Правительством Российской Федерации утверждена Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 г. "Инновационная Россия – 2020"

Стратегия призвана ответить на стоящие перед Россией вызовы и угрозы в сфере инновационного развития за счет выстраивания четкой системы целей, приоритетов и инструментов государственной инновационной политики. Стратегия задает долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности, включая органы государственной власти всех уровней, науку и предпринимательский сектор, а также ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки, поддержки коммерциализации разработок.

Цель Стратегии – перевод к 2020 г. экономики России на инновационный путь развития.

В Стратегии определены 20 ключевых шагов, необходимых для достижения поставленных целей, в числе которых:

• радикальное наращивание инновационной активности в государственном секторе экономики;

• обеспечение полноценного участия бизнеса в определении и финансировании приоритетов научно-технологического развития, в том числе через запуск деятельности технологических платформ;

• значительное повышение качества и престижа инженерного образования;

• выстраивание системы поиска и продвижения талантливых детей (в первую очередь по естественно-научным и техническим направлениям);

• активизация поддержки выхода на внешние рынки российских высокотехнологичных компаний, в том числе через наращивание финансовой поддержки экспорта и покупки высокотехнологичных зарубежных активов;

• формирование сети ведущих вузов, развитие исследовательских компетенций вузов, расширение выполнения на их базе НИОКР в интересах компаний реального сектора экономики;

• формирование территориальных центров генерации и коммерциализации знаний на базе наукоградов, академгородков, ЗАТО.

Выделяют различные методы государственного регулирования экономики, влияющие на конкурентную среду.

Так, по формам воздействия на субъекты рынка можно выделить методы прямого и косвенного регулирования (рис. 5.1). К методам прямого регулирования относят государственные заказы на поставки определенных видов продукции, выполнения работ, оказания услуг, государственную поддержку программ, заказов, определение стратегических целей развития экономики и их отражение в целевых программах, правовые ограничения. Методы косвенного регулирования основываются преимущественно на товарно-денежных рычагах, определяют правила игры на рынке и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. К таким методам можно отнести систему налогообложения, систему налоговых льгот, в том числе для малого бизнеса, таможенное регулирование.

Рис. 5.1. Методы государственного регулирования конкурентоспособности предприятий в зависимости от форм воздействия на субъекты рынка

В зависимости от средств воздействия на рынок различают административные и экономические методы государственного регулирования (рис. 5.2). Административные методы базируются на силе государственной власти, например централизованно установленные цена на продукцию и объем производства. Экономические методы, напротив, предусматривают сохранение свободы выбора. Они предполагают воздействие государства на экономические интересы хозяйствующих субъектов, создание у них материальной заинтересованности в выборе такой линии поведения, которая способствует проводимой государственной политике, например налоговое регулирование. В табл. 5.1 приведены отличительные особенности административных и экономических методов регулирования регионального воспроизводственного процесса`[1].

Рис. 5.2. Методы государственного регулирования конкурентоспособности предприятий в зависимости от средств воздействия на рынок

Таблица 5.1. Отличительные особенности административных и экономических методов регулирования регионального воспроизводственного процесса

Административные методы

Экономические методы

Основаны на конкретно-адресных заданиях, ориентированных на достижение целей системы путем формирования ее четкой структуры, создания условий для подготовки, принятия и реализации управленческих решений

Базируются на общих правилах поведения, выбора маневра экономической стратегии

Выражают прямое воздействие на управляемые объекты, преследуют преимущественно интересы органа управления

Оказывают косвенное воздействие на объекты управления, учитывают экономические интересы предприятий различных форм собственности

Основная доля ответственности за принимаемые решения ложится на орган управления, права управляемых объектов ограничены

Предполагают полную самостоятельность хозяйствующих субъектов при высокой ответственности за предпринимаемые действия и их последствия

Административные распоряжения, как правило, однозначны, требуют обязательного исполнения, не допускают существенных отклонений от распоряжений

Побуждают хозяйствующие субъекты к подготовке альтернативных решений и выбору оптимального решения с точки зрения интересов данного субъекта и с учетом допустимого экономического риска

Рассмотрим некоторые формы государственного регулирования, оказывающие непосредственное влияние на уровень конкурентоспособности предприятий, отрасли, страны.

