Правила и показатели логистики
Логистика как наука имеет эмпирическую природу и относительно короткую историю. В силу этого специфические законы логистики - необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между явлениями - находятся в состоянии становления. Функцию целеполагания в значительной мере осуществляют "шесть правил" логистики, формулируемые так: "Предоставить:
1) необходимое количество
2) нужного товара
3) заданного качества
4) в нужное время
5) к установленному сроку
6) за согласованную цепу".
Заметим, что приведенные здесь "шесть правил" логистики представляют собой необходимое и достаточное условие для экономико-математического моделирования формализованных логистических процессов. Появление в литературе "седьмого" и последующих правил с этой точки зрения является избыточным, но допустимо в определенных условиях (подробнее мы затронем этот вопрос при рассмотрении логистического сервиса).
Обращаем внимание на применимость этих правил не только к сырью, материалам, покупным полуфабрикатам (оборотным фондам), но и к основным фондам, и к трудовым ресурсам. Эти проблемы решаются в рамках аутсорсинга и аутстаффинга.
Логистика как наука и как сфера профессиональной деятельности в силу своей конкретной направленности не может не иметь четких критериальных измерений, которые находят отражение в определенных показателях. Безусловно, принимая во внимание многообразие технологий в логистике, можно привести чрезвычайно большое количество показателей, так или иначе имеющих отношение к логистике. Задача оптимизации числа и содержания логистических показателей традиционна: для полноты информации требуется возможная максимизация показателей, для удобства работы с ними - их минимизация.
В качестве основных логистических показателей чаще всего называют следующие:
- частота оборачиваемости всех запасов, определяемая как отношение товарооборота к объему складских запасов;
- общие затраты на материально-техническое обеспечение, приходящиеся на единицу товарооборота;
- степень готовности поставщика (в процентах), рассчитываемая как частное от деления объема удовлетворенных потребностей в указанный срок па общий объем потребностей;
- затраты на логистику (в процентах от общих расходов);
- период оборота материальных ресурсов для отдельных складов (сутки);
- расходы на отправленную единицу продукции;
- расходы на тонно-километр перевозимых грузов;
- загрузка склада и парка транспортных средств;
- степень риска, связанная с ОГЛАВЛЕНИЕм запасов. Сюда же отнесем показатели поставок, ритмичности и работы склада, дополняющие вышеперечисленные в части оценки отдельных сторон логистического процесса.
Показатели поставок (producer goods delivery indices) характеризуют объем, структуру, ритмичность поставок. Выполнение обязательств по физическому объему поставок рассчитывают путем сопоставления объема фактически поставленной в счет договорных обязательств продукции с ее объемом, предусмотренным в договорах поставки. Выполнение обязательств по ассортименту поставленной продукции определяют путем сопоставления фактического объема поставленной продукции и предусмотренного в договорах ассортимента.
Показатели ритмичности (variability indices) - это отношение суммы фактически произведенной продукции в пределах планового задания за каждый отрезок времени изучаемого периода к общему объему задания на период в целом.
Показатели работы склада (warehousing indices) - технико-экономические показатели, используемые для комплексного анализа различных направлений работы складов. Система этих показателей может быть представлена тремя укрупненными группами:
1) показатели интенсивности работы складов (грузооборот, удельный грузооборот, коэффициент неравномерности загрузки, суммарная работа склада, интенсивность прохождения грузов);
2) показатели эффективности использования складских площадей (вместимость, полезная площадь, коэффициент использования, грузонапряженность склада);
3) показатели уровня сохранности грузов и финансовые показатели (число случаев не сохранности грузов, расходы складов, себестоимость хранения, доходы, производительность труда работников склада).
В Германии путем опроса были получены 23 наиболее часто применяемых показателя логистики. Критерием явилось то, что они были названы представителями более чем 70% опрошенных фирм. К этим показателям относятся:
1) отношение числа заказов к выбранному периоду времени;
2) потребность в материалах, отнесенная к периоду времени;
3) затраты на персонал, отнесенные к периоду;
4) численность персонала;
5) количество пропусков по болезни;
6) доля запасов по отношению к обороту;
7) стоимость заказов к периоду;
8) среднее наличие на складе;
9) различие в показателях инвентаризации к количеству инвентаризаций;
10) количество отсутствующих на работе;
11) стоимость наличия па складах, отнесенная к связанному капиталу;
12) число складских позиций;
13) продолжительность оборота склада;
14) среднее время восстановления запаса;
15) количество (частота) оборотов;
16) стоимостное выражение различий инвентаризации к числу инвентаризаций;
17) уровень готовности к поставкам;
18) доля запасов в обороте;
19) доля стоимости материалов, отнесенная к стоимости изготовления (материалоемкость);
20) число позиций заказов за период;
21) средняя продолжительность храпения на складе;
22) отношение затрат на складирование к площади склада;
23) доля сторонних организаций в обороте. Хотя перечень показателей, используемых на предприятиях Германии, весьма обширен, относиться к ним, по нашему мнению, следует критически: некоторые из них (п. 5, 10) логистическими, в строгом смысле слова, не являются, так как это показатели, отражающие некоторые стороны функционирования предприятий и подразделений, осуществляющих логистическую деятельность, характеризующие фирму как предпринимательскую структуру.
Эффективность применения логистики оценивается не столько ее конкретными показателями и тенденцией их изменения, сколько ее влиянием на изменение экономических и финансовых результатов деятельности фирмы: увеличение размера прибыли, повышение производительности труда и т.д.
Если же необходимо оценить саму технологию логистики, качество логистики как системы физического распределения, то об этом целесообразнее судить по следующим показателям:
- скорость доставки;
- надежность сроков поставки;
- способность системы к немедленному удовлетворению спроса.