ПРАВЛЕНИЕ АЛЕКСАНДРА III
Период царствования императора Александра III (1881-1894) часто называют временем народного самодержавия и контрреформ.
Решающую роль в разработке основ контрреформ и их последующей практической реализации сыграл воспитатель Александра III обер-прокурор Синода Константин Петрович Победоносцев (1827-1907). Он призывал к пересмотру реформ предыдущего царствования, отстаивал славянофильскую идею о народном характере самодержавия. Однако в отличие от славянофильских идеологов К.П. Победоносцев отвергал их тезис об особой роли земства в осуществлении единения царя с народом путем созыва земских соборов, так как видел в них угрозу ограничения самодержавной власти.
Другим идеологом контрреформ был М.Н. Катков, близкий по духу и воззрениям К.П. Победоносцеву. Их взгляды оказали решающее влияние как на формулирование внешнеполитической доктрины, так и на выработку внутренней политики.
Основу внешнеполитического курса составляли идеи панславизма и поддержка освободительного движения славян, укрепление русского влияния в Азии и экспансия на окраинах империи, сближение с Францией.
В сфере внутренней политики идеологи контрреформ предлагали на основе сильной самодержавной власти не возврат к дореформенным порядкам, что было бы просто нелепостью, а консервацию и усечение преобразований, усиление дворянского представительства во властных структурах на местах и роли феодальных институтов типа общины. Они считали, что в противном случае Россия потеряет свою самобытность и рухнет. Это был ограниченно-консервативный вариант реформ, согласно которому предлагалось возвратить некоторые утраченные в период преобразований 1860–1870-х гг. сословно-феодальные элементы.
Экономическая программа Каткова – Победоносцева также содержала идею укрепления самодержавной власти на основе развития национальной промышленности. Экономическая политика предусматривала протекционистские меры в области развития отечественной промышленности, строгий контроль со стороны государства над биржевыми операциями и частным предпринимательством, использование государственной винной и табачной монополии как средства налогообложения, поддержку помещичьего хозяйства. Развитие национальной промышленности должно было сочетаться с укреплением общинного землевладения в деревне.
Партия контрреформ опиралась на определенные идеологические принципы, разработала реальную программу самобытного развития России, старалась реализовать ее и вела борьбу со сторонниками реформ в государственном аппарате. Главные контрреформаторские меры были осуществлены в социально-политической и культурной сферах.
В хронологическом порядке комплекс контрреформаторских мер был осуществлен в приведенной ниже последовательности.
• 14 августа 1881 г. был принят специальный Закон "Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия". Он принимался сроком на три года как чрезвычайная мера для борьбы с террором народовольцев и революционным движением, но постоянно продлялся вплоть до 1917 г. Согласно этому закону увеличивался штат жандармов, создавались охранные отделения, вводился политический сыск и поощрялось провокаторство, ограничивалась гласность судопроизводства по политическим делам;
• 27 августа 1882 г. вступили в действие новые "Временные правила о печати", усилившие репрессивные меры в этой сфере. Теперь любое периодическое издание могло быть закрыто навсегда, если его деятельность признавалась вредной для общества по решению четырех министров (народного просвещения, внутренних дел, юстиции и обер-прокурора Святейшего синода). Например, таким образом было прекращено издание с января 1884 г. известного журнала либерального направления "Отечественные записки".
• 23 августа 1884 г. был введен новый университетский устав, упразднивший внутреннюю автономию университетов. Значительно сократились права ученых советов. Назначение ректоров и замещение профессорских вакансий отныне должно было осуществляться министром народного просвещения. Была усилена роль попечителя учебного округа, который получил возможность широко вмешиваться в работу университетов, выполняя контролирующие функции. Согласно новому уставу ликвидировался университетский суд и увеличивалась плата за обучение студентов с 50 до 100 рублей в год.
Названые меры составили своеобразный блок контрреформ (схема 173). Затем эта деятельность была продолжена Д.А. Толстым.
• 18 декабря 1886 г. он представил Александру III доклад, в котором излагалась программа пересмотра реформ, проведенных в царствование Александра II. Она состояла из шести пунктов и включала в себя создание административных органов управления крестьянскими делами, сведение до минимума роли общественного самоуправления земских и городских учреждений, усиление власти министра внутренних дел по надзору за земскими, городскими и крестьянскими учреждениями, ограничение выборного начала при замещении должностей местного самоуправления и замену его системой правительственного назначения, предоставление больших полномочий дворянству в делах местного управления и передачу дел по маловажным поступкам от судебных установлений в ведение учреждений, находящихся в непосредственной связи с административной властью.
