Правонарушения в сферах строительства и транспорта
Ответственность за нарушение правил Строительного устава 1857 г. предусматривалась ст. 65-68 Устава о наказаниях, все указанные статьи предусматривали применение только имущественных санкций в виде штрафа, его максимальный размер не превышал одной третьей предельного размера денежного взыскания, налагаемого мировым судьей (см. ст. 66, 661 Устава о наказаниях).
Наряду со штрафом было предусмотрено применение дополнительных санкций, не указанных в перечне взысканий, налагаемых мировыми судьями (см. ст. 1, 2 Устава о наказаниях), например, виновные были обязаны по решению судьи уничтожить неправомерно возведенные постройки или исправить строения. Более подробно об этом свидетельствуют следующие данные.
Наказания за нарушения правил Строительного устава, предусмотренные Уставом о наказаниях |
Преступления за нарушения правил Строительного устава и наказания, за которые они предусмотрены в соответствии с Уложением о наказаниях |
Самовольная постройка или перестройка здания (ст. 65) - штраф до 15 руб. |
Нарушение в третий раз технических правил строительства, предусмотренных Строительным уставом (ст. 1058), -лишение права строительных работ на срок от одного года до двух лет |
Нарушение правил Строительного устава и актов муниципальных органов, изданных на его основе (ст. 66), - штраф до 100 руб. |
Разрушение построек, возведенных с нарушением технических правил и условий (ст. 1059), - штраф до 300 руб., либо арест до трех месяцев или тюремное заключение на срок до четырех месяцев, либо лишение права осуществления строительных работ от трех до шести лет |
Нарушение правил строительства вблизи железных дорог (ст. 66 - штраф до 100 руб.) |
- |
Нарушение правил строительства городских транспортных объектов |
Нарушение должностными лицами технических правил и условий при производстве строительных работ (ст. 1060) - лишение права осуществления строительных работ от двух до шести лет; лишение права заключения договоров капитального строительства от двух до шести лет либо (при отягчающих обстоятельствах) пожизненно; увольнение должностного лица. Нарушение технических правил и условий архитектором или техником-строителем (ст. 1061) - приостановление права осуществления строительных работ до получения квалификационного аттестата |
Неумышленное воспрепятствование деятельности железнодорожного транспорта (ст. 761) - арест на срок до трех месяцев или штраф до 300 руб. |
Неумышленное воспрепятствование деятельности железнодорожного транспорта при отягчающих обстоятельствах (ст. 10801) - тюремное заключение на срок от двух месяцев до одного года и четырех месяцев |
Нарушение или несоблюдение сотрудниками железнодорожного транспорта технических специальных правил (ст. 763) |
Те же действия, повлекшие тяжкие последствия, например смерть человека или причинение телесных повреждений (ст. 1085), - лишение всех прав состояния и ссылка на каторжные работы на срок от восьми до 12 лет (при особо тяжких последствиях) |
Критерием отграничения проступков от преступлений являлись многократные нарушения правил Строительного устава либо нарушения, угрожающие личной безопасности. При оценке правовых критериев необходимо было установить реальность потенциальной угрозы жизни, здоровью и имущественным интересам физического лица (ст. 1058 Уложения о наказаниях); при отсутствии этих признаков правонарушение квалифицировалось как проступок (ст. 66 Устава о наказаниях).
Статья 661 Устава о наказаниях предусматривает применение наказания только после предварительного предупреждения со стороны полиции или должностного лица железнодорожного транспорта. "Напоминание" (в современном восприятии - "предупреждение") представляло собой разновидность превентивной санкции и не относилось к наказаниям, назначаемым мировыми судьями (ср. ст. 12 и ст. 661 Устава).
В отличие от Устава о наказаниях Уложением о наказаниях предусмотрено применение наказаний в отношении специальных субъектов - архитекторов, техников-строителей, землемеров (см. ст. 1058-1062), сотрудников полиции и должностных лиц (ст. 1064,1065). Наказания в соответствии с Уложением о наказаниях назначались в зависимости от права собственности на объекты недвижимости. При этом выделялись следующие виды объектов: казенные здания, здания, находящиеся в частной или общественной собственности. Разновидностью последних были конфессиональные недвижимые объекты. Устав о наказаниях не предусматривал применение наказаний в зависимости от статуса объектов недвижимости.
