Правила и ошибки в вопросно-ответном общении
Вопросно-ответное общение составляет суть любого диалога, т.е. обмена знаниями. При этом значительную роль нужно отвести содержанию вопросов и форме их постановки. Можно определенно сказать, что в диалоге ведущую роль играет вопрос, его правильная постановка. Конечно, правильно поставленный вопрос еще не гарантирует истинности ответа, но ошибочная постановка вопроса затрудняет, а иногда исключает истинный ответ.
Требования к структуре и содержанию ответа определяются общими требованиями к построению диалога и правилами постановки вопросов. Ответ должен быть не просто осмысленным, но релевантным, т.е. он должен относиться именно к данному вопросу. В случае нерелевантности ответа вопросно-ответный комплекс не образует системной целостности и не порождает нового знания. Только релевантные ответы способствуют развитию знания и достижению объективной истины. Если вопросы и ответы в диалоге не связаны по смыслу и не образуют системной целостности, то такой диалог называют "разговором глухих".
Скажем, если на вопрос преподавателя: "Что такое операция определения понятия?" — студент отвечает: "Понятие — это форма мышления, в которой отражается знание об общих и существенных признаках предмета", — то его ответ нерелевантен, потому что в нем не раскрывается сущность определения понятия как логической операции, а приводится определение понятия как формы мышления. Типичную ситуацию нерелевантного ответа выражают анекдоты: "Знаете ли вы, что Иванов выиграл в лотерею автомобиль?" — "Знаю, только не Иванов, а Петров, и не выиграл, а проиграл, и не автомобиль, а дачу, и не в лотерею, а в преферанс" и т.п.
С релевантностью ответа соотносится его однозначность. Многозначные ответы типа "ни да, ни нет" или "и да, и нет" логически неправомерны, потому что не несут полезной информации. Скажем, если на вопрос: "Будет ли жить больной?", — доктор отвечает: "Больной будет жить или умрет", — то такой ответ неоднозначен; врачу следует более точно определить шансы больного на выживание. Очень часто неоднозначные ответы встречаются в предсказаниях: гороскопах, гаданиях и т.п. Например, ответ: "В ближайшее время вас ожидают большие успехи в работе, продвижение по службе и премия; в случае неудачи не расслабляйтесь, а мобилизуйте силы на достижение поставленной цели", — нелогичен, потому что неоднозначен и безынформативен: и без гороскопа можно с уверенностью предположить, что по службе человека ожидают или удачи, или неудачи. Однозначность ответа зависит от правильно поставленного вопроса.
Для организации диалога весьма важен системный характер ответов. Характер ответа неразрывно связан с целью диалога и характером вопроса. Как правило, требование системности (целостности) предъявляется к структуре всего диалога, но и ответ может быть систематизирован, если того требует вопрос. Скажем, отличный ответ студента на экзамене обязательно должен представлять систему: этого требуют правила экзаменационного ответа и критерии оценки.
Возможны два типа системных ответов:
1) когда концепт и структура системы диалога задается вопросом, а ответ выполняет субстратные функции;
2) когда сам ответ формирует концепт и структуру системы диалога.
Ответ в первом случае — внешняя система, потому что он не имеет собственных системообразующих компонентов, во втором — внутренняя, так как он не только имеет системообразующие компоненты, но и задает их всему диалогу.
Хорошей иллюстрацией служат два типа ответов студентов на экзамене. Зная материал, студент отвечает по билету кратко и невыразительно. Преподавателю приходится его "тянуть", задавая дополнительные и наводящие вопросы. Этот пример показывает, что в данном случае студент не может организовать известный ему материал в систему; он располагает содержательной, но не структурной информацией, или, говоря языком теории систем, имеет информацию субстратного, но не концептуально-структурного уровня. Часто студенты бывают недовольны как ответом, так и заниженной, (как им кажется) оценкой, говоря: "Я все знал". В действительности знание, исключающее организацию информации, не является полным, отличным знанием.
По иной модели строит свой ответ студент, который, не всегда имея полное знание предмета, правильно организует информацию, вычленяя главное и второстепенное, излагая известные точки зрения по проблеме, предлагая свою, доказывая и обосновывая ее. Такой ответ представляет внутреннюю систему и оценивается, как правило, высоко.
Важными логическими характеристиками ответа являются:
• ясность;
• конкретность;
• понятность;
• информативность.
Ясность означает, что в ответе должны быть определены основные понятия и выявлены связи между ними. Следует избегать чрезмерного употребления иностранных слов, особенно в том случае, когда отвечающий сам неточно представляет себе их смысл. Неясный ответ порождает дополнительные вопросы. К неясным относятся неоднозначные, двусмысленные ответы.
