Правила игры выхода на рынок
Регулирование отношений на рынке дает возможность проследить за динамическим состоянием рынка, характеризовать поведение субъектов рынка, которое проявляется в цеповой политике и рекламной стратегии, юридической тактике, согласовании действий против конкурентов. Появление нового участника вызывает реакцию в рыночной среде, что предопределяет условия входа на рынок и выходов из него: организации своей пиши и легкого ухода с рынка без юридических проблем.
Барьеры входа (barrier entry) — ограничители, предотвращающие появление новых продавцов — относятся к важнейшим характеристикам отношений на рынке. Это факторы объективного и субъективного порядка, которые необходимо тщательно исследовать и учесть при организации рыночной деятельности.
Барьеры входа на рынок служат поддержанию сложившейся ситуации в долгосрочном периоде. Если бы был возможен свободный вход на рынок, то экономические интересы привлекли бы на рынок новых продавцов, значит, возросли бы предложение и конкуренция. Вследствие существования таких барьеров хозяйствующие субъекты, уже действующие на рынке, в значительной степени освобождены от необходимости опасаться внезапно возникших конкурентов.
Барьеры выхода с рынка могут быть связаны со значительными издержками, например с необходимостью продажи специализированного оборудования, что значительно повышает уровень рисков для фирмы.
Барьеры входа на рынок и выхода с рынка в сочетании с высоким уровнем концентрации фирм на рынке дают возможность фирмам поднимать цены выше предельного уровня издержек, получать экономическую прибыль в долгосрочном периоде.
Различают два типа барьеров:
• нестратегические — технология производства, предпочтение потребителей, динамика спроса, иностранная конкуренция;
• стратегические, связанные с фундаментальными основами поведения на рынке — стратегическое ценообразование, ограничивающее рыночный вход потенциальных фирм-конкурентов; долгосрочная политика в области расходов на исследования, научно-технические и организационные инновации; вертикальная интеграция; дифференциация продукта.
Различия в конкретных вариантах выбора условия входа на рынок обусловлены анализом системы ограничений, экономических интересов всех участников деловых отношений на данном рынке. Важным обстоятельством является формирование стратегии экономического воздействия на входные барьеры и оценки состояния конкурентной среды на рынках. Среди барьеров входа на рынок отметим:
• высокую стоимость начального капитала;
• противодействие сложившего состава рыночной среды;
• конкурентоспособность новой товарной продукции, претендующей на свою нишу;
• административные, транспортные, защитные трансакционные издержки.
К барьерам входа на товарный рынок относятся следующие.
1. Экономические ограничения:
• необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;
• издержки получения информации и на рекламу для потенциальных участников по сравнению с действующими на рассматриваемом рынке;
• издержки выхода с рынка при прекращении хозяйственной деятельности;
• отсутствие доступа к ресурсам, которые распределены ранее между хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке.
2. Административные ограничения:
• условия лицензирования вида деятельности;
• ограничения ввоза-вывоза товаров;
• требования обязательного удовлетворения определенного спроса, поддержания мобилизационных мощностей, сохранения рабочих мест и социальной инфраструктуры;
• экологические ограничения, в том числе запрещение строительства производственных мощностей и объектов транспортной инфраструктуры;
• стандарты и предъявляемые требования к качеству предлагаемых товаров и услуг.
3. Поведение действующих на рынке хозяйствующих субъектов:
• нечестная конкуренция посредством агрессивных, жестоких действий, переманивание ведущего персонала, резкое снижение цен, задуманное, чтобы довести до банкротства конкурентов;
• увеличение для покупателя издержек, связанных со сменой продавца путем предоставления скидок постоянным покупателям, заключения долгосрочных контрактов или выпуска взаимодополняющих товаров, не являющихся взаимозаменяемыми с продукцией других хозяйствующих субъектов;
• проведение интенсивных охранных и рекламных кампаний по привлечению покупателей.
Процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих, затрудняющих или ограничивающих хозяйствующим субъектам начало коммерческой деятельности на новом рынке, состоит из:
• выявления наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый рынок;
• определения преодолимости выявленных барьеров.
Разнообразие конкретных ситуаций и неопределенность в поведении участников экономических отношений обусловили использование инструментария теории игр — анализ существующих между участниками процесса стратегий поведения по зависимостям в области платежей с использованием матрицы полезности.
Характеристиками реализации стратегий служат расчетные полезности каждой из сторон £/д и иБ.