Под субсидией понимается пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое государством за счет средств государственного или местного бюджетов, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным органам власти, другим государствам, как правило, на условиях долевого финансирования целевых расходов. Различают прямые субсидии, направленные на развитие необходимых отраслей экономики, и косвенные субсидии, представляющие собой систему льготных налоговых ставок, политику ускоренной амортизации и т.д.[2]

Под дотацией понимаются денежные средства, предоставляемые государством организациям, местным органам власти, а также отдельным лицам для покрытия убытков, компенсаций потерь, сбалансирования нижестоящих бюджетов и других целей. Дотация не предполагает возврата получателем и не имеет строго обусловленного назначения. Обычно дотируются низко рентабельные и убыточные производства, важные для национальной экономики в целом. Дотации широко распространены для социально-культурных учреждений, жилищно- коммунальных предприятий, сельского хозяйства. В этом смысле данная форма государственного регулирования является важной для обеспечения конкурентоспособности страны.

Государственный заказ – форма прямого государственного регулирования хозяйственных связей. Он предполагает заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет средств федерального бюджета, местных (муниципальных) бюджетов и внебюджетных источников финансирования. Государственный контракт (госконтракт) соответственно – это договор поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг в целях обеспечения государственных нужд, предусмотренных в расходах бюджета.

Выгодность государственного заказа для производителя обеспечивается договорной ценой, материальными ресурсами в пределах номенклатуры продукции, в том числе услуг, по которой размещаются государственные заказы, в объемах, определенных генеральным соглашением, а также льготами по налогу на прибыль.

Программное регулирование конкурентоспособности предприятий – система государственного регулирования на основе комплексных общехозяйственных программ.

Выделяют три основные формы государственного программирования:

1) конъюнктурное;

2) частично структурное;

3) структурное.

В зависимости от того или иного типа программирования определяется длительность экономических прогнозов, разрабатываемых и реализуемых программ:

• краткосрочная программа;

• среднесрочная программа;

• долгосрочная программа.

В зависимости от объекта программирования выделяют:

• общегосударственные программы;

• региональные программы;

• целевые программы;

• отраслевые программы;

• чрезвычайные программы.

Федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация (далее – целевые программы)[3], представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытноконструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.

Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно- технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.

Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.

Целевая программа состоит из следующих разделов: характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа; основные цели и задачи целевой программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей; перечень программных мероприятий; обоснование ресурсного обеспечения целевой программы; механизм реализации целевой программы, включающий в себя механизм управления программой и механизм взаимодействия государственных заказчиков; оценка социально- экономической и экологической эффективности целевой программы.

Целевая программа также содержит паспорт федеральной (межгосударственной) целевой программы.

Примерами действующих целевых федеральных программ являются программа "Развитие уголовно-исполнительной системы (2007–2016 годы)", программа "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года", программа "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007– 2015 годы".

Для определения конъюнктурного программирования необходимо обратиться к понятию конъюнктура рынка (рыночная конъюнктура), т.е. конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент или ограниченный отрезок времени.

Понятие рыночной ситуации включает:

• степень сбалансированности рынка (соотношение спроса и предложения);

• сформировавшиеся, наметившиеся или изменившиеся тенденции развития рынка;

• уровень устойчивости или колебаний основных параметров рынка;

• масштабы рыночных операций и степень деловой активности;

• уровень коммерческого (рыночного) риска;

• силу и размах конкурентной борьбы;

• положение рынка в определенной точке экономического или сезонного цикла[4].

Таким образом, конъюнктурное программирование имеет своей целью изменить текущее положение дел в экономике; как правило, действует в краткосрочном периоде и влияет прежде всего на следствие. Обычно эти программы основываются на использовании косвенных методов стимулирования или ограничения рыночной конъюнктуры (политика в области кредита, налоговая политика, и в частности режим амортизационных отчислений, регулирование цен, заработной платы и т.д.).

