Лекция 20. ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ ПО СОЦИОЛОГИИ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• общие требования к написанию курсовых и выпускных квалификационных работ по социологии;

• структуру курсовых и дипломных работ;

• правила написания и оформления всех разделов курсовых и дипломных работ;

• особенности написания дипломных работ по отдельным отраслям социологии;

уметь

• грамотно составлять и оформлять курсовые и дипломные работы по социологии;

• разделять теоретическую и эмпирическую части социологического исследования;

• подбирать нужную литературу и интернет-ресурсы для написания дипломных работ;

• организовывать работу студентов над дипломными проектами;

владеть

• навыками написания дипломных работ;

• способностью осуществлять научное руководство над дипломными работами студентов.

Структура курсовой и дипломной работ

Написание выпускной квалификационной, или дипломной работы – высший этап теоретико-прикладной учебной деятельности студента. Структура и оформление диплома такие же, как у курсовых работ, которые студенты каждый год пишут и сдают своим научным руководителям. В идеале с первого курса студент должен выбрать наиболее интересную для него тему, разбирающегося в этой теме руководителя и, постепенно собирая новый материал, ко времени выпуска превратить свою первую курсовую работу в дипломную, т.е. в небольшое научное исследование по социологии.

Как курсовая, так и дипломная работа имеет следующую структуру.

1. Титульный лист.

2. Оглавление.

3. Введение.

4. Главы, разбитые на параграфы.

5. Заключение.

6. Выводы.

7. Список использованных источников и литературы (библиографический список).

8. Приложения.

Введение курсовой и дипломной работ

Первое, на что должен обратить внимание преподаватель, начиная научное руководство, – это структура и ОГЛАВЛЕНИЕ Введения и их соответствие существующим требованиям оформления и названию работы.

Во Введении должны быть следующие разделы, названия которых выделяются жирным шрифтом.

1. Актуальность исследования. Актуальность – это указание на злободневность выбранной студентом-социологом темы. Поэтому при написании Актуальности нужно доказать, что выбранная тема имеет право на существование именно в наше время. Основная ошибка, которую допускают студенты, описывая Актуальность, – стремление расширить этот раздел за счет определений, примеров, цитат, выводов, описаний, хотя очевидно, что ничего подобного в данном разделе быть не должно. Актуальность должна быть краткой, и занимает она около двух абзацев.

2. Проблема исследования. Проблема – это те социальные противоречия или те сложности, которые возникают у общества в связи с теми вопросами, которые прямо вытекают из поднятой темы. То есть Проблема – это уточнение Актуальности. Если в Актуальности объясняется, почему выбрана именно эта тема, то в Проблеме объясняется, что стоит за этим выбором. Если социолог не поймет, в чем проблемность его исследования, работу лучше не начинать, так как она не будет иметь смысла и превратится в бессистемное изложение фактов.

3. Степень научной разработанности проблемы (Анализ источников и литературы). Это самый большой раздел Введения, который может занимать от трех абзацев до нескольких страниц.

Раздел включает в себя краткий перечень документов и фамилий социологов, социальных мыслителей и ученых, работающих в смежных с социологией науках, но прямо или косвенно затрагивающих в своих трудах проблему того исследования, которому посвящена курсовая или дипломная работа студента.

Начать написание данного раздела можно с перечня классиков, постепенно переходя к современным авторам. Возможен и иной подход – написание раздела по поднятым в работе проблемам. Например, если темой диплома являются "Семейные ценности современной молодежи", начать описание Степени научной разработанности проблемы можно с перечисления лиц, изучавших семью, после чего логично назвать тех ученых, которые изучали социальные ценности, а затем и саму молодежь как особую социально-демографическую группу. Таким образом, должно получиться не менее трех абзацев. Примерно такой раздел может выглядеть следующим образом: "Семью как особый институт общества рассматривали в своих работах такие-то авторы. В частности, такой-то автор отметил то-то, а другой автор подчеркнул то-то", и т.д.

4. Объект исследования. Объект в социологическом исследовании – это та социальная общность, на которую оно направлено. Например, если темой диплома является "Отношение московской молодежи к лицам, совершающим административные правонарушения", в качестве объекта выступит московская молодежь. Вся молодежь г. Москвы станет генеральной выборочной совокупностью при проведении эмпирического исследования, которому должна быть посвящена последняя глава.

5. Предмет исследования. Предмет – это та сторона деятельности объекта, которую исследователь ставит в центр внимания. Часто предмет совпадает с названием дипломной или курсовой работы. Например, если темой диплома является "Отношение московской молодежи к лицам, совершающим административные правонарушения", то это отношение станет Предметом всего исследования.

