Правила русского этикета
Если текст документа начинается с формулы личного обращения к адресату, то и в конце текста, перед подписью, должна быть заключительная формула вежливости.
Заключительная формула вежливости для строго официального письма предусмотрена только одна: "С уважением..." Эта формула завершает письмо в том случае, если письмо начинается со слов "Уважаемый...!" Если в официальном письме отсутствует обращение, то нет необходимости использовать и заключительную формулу вежливости.
Для полуофициальных писем есть и другие варианты заключительной формулы перед подписью. Например: "С наилучшими пожеланиями..."; "С надеждой на скорый ответ..." и др.
В современной деловой переписке закрепилась устойчивая пунктуационная ошибка, которую нельзя оправдать и объяснить никакими правилами правописания: после фразы "С уважением..." обычно ставят запятую перед названием должности лица, подписывающего письмо. Хотелось бы напомнить, что существующая ныне короткая формула вежливости образовалась из пространной и витиеватой фразы (без знаков препинания), завершающей письмо несколько столетий назад: "С высочайшим почтением (с уважением) имею честь пребывать Вашего благородия покорнейший слуга (имя, фамилия)". Сегодня же из этой сложной фразы мы используем лишь фразу "С уважением (имя, фамилия)".
Соблюдением этикета в деловой письменной речи является строгое употребление личных местоимений. Поскольку деловое общение является официальным по своему характеру и его участники – это должностные лица и работники государственного аппарата, действующие от имени организаций, то при формулировке просьб, запросов, предложений приняты следующие формы местоимений.
1. Первое лицо множественного числа: просим, сообщаем, подтверждаем, предлагаем.
2. Третье лицо единственного или множественного числа: министерство считает возможным; дирекция и профсоюзный комитет убедительно просят.
3. Первое лицо единственного числа используется в письмах конфиденциального характера, а также в документах, оформленных на бланках должностных лиц: прошу, ставлю Вас в известность, довожу до Вашего сведения.
Административный речевой этикет предусматривает умение пользоваться местоимением "он". Это местоимение может быть средством и обезличивания, и фамильярности, поэтому в служебных документах его следует использовать с особой осторожностью. Очевидно, что в любом документе необходимо указывать фамилию лица и его инициалы даже при повторах.
Орфографическая этикетная особенность ведомственной письменной речи связана с написанием прописной буквы в местоимениях Вы (во всех формах) в качестве вежливого обращения к одному лицу.
Таким образом, русский литературный язык за прошедшие столетия накопил в сфере письменного делового общения громадное количество трафаретных языковых средств, необходимых для выражения традиционного этикетного содержания.
Обратите внимание
Грамотная ориентация в выборе соответствующих виду и разновидностям документа ключевых языковых формул является необходимым навыком для любого составителя деловой бумаги и деловой корреспонденции.
Однако для профессионала в области написания текста документа и текста письма этот вид речевой деятельности был, есть и всегда будет актом творчества, предполагающим высокий уровень языковой компетентности с проникновением во все особенности официально-делового стиля речи.