Для достижения краткосрочных целей используется и разработанная голландскими экономистами форма частично структурного программирования. Она является производной от государственной бюджетной политики. Экономическая программа рассматривается при этом как метод определения политики в отношении основных секторов экономики и служит в первую очередь целям поддержания высокого уровня активности. Как считают голландские экономисты, форма частично структурного программирования может использоваться и на периоды средней продолжительности. Такой подход претерпевает изменения по мере увеличения сроков осуществления программы и эволюционирует к структурному программированию[5]. В то время как структурное программирование призвано изменить структуру (причину) сложившейся ситуации и будет нацелено на долгосрочный период. Механизм такого программирования позволяет перераспределять финансово-экономические ресурсы страны.

Государственное предпринимательство – создание и управление производственной, экономической и социальной деятельностью различных форм государственных предприятий. Основой государственного предпринимательства является государственная собственность на средства производства.

Полная государственная собственность на средства производства включает такие виды, как федеральная собственность и различные виды муниципальной собственности. Наряду с этим государство может участвовать в уставном капитале акционерных обществ и владеть соответствующими им пакетами акций. Такие акционерные общества находятся в частичной собственности государства или в смешанной государственнонегосударственной собственности. Подобные общества также называются компаниями со смешанным капиталом.

Иллюстрация

Существует четыре категории компаний, работающих в России, и все они сталкиваются с разными препятствиями для развития конкуренции. Крупные частные группы (иногда их называют олигархами), сложившиеся в эпоху Б. Ельцина, по-прежнему являются значимой частью российской экономики. Многие из них котируются на иностранных фондовых биржах, особенно в Лондоне. Благодаря своей производительности они опережают государственные и более мелкие частные российские компании, но значительно отстают от иностранных фирм. Такие компании приняли базовые меры по повышению сложности управления, включая совершенствование высших управленческих органов. Крупные группы внимательно следят за действиями правительства и стали проявлять предельную осторожность, стараясь избегать конфликтов с ним. Многие в ответ на давление государства начали инвестировать в социальные программы и осуществлять другие действия на благо регионов, в которых они работают.

Крупные государственные группы (вторая категория) в настоящее время стремительно растут. Имеющиеся факты показывают, что эти компании стремятся к увеличению размера и укреплению рыночной позиции, а не к повышению производительности.

Мелкие и средние компании – их количество увеличивается, но все же их меньше, чем в странах с аналогичной экономикой. Они предпочитают конкурировать с помощью стратегий низкой себестоимости; конкуренция в этой области очень высока. Иностранные компании исторически рассматривали Россию в первую очередь как источник природных ресурсов. Однако в последние годы стремительный рост российского рынка привел к значительному увеличению количества иностранных компаний, служащих целям российского рынка. Иностранные компании принесли в Россию передовые методы и стратегии работы, повышая сложность конкуренции в тех секторах, где они играют значимую роль, таких как финансовые услуги, потребительские товары и розничная торговля. Россия, учитывая историческое наследие, получит большую пользу от прихода на ее рынок иностранных компаний. Источник: Портер М., Кетелс К., Дельгадо М., Брайден Р. Конкурентоспособность на распутье: направления развития российской экономики. URL: sp-ved.narod.ru/MATERS/PORTER_ RFstrategy.pdf

Одним из важнейших методов косвенного регулирования конкурентоспособности предприятий является налоговое регулирование государства.

Централизованная система изъятия средств с помощью налогов позволяет государству направлять их в воспроизводство в виде кредитов, субсидий и дотаций, производя таким образом воздействие на всю экономику.

В мировой практике к главным методам налогового регулирования относятся:

• повышение или понижение общего уровня налогообложения;

• налоговые скидки на инвестиции;

• специальные налоговые льготы, поощряющие деловую активность в отдельных отраслях экономики или региона или усиливающие заинтересованность предприятий в тех или иных мероприятиях.

Кредит выполняет важнейшие функции в обеспечении макро- и микроэкономического равновесия. С помощью кредита осуществляется перераспределение капитала между различными отраслями и предприятиями в соответствии с меняющейся конъюнктурой рынка и необходимостью оптимизации производства. Таким образом, кредитное регулирование является также одним из действенных методов государственного косвенного регулирования конкурентоспособности предприятий.