• Царь одобрил эту программу. Первым результатом ее реализации стало введение 12 июля 1889 г. института земских участковых начальников. В губерниях создавались земские участки (по четыре-пять в каждом уезде) во главе с земскими начальниками, которые должны были заменить мировых посредников (там, где они сохранились), уездные присутствия по крестьянским делам и мировых судей. Дела, решавшиеся в мировых судах, теперь должны были рассматриваться самими земскими начальниками или в волостных судах, находившихся в их подчинении. Кроме того, земские участковые начальники обладали полномочиями контроля за общинным самоуправлением крестьян и правом решения земельных вопросов. Они назначались из дворян, что означало определенный возврат административной власти бывших помещиков над сельскими крестьянскими обществами.
• Следующим шагом в ограничении сферы земской деятельности стал Закон от 12 июня 1890 г., утвердивший новое Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Главная цель этого документа заключалась в усилении позиций дворянства как самой благонадежной категории населения в земствах за счет изменения земской избирательной системы. Все выборщики (избиратели) уезда по закону делились на три разряда: 1) крестьяне; 2) дворяне, независимо от места владения имуществом в деревне или городе; 3) прочие сельские и городские сословия. Общее число уездных гласных было сильно сокращено (с 13 329 до 10229), при этом дворянам отдавалось больше половины мест, а крестьянам – всего 3167 (вместо прежних 5 357). Ценз в большинстве уездов был понижен, в том числе и для дворян, а из числа избирателей исключались священники, владельцы торговых заведений и лица, имевшие купеческие свидетельства.
Право участия в выборах теперь давали или земля, или недвижимое имущество на сумму не менее 15 тыс. рублей. Многие мелкие собственники лишались права участвовать в земских делах. Отныне избирать уполномоченных на предварительных съездах имели право лишь владельцы 1/10 ценза (а не 1/20, как было раньше). Крестьяне выбирали по одному кандидату в гласные от волости. Позднее из числа кандидатов губернатор назначал требуемое число гласных, т.е. крестьянская курия, по существу, лишалась самостоятельности и была вынуждена проходить процедуру утверждения в административных инстанциях.
Перед началом выборов в уездных городах составлялись избирательные списки, затем в назначенные губернатором дни проходили волостные сходы, а также съезды мелких собственников и представителей прочих сословий. Гласные избирались на три года. Выбранные представители собирались на уездное земское собрание. Гласных приводили к присяге, затем земское собрание выбирало гласных в губернское земское собрание.
К 1890-м гг. царскому правительству удалось добиться нужных для себя сословных изменений в земских учреждениях: дворяне составляли 55,2% гласных в уездных и 89,5% в губернских земских собраниях. Но это, как ни странно, не смогло серьезно уменьшить, как рассчитывала верховная власть, оппозиционность земств по отношению к самодержавию, в органы самоуправления чаще всего приходили люди либеральных взглядов.
Схема 173
• Принятие Положения о земствах повлекло за собой утверждение 11 июня 1892 г. нового Городового положения. Оно предусматривало значительное ограничение круга городских избирателей в пользу наиболее состоятельной части населения.
Налоговый ценз был заменен имущественным, что уменьшило число лиц, допущенных к выборам. Например, в Москве их число сократилось с 23 671 до 7221. Избирательное право предоставлялось частным лицам, которые владели крупной недвижимостью в черте города (недвижимое имущество в столице оценивалось не менее 3 тыс. рублей, уездных – 300 рублей). Мелкие и средние налогоплательщики лишались избирательных прав. Минимальное число гласных в городских думах было сокращено до 20 человек (в столицах до 160). По сравнению с Городовым положением 1870 г. существенно ограничивались права и независимость органов городского самоуправления. Все существенные решения городских дум, а также избранный руководящий состав (городской глава, члены управ) подлежали утверждению царской администрацией.
Сторонники контрреформ пытались также серьезно изменить и судебные уставы 1864 г. Но их попытки практически не удавались, за исключением изменения ценза присяжных заседателей в пользу дворянского сословия (1887) и изъятия части дел из ведения суда присяжных (1889).
Важным элементом контрреформаторской политики властей был курс на укрепление крестьянской общины не только через контроль над ней при помощи земских участковых начальников, но и за счет консервации основ патриархального строя в деревне.
• 18 марта 1886 г. правительство издало закон, в соответствии с которым затруднялись крестьянские семейные разделы, так как для этого требовалось получение согласия главы семьи и 2/3 сельского схода. В 1893 г. были приняты законы, ограничивающие права общины на передел земли и закрепление наделов за крестьянами. Интервал между переделами не мог быть меньше 12 лет. Передел разрешался, если за него проголосовало не менее 2/3 крестьянской общины. Эти меры были направлены на защиту интересов зажиточной части крестьянства. Более того, в том же году был принят закон, запрещавший закладывать надельные земли, ограничивавший залог и продажу крестьянских земель.