Правительство РФ и система федеральных органов исполнительной власти
Исполнительная власть часто именуется административной, так как представляет собой исполнительно-распорядительную, организационную деятельность государства. Она обладает наиболее разветвленной системой соподчиненных государственных органов.
Высшим исполнительным органом государственной власти является Правительство РФ — коллегиальный орган, представляющий единую систему исполнительной власти России.
Правовые основы деятельности Правительства РФ — Конституция, Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации". В состав Правительства РФ входят назначаемые Президентом РФ Председатель Правительства РФ (с согласия Государственной Думы), его заместители и федеральные министры (по предложению Председателя Правительства РФ).
Предложения о кандидатуре Председателя Правительства РФ вносятся Президентом РФ в Государственную Думу не позднее двухнедельного срока с момента вступления им в должность или после отставки Правительства РФ либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры.
Вопросы формирования системы федеральной исполнительной власти являются сферой совместного ведения Президента РФ и Председателя Правительства РФ.
Общие полномочия Правительства РФ включают разработку, представление в Государственную Думу и исполнение федерального бюджета; организацию процесса реализации внутренней и внешней политики РФ; регулирование социально-экономической сферы; осуществление управления федеральной собственностью; координацию и контроль деятельности органов системы исполнительной власти; формирование и реализацию целевых программ и т.д.
Правительство РФ имеет специальные полномочия в каждой сфере жизнедеятельности общества; издает правовые акты (постановления, распоряжения), обязательные для исполнения на территории страны, которые могут быть отменены Президентом РФ в случае противоречия Конституции и действующему законодательству.
Форма деятельности — заседания — проводятся не реже одного раза в месяц. Правительство РФ информирует граждан о вопросах, рассмотренных на заседаниях, о принятых решениях через средства массовой информации. Для решения оперативных вопросов формируется Президиум Правительства РФ, работающий в режиме заседаний.
Полномочия Правительства РФ прекращаются в следующих случаях.
1. Правительство РФ слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ.
2. Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается (или отклоняется) Президентом РФ.
3. Освобождение от должности по личному заявлению Председателя Правительства РФ об отставке либо в случае невозможности исполнения им должностных обязанностей.
4. Решение Президента РФ об отставке Правительства РФ по следующим основаниям: а) по инициативе Президента РФ; б) при повторном в течение трех месяцев выражении Государственной Думой недоверия Правительству РФ; в) в случае, если Председатель Правительства РФ ставит перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ и Государственная Дума отказывает ему в доверии.
Правительство РФ осуществляет руководство деятельностью федеральных органов исполнительной власти. В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" система федеральных органов исполнительной власти стала трехзвенной, включает федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Градация произошла по функциональному принципу:
— федеральные министерства выполняют функции по разработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию деятельности в конкретной сфере жизнедеятельности общества;
— федеральная служба осуществляет функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности;
— федеральные агентства осуществляют в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции.
Президент РФ осуществляет руководство деятельностью федеральных министерств, федеральными службами и федеральными агентствами, подведомственными этим федеральным министерствам.
В систему федеральных органов исполнительной власти входят:
• Министерство внутренних дел РФ;
• Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
• Министерство иностранных дел РФ:
— Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом и по международному гуманитарному сотрудничеству;
• Министерство обороны РФ:
— Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству;
— Федеральная служба по техническому и экспортному контролю;
— Федеральное агентство специального строительства;
— Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств;
• Министерство юстиции РФ:
— Федеральная служба исполнения наказаний;
— Федеральная служба судебных приставов;
• Государственная фельдъегерская служба РФ (федеральная служба);
• Служба внешней разведки РФ (федеральная служба);
• Федеральная служба безопасности РФ (федеральная служба):
— Национальный антитеррористический комитет;
• Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков (федеральная служба);
• Федеральная служба охраны РФ (федеральная служба);
• Главное управление специальных программ Президента PФ) (федеральное агентство);
• Управление делами Президента РФ (федеральное агентство);
• Федеральная служба по финансовому мониторингу (федеральная служба).
Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам:
• Министерство здравоохранения РФ:
— Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения;
— Федеральное медико-биологическое агентство;
• Министерство культуры РФ:
— Федеральное архивное агентство;
— Федеральное агентство по туризму;
• Министерство образования и пауки РФ:
— Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;
— Федеральное агентство по делам молодежи;
• Министерство природных ресурсов и экологии РФ:
— Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
— Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
— Федеральное агентство водных ресурсов;
— Федеральное агентство по недропользованию;
— Федеральное агентство лесного хозяйства;
• Министерство промышленности и торговли РФ:
— Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;
• Министерство связи и массовых коммуникаций РФ:
— Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;
— Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям;
— Федеральное агентство связи;
• Министерство регионального развития РФ:
— Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству;
• Министерство сельского хозяйства РФ:
— Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
— Федеральное агентство по рыболовству;
• Министерство спорта РФ;
• Министерство транспорта РФ:
— Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;
— Федеральное агентство воздушного транспорта;
— Федеральное дорожное агентство;
— Федеральное агентство железнодорожного транспорта;
— Федеральное агентство морского и речного транспорта;
• Министерство финансов РФ:
— Федеральная налоговая служба;
— Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;
— Федеральное казначейство (федеральная служба);
• Министерство экономического развития РФ:
— Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;
— Федеральное агентство по государственным резервам;
— Федеральное агентство по управлению государственным имуществом;
— Федеральная служба по аккредитации;
— Федеральная служба по интеллектуальной собственности;
• Министерство энергетики РФ;
• Министерство труда и социальной защиты РФ:
— Федеральная служба по труду и занятости;
• Министерство РФ но развитию Дальнего Востока:
— Федеральная антимонопольная служба;
— Федеральная таможенная служба;
— Федеральная служба по тарифам;
— Федеральная служба по финансовым рынкам;
— Федеральное космическое агентство;
— Федеральное агентство по обустройству государственной границы РФ;
— Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка;
— Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
— Федеральная миграционная служба;
— Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
— Федеральная служба по оборонному заказу;
— Федеральная служба государственной статистики. Федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, называют административными органами. Порядок взаимоотношений федеральных министерств и находящихся в их ведении служб и агентств, полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также порядок осуществления ими своих функций определены в Положениях об этих органах, утверждаемых соответственно Президентом РФ или Правительством РФ.
По представлению федеральных министров Правительство РФ назначает заместителей федеральных министров и руководителей федеральных служб и агентств, подведомственных Правительству; федеральные министры по представлению руководителей федеральных служб и агентств назначают заместителей руководителей федеральных служб и агентств и руководителей территориальных органов. Назначения в органах стратегического блока проводятся Президентом РФ.
Федеральные органы исполнительной власти имеют право формировать территориальные органы. Правила их организации и деятельности отражены в Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452.
Такие органы образуются для осуществления полномочий федерального органа исполнительной власти па определенной территории в соответствии с единой схемой их размещения, на основании приказа федерального органа исполнительной власти.
Схема размещения подготавливается федеральным органом исполнительной власти и вносится его руководителем в Правительство РФ или соответствующее федеральное министерство. Схема сопровождается пояснительной запиской с указанием цели, задач и видов образуемых территориальных органов; сведений о территориях их деятельности; финансово-экономического обоснования.
В зависимости от того, в чьем ведении находятся федеральные органы исполнительной власти, схема размещения их территориальных органов утверждается Правительством РФ, приказом федерального министерства.
Положения о территориальных органах утверждаются руководителями соответствующих федеральных служб и агентств, в них отражены правила осуществления распорядительных, разрешительных, контрольно-надзорных полномочий, мер государственного принуждения; реализации федеральных целевых программ, планов и иных мероприятий; взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными территориальными органами и полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах; реализации полномочий руководителя территориального органа.
Деятельность территориального органа организует его руководитель, несущий персональную ответственность за реализацию возложенных на орган функций. Как правило, статус территориальных органов — управление (например, Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Саратовской области; Управление государственной службы занятости населения по Саратовской области и т.д.).