Правонарушения в сферах строительства и транспорта

Ответственность за нарушение правил Строительного устава 1857 г. предусматривалась ст. 65-68 Устава о наказаниях, все указанные статьи предусматривали применение только имущественных санкций в виде штрафа, его максимальный размер не превышал одной третьей предельного размера денежного взыскания, налагаемого мировым судьей (см. ст. 66, 661 Устава о наказаниях).

Наряду со штрафом было предусмотрено применение дополнительных санкций, не указанных в перечне взысканий, налагаемых мировыми судьями (см. ст. 1, 2 Устава о наказаниях), например, виновные были обязаны по решению судьи уничтожить неправомерно возведенные постройки или исправить строения. Более подробно об этом свидетельствуют следующие данные.

Наказания за нарушения правил Строительного устава, предусмотренные Уставом о наказаниях

Преступления за нарушения правил Строительного устава и наказания, за которые они предусмотрены в соответствии с Уложением о наказаниях

Самовольная постройка или перестройка здания (ст. 65) - штраф до 15 руб.

Нарушение в третий раз технических правил строительства, предусмотренных Строительным уставом (ст. 1058), -лишение права строительных работ на срок от одного года до двух лет

Нарушение правил Строительного устава и актов муниципальных органов, изданных на его основе (ст. 66), - штраф до 100 руб.

Разрушение построек, возведенных с нарушением технических правил и условий (ст. 1059), - штраф до 300 руб., либо арест до трех месяцев или тюремное заключение на срок до четырех месяцев, либо лишение права осуществления строительных работ от трех до шести лет

Нарушение правил строительства вблизи железных дорог (ст. 66 - штраф до 100 руб.)

-

Нарушение правил строительства городских транспортных объектов

Нарушение должностными лицами технических правил и условий при производстве строительных работ (ст. 1060) - лишение права осуществления строительных работ от двух до шести лет; лишение права заключения договоров капитального строительства от двух до шести лет либо (при отягчающих обстоятельствах) пожизненно; увольнение должностного лица. Нарушение технических правил и условий архитектором или техником-строителем (ст. 1061) - приостановление права осуществления строительных работ до получения квалификационного аттестата

Неумышленное воспрепятствование деятельности железнодорожного транспорта (ст. 761) - арест на срок до трех месяцев или штраф до 300 руб.

Неумышленное воспрепятствование деятельности железнодорожного транспорта при отягчающих обстоятельствах (ст. 10801) - тюремное заключение на срок от двух месяцев до одного года и четырех месяцев

Нарушение или несоблюдение сотрудниками железнодорожного транспорта технических специальных правил (ст. 763)

Те же действия, повлекшие тяжкие последствия, например смерть человека или причинение телесных повреждений (ст. 1085), - лишение всех прав состояния и ссылка на каторжные работы на срок от восьми до 12 лет (при особо тяжких последствиях)

Критерием отграничения проступков от преступлений являлись многократные нарушения правил Строительного устава либо нарушения, угрожающие личной безопасности. При оценке правовых критериев необходимо было установить реальность потенциальной угрозы жизни, здоровью и имущественным интересам физического лица (ст. 1058 Уложения о наказаниях); при отсутствии этих признаков правонарушение квалифицировалось как проступок (ст. 66 Устава о наказаниях).

Статья 661 Устава о наказаниях предусматривает применение наказания только после предварительного предупреждения со стороны полиции или должностного лица железнодорожного транспорта. "Напоминание" (в современном восприятии - "предупреждение") представляло собой разновидность превентивной санкции и не относилось к наказаниям, назначаемым мировыми судьями (ср. ст. 12 и ст. 661 Устава).

В отличие от Устава о наказаниях Уложением о наказаниях предусмотрено применение наказаний в отношении специальных субъектов - архитекторов, техников-строителей, землемеров (см. ст. 1058-1062), сотрудников полиции и должностных лиц (ст. 1064,1065). Наказания в соответствии с Уложением о наказаниях назначались в зависимости от права собственности на объекты недвижимости. При этом выделялись следующие виды объектов: казенные здания, здания, находящиеся в частной или общественной собственности. Разновидностью последних были конфессиональные недвижимые объекты. Устав о наказаниях не предусматривал применение наказаний в зависимости от статуса объектов недвижимости.