Внешнеэкономическая деятельность наряду с внутренним регулированием экономики также оказывает влияние на конкурентоспособность предприятий. Роль государства может различаться в зависимости от таких факторов, как возросшая внешняя задолженность, обострение конкурентной борьбы на мировых рынках, неблагоприятные внешние условия для развития национальной экономики. Исходя из стратегии, государство проводит либо политику либерализации, либо протекционизма. При этом проводится комплекс мер с использованием таможенных тарифов и нетарифные меры регулирования.

Иллюстрация

"Россия после вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО) будет по ряду направлений применять переходный период" – сообщил Президент РФ Владимир Путин на пресс-конференции по итогам саммита Россия – ЕС.

"При вступлении в ВТО существуют риски для отдельных отраслей, в частности для сельского хозяйства, сельского машиностроения, автопрома и некоторых других. В процессе переходного периода будет постепенно исключаться уровень таможенной защиты, который даже после вступления будет гораздо выше, чем в других странах, например в Украине, с которой у России большой объем товарооборота", – пояснил президент.

Источник: URL: top.rbc.ru/economics/04/06/2012/653545. shtml

Механизм сочетания методов прямого и косвенного регулирования, а также административных и экономических методов может быть разный в зависимости от степени развития рыночных отношений, финансово-экономической ситуации в стране и регионе.

Реализация различных методов государственного воздействия на конкурентную среду осуществляется путем использования разнообразных форм и инструментов, к которым относятся:

• лицензирование, регламентация, антимонопольные запреты, квотирование, стандарты, нормативы;

• государственные заказы, займы, дотации и субсидии;

• программы, прогнозы, планы;

• налоги, налоговые льготы, таможенные пошлины, учетные ставки, норматив обязательных резервов, операции на открытом рынке, валютные интервенции;

• конкурсы, премии, поощряющие лучших производителей, лучшие товары/услуги и т.д.

Иллюстрация

Правительство Германии поддерживает предоставление пакета помощи для Греции

Правительство Германии считает, что необходимые реформы в государственном секторе и экономике Греции являются гораздо более серьезными и более длительными, чем первоначально предполагалось весной 2010 г.

Правительство подчеркивает, что необходимым условием для предоставления дополнительного займа Греции является успешный обмен государственных облигаций Греции (сокращение долга), отмечая, что частные кредиторы должны сообщить о своем обязательном участии в обмене к началу марта. Правительство заявляет, что немецкий вклад Европейского стабилизационного фонда (EFSF) составляет 29,07%, и поясняет, что Международный валютный фонд до середины марта примет решение в отношении своего вклада в пакет.

Подчеркивая тот факт, что займы Греции являются предметом важных фискальных и структурных мер, правительство Германии заявляет, что Афины должны достичь предварительного положительного сальдо в своем бюджете на 2013 и 2014 гг. в размере по крайней мере 3,6 млрд евро. Афины должны добиться продвижения рынка труда, побороть безработицу и увеличить конкурентоспособность, сократить государственную минимальную заработную плату, а также сократить рабочие места в государственном секторе на 150 тыс. к 2015 г., добавляет оно.

Что касается фискальной политики, немецкое правительство подчеркивает для Греции необходимость усилить борьбу с уклонением от уплаты налогов, модернизировать государственное управление, а также ускорить пенсионную реформу страны и реформирование системы здравоохранения.

Также греческие банки должны увеличить свой основной капитал, а деловая среда должна быть улучшена, продолжает правительство, добавляя, что до выплаты первого транша финансовой помощи Греция должна осуществить реализацию мер строгой экономии и реформаторских мер на сумму в размере около 3 млрд евро, чтобы гарантировать цель, что касается дефицита страны, на 2012 г. Источник: URL: interoffshore.net/news/nemeckij_ bundestag_podderzhivaet_predostavlenie_paketa_pomoshhi_dlja_ grecii/2012-03-01-23/