6. Гипотеза исследования. Гипотеза – это личное предположение автора диплома, которое он хочет доказать при написании своей работы как теоретическими, так и эмпирическими методами. Без рабочей Гипотезы лучше не приступать к написанию диплома, так как без Гипотезы не будет ясна Цель предстоящей работы. Без Гипотезы невозможно составить Анкету для опроса, так как неясно, какие вопросы и для чего туда следует включать. Поэтому научному руководителю надо обсудить со студентом как минимум два-три варианта Гипотезы, прежде чем разрешить ему приступить к исследованию.

Основные правила при составлении Гипотезы

• Гипотеза не должна быть банальной, самоочевидной. Иначе неясно, зачем ее вообще выдвигать. Например, нельзя выдвигать такую Гипотезу: "Религия занимает важное место в жизни общества", потому что это и так всем известно: если бы религия была никому не нужна, этот социальный институт никогда бы не сложился и не просуществовал бы с глубокой древности до наших дней.

• Гипотеза не должна быть размытой, абстрактной. Например, нельзя выдвигать такую Гипотезу: "На политические предпочтения молодежи влияют прежде всего социально-экономические факторы". Во-первых, неясно, что это за факторы, нужна конкретика. А во-вторых, неясно, как именно и почему эти факторы так сильно влияют на политические пристрастия молодых людей. Требуется уточнение.

• Гипотеза не должна быть слишком длинной, запутанной. Лучше всего записать ее одним четким предложением.

7. Цель исследования. Цель – это тот результат, которого студент желает добиться в конце своего исследования. Таким результатом должно быть подтверждение или опровержение поставленной Гипотезы.

8. Задачи исследования. Задачи – это те шаги, которые поочередно должен совершить исследователь, чтобы добиться Цели. Раз шагов несколько, то и Задач должно быть несколько. Лучше всего сделать так, чтобы каждая Задача совпадала с конкретным параграфом каждой главы курсовой или диплома. Поэтому если в работе две главы и каждая из них разбита на два параграфа, то и Задач должно быть не меньше четырех по числу всех параграфов. Однако, поскольку в отдельном параграфе могут разбираться не одна, а сразу несколько разных проблем, Задач может быть больше. Кроме того, к Задачам следует отнести выработку практических рекомендаций, если таковые планируется составить в конце работы.

9. Методы исследования. Методы – это те конкретные способы исследования поставленной темы, к которым собирается прибегнуть автор исследования. Они могут быть как качественными, так и количественными: наблюдение, анкетирование, интервьюирование, анализ источников и литературы по выбранной теме, контент- анализ, сравнительный анализ и т.д. Лучше всего использовать не менее трех методов, например, анализ литературы, анкетный опрос и наблюдение.

10. Теоретико-методологические основания исследования. Имеются в виду те методологические подходы или концепции, на которые опирается дипломник в своей работе. Методология показывает ему, в каком порядке нужно вести социологическое исследование, какова его логика и принципы.

11. Эмпирическая база исследования. В этом разделе нужно указать где, когда, кого и в каком количестве исследователь исследовал. Чаще всего указывается учреждение (институт, школа, коммерческая фирма, магазин, кинотеатр), в котором проводился опрос. Поскольку исследование проводит студент, эмпирической базой для него обычно является либо место учебы, либо место работы.

12. Теоретическая новизна исследования. Этот раздел особенно важен для старшекурсников и дипломников, потому что в нем нужно постараться разъяснить, что нового они собираются сказать своей работой науке. Если студент не понимает, что он хочет сказать из того, что до него никто из ученых не говорил, значит, ему надо вернуться к Гипотезе исследования и посмотреть, насколько она банальна.

13. Практическая значимость исследования. Практическая значимость – это возможные варианты конкретного использования полученных в конце исследования результатов на практике. Например, можно написать о внедрении полученных результатов в практику работы муниципальных органов или в учебный процесс вуза. Можно порекомендовать использование сделанных в ходе работы выводов при написании учебной и научной литературы и при проведении научно-практических конференций и т.д.

14. Структура работы. Это последний раздел Введения, в котором нужно кратко перечислить основные части курсовой (дипломной работы) с кратким описанием содержания каждой главы.

В дипломе возможны и иные разделы, как-то: Апробация результатов исследования, Положения, выносимые на защиту, и т.д. Но приведенный выше список содержит перечень обязательных разделов, без которых начало самостоятельного исследования в области социологии немыслимо.