Конкретность ответа означает отношение его содержания к определенным условиям места и времени. Только в определенном отношении ответ рассматривается как осмысленный, как истинный или ложный. Например, на вопрос: "Каково практическое значение формальной логики?" нельзя ответить: "Логика имеет большое (или небольшое) практическое значение". Ответ является неконкретным. Следует показать, в каких сферах практической деятельности и каким образом человек использует знание логики. Конкретность ответа зависит от конкретности вопроса. Если вопрос задан неконкретно, отвечающий должен указать на это и уточнить вопрос, а нс спешить дать неясный ответ.
С требованием ясности тесно связано свойство понятности ответа. Два системных типа ответа требуют разных алгоритмов (правил) понимания. Если ответ — внешняя система и его концепт и структура заданы вопросом, то понятный ответ "вписывается" в систему знания спрашивающего. Например, отвечая на экзамене, разобравшийся в материале студент отвечает таким образом, что преподаватель видит: студент знает предмет в целом. Если система ответа является внутренней, ответ содержит концепт и структуру диалога, то он становится понятным в том случае, когда разъясняется не только содержательная, по и структурная информация. Такой ответ более сложен и ценен, потому что, кроме первичной информации субстратного уровня, он содержит концептуально-структурную и метаинформацию. Такими свойствами должен обладать ответ преподавателя на вопросы студента.
Коснувшись вопроса о типах информации в ответе, мы подошли к проблеме информативности ответа. Информативность ответа определяется его новизной. Новизна может быть: а) содержательной или б) структурной. Содержательная информация сообщается в основном в ответах, представляющих внешнюю систему, структурная — внутреннюю. Любая информация должна быть понятной, "вписанной" в известное знание.
Особым свойством ответа является его краткость. Говорят, что краткость — сестра таланта. Действительно, если повое, ранее неизвестное знание изложить четко и кратко, то оно легче понимается, согласуется с уже известным. Но не всегда краткий ответ является оптимальным. Важно знать, какого рода информацию следует излагать сжато, а какая требует развернутого сообщения. Структурную информацию целесообразно представлять кратко. Например, доказывая математическую теорему, мы не должны объяснять частности, иначе доказательство потеряет четкость и станет непонятным. Если в ответе представлена содержательная информация, то необходим развернутый ответ, краткость здесь неуместна. Например, описывая какое-то историческое событие, следует подробно остановиться на деталях: такой ответ оценивается более высоко.
Определяя информативность ответа, необходимо различать в нем первичную, вторичную и метаинформацию. Первичная информация представляет новое знание, вторичная — уже известное, а метаинформация — способ связи нового с известным. В диалоге, где ответ является внешней системой, структурная (вторичная) информация и метаинформация содержатся в вопросе, а ответ сообщает первичную субстратную информацию. Если в диалоге ответ является внутренней системой, то его информационная емкость больше: в нем дана в качестве первичной не только содержательная, но структурная и метаинформация.
В ответе должны соблюдаться все правила конкретных форм мышления. Понятия должны быть определены и иметь четко очерченные ОГЛАВЛЕНИЕ и объем; следует соблюдать правила определения и деления понятий, верно строить классификации. Необходимо, чтобы суждения обладали двумя основными признаками: что-либо утверждать или отрицать и быть проверяемыми на истинность или ложность. Если ответ — сложное суждение, то должны соблюдаться правила введения конъюнкции, дизъюнкции, импликации, эквиваленции.
При построении ответа в форме дедуктивных, индуктивных или традуктивных (по аналогии) умозаключений, нужно соблюдать соответствующие логические правила.
Особое внимание уделяется структуре ответов-доказательств и ответов-опровержений. Если один из собеседников формулирует свою точку зрения в виде тезиса, то ответ неизбежно развертывается как доказательство, при этом необходимо соблюдать логические правила тезиса, аргументов и демонстрации. Те же требования предъявляются и к ответам-опровержениям.
Заключение
Изучение логики вопросов и ответов способствует систематизации и структуризации познавательного процесса не только в образовательном, но и в широком научном контексте, дисциплинирует мышление и формирует культуру усвоения и изложения информации, что составляет основу научного мировоззрения.
Знание и умение применить правильную вопросно-ответную форму в изложении учебного, научного, профессионального текста, позволяет говорить о качественно высоком уровне подготовки специалиста, что особенно актуально в социально ориентированных видах деятельности.
Выводы
Вопросно-ответное общение является важной стороной познавательной, практической и коммуникативной сфер деятельности людей. Вопросы и ответы составляют суть любого диалога.
Логическая культура специалистов различного профиля характеризуется в значительной степени знанием сущности, структуры, разновидностей вопросов и ответов как логических форм мышления, а также правил оперирования с ними.
Одно из необходимых условий успешного ведения диалога заключается в знании ошибок, допустимых и недопустимых приемов в постановке вопросов и формулировке ответов.