Сопоставление вариантов ситуации на рынке с использованием матрицы полезности менеджерами компаний А (планирующих выход на рынок) и Б (действующих на рынке) выполняется на основе изменения прибылей при издержках на меры преодоления барьеров (рис. 7.2). Обе вступают в многоэтапную игру, в которой первый ход делает новичок, опираясь на свои возможности конкурентоспособности. В обобщенном виде его стратегиями могут быть активная позиция по преодолению барьеров или пассивная стратегия выжидания и надежды на преференции. Появление нового конкурента но реализации (выпуску) конкретной
товарной продукции встречается действующими на рынке хозяйствующими субъектами неоднозначно: отрицательно, с интересом, безразлично, агрессивно. Стратегии их поведения могут быть дружественными, безразличными или негативными, препятствующими.
Рис. 7.2. Матрица входа на рынок
По рассмотрению ситуации на каждом этапе определяется параметр полезности каждой из сторон £/А и [/Б. Получаемые результаты служат основой принятия решений о "вступлении" или "невступлении" на рынок и характеризуют экономическое поведение хозяйствующего субъекта в реализации его экономических интересов.
Наряду с развитием национальных экономик активизируется мировой рынок целостной системы всемирного хозяйства, что обусловливает необходимость учитывать в экономической политике государств разницу между обменом товарами, услугами и капиталом па мировом рынке и внутри страны.
В современных быстроменяющихся социально-политических и экономических условиях перед хозяйствующими субъектами, действующими на рынке товаров и услуг, стоит задача обеспечения не только выживаемости, но и непрерывного наращивания своего экономического потенциала. Они способствуют трансформации хозяйственной деятельности населения и приспособлению концепций поведения руководящих элит общества к новым условиям сложившихся в каждой стране национальных доктрин жизнедеятельности. Для обеспечения единства экономического пространства на базе общих правовых принципов и условий осуществляются свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, свобода экономической деятельности, поддержка конкуренции.
Не избежать здесь конфликта экономических интересов в распознании мотивов поведения и провозглашаемых концепций [5].
Первая из этих концепций — свободный рынок, наделяемый чертами: неограниченным числом участников и свободной конкуренцией между ними; доступом к любым видам хозяйственной деятельности всех членов общества и продвижению капитала и рабочей силы; наличием у каждого участника полной информации о рынке при невозможности изменить ситуацию на рынке по своему усмотрению. Концепция поощряет принципы свободы международной торговли на условиях открытости и либерализации, что позволяет предположить снятие барьерного доступа на внутренние рынки других стран.
Вторая концепция предлагает систему специальных процедур разрешения конфликтов и споров на рынках, обусловливаемую уставами международных организаций. В институциональной инфраструктуре экономических отношений они находят воплощение в деятельности Международной организации по сертификации (ИСО, ISO) и Всемирной торговой организации (ВТО, WTO).
ИСО — независимый орган по сертификации и система добровольной сертификации на соответствие международным и национальным стандартам. Ее эксперты работают в области подтверждения соответствия систем менеджмента стандартам 9001, ISO 14001, OHSAS 18001 и их национальным эквивалентам.
ВТО — организация разрешения торговых конфликтов при возникновении проблем между странами с разным весом в мировой экономике. В 2013 г. к ВТО присоединилась Россия, что позволяет отстаивать экономические интересы отечественных производителей товарной продукции. Сфера компетенции ВТО достаточно широкая: от соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), соглашения по торговле услугами (ГАТС), включающего торговлю финансовыми продуктами, до Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).
ВТО представляет собой единственный международный орган, занимающийся глобальными правилами торговли между государствами.
Процедуры ВТО направлены в первую очередь на стимулирование торговли готовой продукцией. Задачи ВТО состоят в оказании помощи в упорядочении процесса торговли в рамках системы, основанной на определенных правилах, объективном урегулировании торговых споров между правительствами, организации торговых переговоров.
Реализуемые ВТО принципы ведения торговли представляют собой особый рынок со своими правилами игры:
• гарантией недискриминационного характера торговли и справедливого решения спорных вопросов;
• выравниванием условий конкуренции в масштабах мирового хозяйства путем либерализации и отмены ограничений в области внешнеторговых и валютно-финансовых отношений;
• систематизацией и сближением национальных правил внешнеэкономического, в том числе валютного, регулирования с формированием общих стандартов.
В институциональную структуру международного валютного регулирования входит механизм консультаций и сотрудничества через Международный валютный фонд (МВФ), который временно предоставляет общие ресурсы при соблюдении адекватных гарантий.
Членство в МВФ является обязательным условием вступления в группу Всемирного банка; Международный банк реконструкции и развития, Международную ассоциацию развития, Международную финансовую Корпорацию, Многостороннее агентство по гарантиям и инвестициям с общими целями стимулирования долгосрочного роста международной торговли и поддержания сбалансированности платежных балансов.
Итак, установление правил игры является основополагающим фактором развития экономических отношений обмена, а формой координации в хозяйственной деятельности становится рынок. Формирование институциональных структур позволило спонтанному механизму рыночного обмена трансформироваться в регулируемые процедуры экономических отношений.