Более обременительные имущественные наказания назначались за нарушение правил строительства зданий Русской православной церкви и других христианских церквей; за правонарушения при строительстве молитвенных зданий и религиозных школ мусульман или иудеев штраф устанавливался в меньшем размере (уменьшался на 30% и более), а то и вообще не налагался.

Санкции, предусматривающие более суровые ограничения личных неимущественных прав, назначались за нарушение правил строительства казенных зданий, в соответствии с ними применялись наказания, ограничивающие свободу (арест, тюремное заключение или исправительные работы в арестантских отделениях), предусмотренные только при совершении указанных правонарушений. Остальные нарушения строительных правил предусматривали наказания в виде имущественных санкций, временного приостановления или лишения специального права (осуществления строительных работ, заключения договоров подряда), а также применение дисциплинарных взысканий к должностным лицам (увольнение). Наказания за проступки при нарушении Строительного устава предусматривали только наложение штрафа.

Назначение наказаний при совершении преступлений, предусмотренных Уложением о наказаниях, не исключало применения санкций за проступки (см. ст. 1060 Уложения о наказаниях и ст. 66 Устава о наказаниях). В соответствии с Уставом о наказаниях подобный порядок не применялся: наказания назначались либо мировыми судьями, либо (при наличии признаков преступления) судьями общих судов (ст. 28 Устава).

Ответственность за нарушение правил Общего устава российских железных дорог (в том числе правил о перевозке пассажиров и грузов, а также полицейских правил) была предусмотрена статьями 761-763 Устава о наказаниях. В тех случаях, когда физическое лицо уклонялось от действий, способных предотвратить тяжкие последствия деяния, например при неоповещении служащим железнодорожного транспорта о совершенных нарушениях правил железнодорожного транспорта, деяние квалифицировалось как преступление, санкция предусматривала применение уголовного наказания в виде лишения свободы. Вышеназванный проступок, определенный ст. 761 Устава о наказаниях, представляет собой полную противоположность преступному бездействию (см. ст. 10801 Уложения о наказаниях). Объединяющим началом этих правонарушений является наличие вины в форме неосторожности. При должностных нарушениях сотрудников железнодорожного транспорта, причинивших особо тяжкий вред (см. ст. 1085 Уложения о наказаниях), карательные санкции несоизмеримы с санкциями, налагаемыми за совершение аналогичного проступка (ст. 763 Устава о наказаниях) или преступления (см. ст. 1084 Уложения).

Правовым основанием отграничения преступления от проступка являлись общественно опасные последствия: причинение имущественного ущерба означало наличие признаков проступка (ст. 763 Устава о наказаниях), причинение физического (телесного) вреда влекло за собой применение уголовных наказаний, предусмотренных ст. 1085 Уложения о наказаниях (ср. со ст. 10801 Уложения).

При совершении должностного проступка (ст. 763 Устава о наказаниях) нарушителями правил Общего устава российских железных дорог могли быть как должностные лица, так и сотрудники железнодорожного транспорта, не наделенные правомочиями должностного лица. При этом Устав о наказаниях (ст. 762 и 763) различает противоправные деяния в виде нарушения технических или специальных правил и их несоблюдения (ст. 1078-1086 Уложения о наказаниях подобные разграничения не предусмотрены). Такая детализация субъективной стороны правонарушений была обусловлена стремлением законодателя более точно определить психическое отношение нарушителя к совершенному деянию: нарушение правил предполагает наличие умышленной вины (прямого или косвенного умысла); правонарушитель стремится причинить вред, желает или сознательно допускает наступление общественно опасных последствий. При несоблюдении правил возможны как косвенный умысел, так и неосторожная вина (чаще в форме небрежности).