Правительство РФ

Исполнительную власть в России осуществляет Правительство РФ, правовой статус которого определяется Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Правительство РФ представляет собой федеральный орган власти общей компетенции, так как осуществляет все функции государства. Это коллегиальный орган, который состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность Президентом по предложению главы Правительства. Лица, входящие в состав Правительства, не вправе заниматься никакой другой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Член Правительства не может одновременно быть депутатом Государственной Думы.

Правительство действует в пределах срока полномочий Президента и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.

Конституция РФ предусматривает следующие возможности отставки Правительства РФ до истечения срока его полномочий:

— Правительство само подает в отставку, и Президент принимает или отклоняет ее;

— Президент по собственной инициативе принимает решение об отставке Правительства;

— Государственная Дума выражает недоверие Правительству, и Президент объявляет о его отставке;

— Председатель Правительства ставит перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ, Дума отказывает ему в доверии, и на основании этого Президент принимает решение об отставке правительства.

Правительство РФ наделено компетенцией во всех сферах государственной деятельности, в том числе оно:

— разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

— представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

— представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

— обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

— обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

— осуществляет управление федеральной собственностью;

— осуществляет меры но обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики России;

— осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ Правительство РФ но вопросам своей компетенции издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Противоречащие вышеуказанным нормативным актам постановления Правительства могут быть отменены Президентом РФ.

Судебная система

Систему судебной ветви власти образуют Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и федеральные суды. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Конституция РФ устанавливает следующие принципы правосудия:

— правосудие осуществляется только судом;

— судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону;

— судьи несменяемы;

— судьи неприкосновенны;

— разбирательство дел во всех судах открытое;

— судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон;

— заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом;

— в предусмотренных федеральным законом случаях судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Судебная власть в России осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Судебная власть самостоятельна, действует независимо от законодательной и исполнительной властей и осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Правосудие осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации". Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных законодательством, не допускается.

В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие судебную систему РФ.

К федеральным судам относятся:

— Конституционный Суд РФ;

— Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

— арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

Суды субъектов РФ представляют:

— конституционные (уставные) суды субъектов РФ;

— мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля и осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Конституционные суды — новый институт конституционного права. В России Конституционный Суд РФ был создан в 1991 г. Главной функцией Конституционного Суда РФ, в частности, является проверка соответствия Конституции РФ: а) федеральных законов; б) договоров между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ; в) конституций и уставов субъектов РФ; г) международных договоров РФ; д) текущего законодательства РФ и актов государственной власти субъектов РФ.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" и федеральными законами.

Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с Федеральным конституционным законом "О Верховном Суде Российской Федерации", рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.

Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанций, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Эти суды являются непосредственно вышестоящими к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ.

Районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанций. Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

Военные суды создаются по территориальному принципу, по месту дислокации войск и флотов, и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанций, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Арбитражный суд округа (арбитражный кассационный суд) рассматривает в соответствии с федеральным законом дела в качестве суда первой инстанции, в качестве суда кассационной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Арбитражный апелляционный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Арбитражный суд субъекта РФ в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

С июля 2013 г. в Российской Федерации действует суд по интеллектуальным правам, являясь специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, в качестве суда первой и кассационной инстанций.

Полномочия, порядок образования и деятельности вышеназванных арбитражных судов устанавливаются Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации".

В субъектах РФ могут создаваться конституционные (уставные) суды для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ. Они дают толкование конституции (устава) субъекта РФ. Решение конституционного (уставного) суда субъекта РФ не может быть пересмотрено другим судом.

В систему судов субъектов РФ входят также мировые судьи, которые в пределах определенной им законом компетенции рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.