Правительство в системе федеральных органов исполнительной власти

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство РФ является высшим исполнительным органом государственной власти РФ. В своей деятельности оно руководствуется принципами верховенства Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Возглавляемая Правительством система исполнительной власти ориентирована прежде всего на реализацию, воплощение в жизнь нормативных актов. Это законы и решения, принимаемые законодательным и представительным органом РФ – Федеральным Собранием, указы Президента РФ, решения референдумов, а также нормативные правовые акты субъектов РФ. Основная функция исполнительной власти, которая и предопределяет ее название, состоит в организационной, управленческой деятельности, направленной на исполнение правовых актов, принятых законодательной ветвью власти.

Деятельность Правительства РФ подзаконна, связана жесткими рамками правовых ограничений. Но это не означает, что оно полностью выведено из законотворческого процесса и должно только исполнять ей предписанное. Именно оно обязано давать свои заключения на законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, а также на другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.

Организационная самостоятельность Правительства РФ проявляется в том, что федеральные законодательные и судебные органы практически не оказывают влияния на его формирование, за исключением назначения Председателя Правительства РФ с согласия Госдумы. И даже в этом случае решающее слово принадлежит не парламенту, а Президенту РФ.

Однако сказанное не означает, что органы исполнительной власти бесконтрольны. Правом принимать организационные решения по каждому члену Правительства РФ, министру, вплоть до роспуска всего Правительства РФ, наделен Президент РФ. Кроме того, в соответствии с изменениями, внесенными в ст. 114 Конституции РФ в 2008 г., Правительство РФ представляет Госдуме ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Госдумой.

Таким образом, Правительство РФ призвано действовать независимо, самостоятельно, но в пределах своей компетенции и в строгом соответствии с Конституцией РФ и законами.

Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти РФ. Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров.

Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия нижней палаты парламента – Госдумы в следующие сроки:

– не позднее двух недель после вступления в должность вновь избранного Президента РФ;

– не позднее двухнедельного срока после отставки Правительства РФ;

– в течение недели со дня отклонения внесенной Президентом РФ кандидатуры Председателя Правительства РФ на рассмотрение Госдумы.

Госдума имеет право дважды без всяких для себя последствий отклонить кандидатуру Председателя Правительства РФ, предложенную Президентом РФ. Если же Госдума в третий раз отклонит представленную кандидатуру, то Президент РФ самостоятельно назначает Председателя Правительства РФ, распускает Госдуму и назначает новые выборы.

Вновь назначенный Председатель Правительства РФ представляет Президенту РФ свои предложения по структуре федеральных органов исполнительной власти и кандидатурам на должности своих заместителей и федеральных министров. Для решения оперативных вопросов Правительство РФ может образовывать Президиум. Заседания Президиума Правительства РФ проводятся по мере необходимости.

Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность.

Наиболее важными полномочиями Правительства РФ являются:

– реализация внутренней и внешней политики Российской Федерации;

– регулирование в социально-экономической сфере;

– обеспечение единства системы исполнительной власти в Российской Федерации, направление и контроль за деятельностью ее органов;

– формирование федеральных целевых программ и обеспечение их реализации;

– осуществление права законодательной инициативы.

Основные направления деятельности этого института власти определяются его Председателем. Глава Правительства РФ организует работу Правительства РФ, ведет его заседания, систематически проводит совещания с министрами, руководителями федеральных служб и федеральных агентств, органов и организаций при Правительстве РФ. Он регулярно информирует Президента РФ о работе Правительства РФ.

Контроль за деятельностью Правительства РФ существенно ограничен. Правительство РФ обязано отчитываться перед законодателями только за исполнение бюджета. Кроме того, в исключительных случаях Госдума может рассмотреть вопрос о доверии Правительству РФ. Депутаты имеют право обратиться с запросом к любому члену Правительства и самому Правительству, на который им обязаны дать ответ.

Правительство РФ в пределах своей компетенции издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ. Все акты Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.