком невиновности.
Клятва или присяга, хотя в те времена были сопряжены с религиозным ритуалом и для абсолютного большинства людей были достаточно авторитетны, все же считались менее надежными доказательствами. Поэтому их больше применяли к свидетелям. На Руси это были видоки и послухи, в Англии – присяжные. Присяжные в данном случае – не участники процесса, а отобранная группа людей разных сословий для выяснения состояния преступности в определенной местности. Присяжных из простонародья в Англии могли подвергать в случае сомнения пыткам.
В качестве доказательства во многих правовых системах применялся судебный поединок. Несмотря на отрицательное отношение к нему христианской церкви и целого ряда монархов, включая Карла Великого, судебный поединок получил в Европе широкое распространение, начиная с VI в. Дело, решенное путем поединка, пересмотру не подлежало. Был разработан сложный ритуал поединка, порядок замещения лица, неспособного в силу возраста или пола противостоять противной стороне. Постепенно, главным образом под влиянием церкви, считающей поединок проявлением язычества, судебный поединок начал утрачивать свое значение. На Руси судебный поединок не зафиксирован в Русской правде, однако, по свидетельству иностранных путешественников, судебный поединок (поле) на Руси имел место и но мнению некоторых исследователей, в частности С. В. Пахмана, данный институт продержался до принятия Соборного Уложения 1649 г.