Более обременительные имущественные наказания назначались за нарушение правил строительства зданий Русской православной церкви и других христианских церквей; за правонарушения при строительстве молитвенных зданий и религиозных школ мусульман или иудеев штраф устанавливался в меньшем размере (уменьшался на 30% и более), а то и вообще не налагался.
Санкции, предусматривающие более суровые ограничения личных неимущественных прав, назначались за нарушение правил строительства казенных зданий, в соответствии с ними применялись наказания, ограничивающие свободу (арест, тюремное заключение или исправительные работы в арестантских отделениях), предусмотренные только при совершении указанных правонарушений. Остальные нарушения строительных правил предусматривали наказания в виде имущественных санкций, временного приостановления или лишения специального права (осуществления строительных работ, заключения договоров подряда), а также применение дисциплинарных взысканий к должностным лицам (увольнение). Наказания за проступки при нарушении Строительного устава предусматривали только наложение штрафа.
Назначение наказаний при совершении преступлений, предусмотренных Уложением о наказаниях, не исключало применения санкций за проступки (см. ст. 1060 Уложения о наказаниях и ст. 66 Устава о наказаниях). В соответствии с Уставом о наказаниях подобный порядок не применялся: наказания назначались либо мировыми судьями, либо (при наличии признаков преступления) судьями общих судов (ст. 28 Устава).
Ответственность за нарушение правил Общего устава российских железных дорог (в том числе правил о перевозке пассажиров и грузов, а также полицейских правил) была предусмотрена статьями 761-763 Устава о наказаниях. В тех случаях, когда физическое лицо уклонялось от действий, способных предотвратить тяжкие последствия деяния, например при неоповещении служащим железнодорожного транспорта о совершенных нарушениях правил железнодорожного транспорта, деяние квалифицировалось как преступление, санкция предусматривала применение уголовного наказания в виде лишения свободы. Вышеназванный проступок, определенный ст. 761 Устава о наказаниях, представляет собой полную противоположность преступному бездействию (см. ст. 10801 Уложения о наказаниях). Объединяющим началом этих правонарушений является наличие вины в форме неосторожности. При должностных нарушениях сотрудников железнодорожного транспорта, причинивших особо тяжкий вред (см. ст. 1085 Уложения о наказаниях), карательные санкции несоизмеримы с санкциями, налагаемыми за совершение аналогичного проступка (ст. 763 Устава о наказаниях) или преступления (см. ст. 1084 Уложения).
Правовым основанием отграничения преступления от проступка являлись общественно опасные последствия: причинение имущественного ущерба означало наличие признаков проступка (ст. 763 Устава о наказаниях), причинение физического (телесного) вреда влекло за собой применение уголовных наказаний, предусмотренных ст. 1085 Уложения о наказаниях (ср. со ст. 10801 Уложения).
При совершении должностного проступка (ст. 763 Устава о наказаниях) нарушителями правил Общего устава российских железных дорог могли быть как должностные лица, так и сотрудники железнодорожного транспорта, не наделенные правомочиями должностного лица. При этом Устав о наказаниях (ст. 762 и 763) различает противоправные деяния в виде нарушения технических или специальных правил и их несоблюдения (ст. 1078-1086 Уложения о наказаниях подобные разграничения не предусмотрены). Такая детализация субъективной стороны правонарушений была обусловлена стремлением законодателя более точно определить психическое отношение нарушителя к совершенному деянию: нарушение правил предполагает наличие умышленной вины (прямого или косвенного умысла); правонарушитель стремится причинить вред, желает или сознательно допускает наступление общественно опасных последствий. При несоблюдении правил возможны как косвенный умысел, так и неосторожная вина (чаще в форме небрежности).