"Праведнический" цикл. "Очарованный странник"

Существование "праведнического" цикла произведений, как правило, связывают с авторской "декларацией" к рассказу "Однодум", начинающему этот цикл: "Русские антики (Из рассказов о трех праведниках)". В финале "Однодума" есть фраза, подтверждающая, что эго первый рассказ, открывающий новую группу произведений писателя: "Да будет он помянут в самом начале розыска о “трех праведниках”". Однако цикл рассказов ни в прижизненных сборниках прозы Лескова, ни в первом собрании сочинений не приобрел черт законченной серии и не был композиционно упорядочен. Это дало основание сыну писателя включить в круг произведений о праведниках и те, что были созданы до рубежа 1870–1880-х гг. и представляли русскому читателю большую галерею "неколебимых служителей тому, во что они верили и в исполнении чего видели долг жизни своей": это герой "Овцебыка" Василий Богословский, непримиримый революционер Райнер и Лиза Бахарева из романа "Некуда", "младопитательный" Пизонский из рассказа "Котин доилец и Платонида", "несмертельный" Голован, "очарованный" Иван Флягин и многие другие. При такой постановке вопроса "праведничество" становилось синонимом положительности изображаемого характера. Несмотря на некоторую размытость очертаний "праведнического" цикла даже в представлении самого Лескова (позднее сюда им были присоединены произведения, написанные в 1873– 1876 гг.: "Очарованный странник", "На краю света", "Пигмей"), эпитет "праведник" существует для писателя с 1870-х гг. как обозначение специфической морально-философской оценки человека. Построение цикла будет сопровождаться программными заявлениями Лескова: помимо предисловия к собранию сочинений 1879 г., он посвятил термину специальную статью "О героях и праведниках", в которой попытался разграничить значение двух вынесенных в заглавие слов, утверждая, что считает неверным называть героями "людей святой жизни". Святые, по мнению Лескова, "отличались возвышенными свойствами гораздо более высокого качества, именно – праведностию", т.е. способностью изо дня в день жить без обмана, лукавства, осуждения ближнего, желая добра каждому. Однако, как утверждает Лесков, и в обыденной жизни, не ограниченной рамками церковной святости, есть свои праведники. Это те, кому трудно живется, по кто нс знает нравственной муки раздвоения помысла и слова, душевного обязательства и дела, кто хранит в народе и для народа его заветы, кто совершает подвиг своей жизни изо дня в день, подобно легендарным святым, и тем отличается от героев.

Однако практически все лесковские "праведники" всегда способны и готовы к героическому действию. Уже в первом рассказе "Однодум" кульминация заключалась в том, что "библейский социалист", оказавшись в роли городничего, поступком своим оставил "по себе память героическую". Праведного человека, солдата Постникова из рассказа "Человек на часах", Лесков назовет "смиренным героем", а в поведении его отметит совместимость "святого порыва любви" и "святого терпения".

Причиной некоторой "неуравновешенности" теории праведничества и ее художественного воплощения в творчестве писателя оказывается то, что Лесков-художник интерпретирует праведничество как способность к действию, к сопротивлению обстоятельствам, а не смирение перед ними. В высшей степени это новое качество прозы Лескова проявилось в повести "Очарованный странник", произведении, в котором автор выразил свое отношение к новой исторической стадии развития национального характера.