Права субъектов авторских прав
Субъекты авторского права могут иметь личные неимущественные и исключительные права. Личные неимущественные права тесно связаны с личностью автора, они неотделяемые, непередаваемые и бессрочные. Кроме того, личные неимущественные права возникают только у автора произведения. В свою очередь, исключительные права передаваемы, отделяемы и ограничены сроком действия исключительного права, определенного ГК РФ. Эти права могут принадлежать как автору в силу создания произведения, так и другим лицам по закону или в силу договорных отношений.
Важнейшим личным неимущественным правом является право авторства, т.е. основанное на факте создания произведения возможность лица признаваться его автором, создателем.
Право на имя заключается в возможности автора использовать или разрешать использовать произведение под своим подлинным именем, под вымышленным именем – псевдонимом либо без обозначения имени – анонимно. Следует учесть, что анонимность в авторских отношениях – это единственное исключение, которое ГК РФ допускает в случае участия физического лица в гражданско-правовых отношениях.
Имя включает указание фамилии, имени и отчества автора либо его фамилии и инициалов. В ряде случаев произведение выпускается в свет с подписью (парафом) автора. Параф не является псевдонимом, поскольку не ставит своей целью скрыть имя автора. Однако его нельзя считать и именем, поскольку из парафа не всегда можно узнать точное имя автора. В ряде случаев указывается только имя юридического лица, выпустившего в свет произведение, что совершенно неправомерно.
Автор может изменить свое решение, касающееся права на имя, он может раскрыть псевдоним. При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случаев, когда псевдоним автора не оставляет сомнений в его личности) издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора и в этом качестве уполномочен защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.
Право на неприкосновенность произведения определяет запрет на внесение изменений, сокращений и дополнений при его использовании без согласия автора. Такими изменениями могут быть, например, дополнение произведения комментариями, иллюстрациями, предисловием, послесловием, пояснениями. Именно поэтому любая редакторская и иная правка произведения производится только с согласия автора.
Закон не перечисляет возможные отклонения по чьей- либо воле от существа и формы произведения, поскольку он ограждает автора от всякого изменения его произведения. Единственное исключение составляют случаи внесения в произведение изменений, сокращений или дополнений при использовании произведения после смерти автора. Разрешение на это вправе дать только лицо, обладающее исключительным правом на произведение, в частности наследник автора, при соблюдении двух обязательных условий. Во-первых, изменения, сокращения или дополнения не должны искажать замысел автора и нарушать целостность восприятия произведения. Во-вторых, они не должны противоречить воле автора, которая достаточно четко и ясно должна быть выражена им самим. Это может быть сделано не только в завещании, но и в любой другой письменной форме, включая письма и дневники автора.
Кроме того, ГК РФ указывает на существование еще одного права – защиты произведения от искажений, под которым понимается запрет на "извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора, равно как и посягательство на такие действия". Именно эти действия дают автору право требовать защиты его чести, достоинства или деловой репутации по требованию заинтересованных лиц. Защита чести и достоинства автора допускается и после его смерти.
Право на защиту репутации пересекается с правом на защиту произведения от искажения и состоит в запрете любого искажения произведения, которое может нанести ущерб чести и достоинству автора. Критерии искажения в данном праве являются достаточно размытыми, так как невозможно однозначно определить, могут ли внесенные изменения нанести ущерб чести и достоинству автора. Однако на практике предполагается прежде всего, что никто, кроме автора, не имеет права вносить изменения и дополнения в произведение, снабжать его иллюстрациями, примечаниями, послесловием и предисловием. Право на защиту репутации включает также право на защиту произведения от некорректных оценок произведения, приписок автору каких-либо неблаговидных поступков, связанных с созданием произведения.
После смерти автора осуществлять защиту указанных правомочий могут его наследники и их правопреемники. Срок полномочий наследников автора и их правопреемников по охране права неприкосновенности произведения будет действовать бессрочно. В случае если у автора либо у наследников не будет правопреемников, осуществлять указанное право будет государство.
Право на обнародование произведения состоит в правомочии автора самому осуществить действие или дать согласие другим лицам на осуществление действия, которое впервые делает неопубликованное произведение доступным для всеобщего сведения.
С помощью этого права произведение вводится в экономический оборот. Под опубликованием или выпуском в свет произведения понимается выпуск в обращение экземпляров произведения. Кроме того, опубликование влечет определенные юридические последствия, которые состоят в том, что в случаях, указанных в законе, произведение, созданное автором, может быть использовано без согласия автора и уплаты авторского вознаграждения.
Выпущенные экземпляры должны представлять собой копию произведения в любой материальной форме. Количество экземпляров является юридически безразличным. Закон предусматривает лишь, что количество копий должно быть достаточным для удовлетворения разумных потребностей публики, которые, в свою очередь, определяются характером произведения.
Закон не содержит исчерпывающего перечня способов обнародования произведения. Но под обнародованием можно понимать выполнение следующих действий с произведением, в зависимости от его объективной формы и желания автора: опубликования, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, а также любых других действий, в частности размещения произведения для всеобщего доступа в Интернете.
Поскольку основным признаком обнародования произведения является доведение его до неопределенного круга лиц, под обнародованием можно понимать любые действия с произведением, при которых этот признак станет выполнимым.
Произведение считается обнародованным с момента, когда оно стало потенциально доступным для сведения неопределенного круга лиц, независимо от числа лиц, реально воспринимавших это произведение.
Право обнародования можно реализовать только раз. После этого произведение переходит в другой правовой режим.
С правом на обнародование произведения тесно связано право на отзыв. Право на обнародование не абсолютно. Оно предполагает возможность отказа автора от ранее принятого решения об обнародовании произведения, что возможно при условии возмещения лицу, например издателю, всех причиненных убытков, включая упущенную выгоду.
Как правило, обнародование произведения осуществляется соответствующими юридическими лицами, наделенными должными полномочиями и имеющими необходимые материальные возможности. Однако в некоторых случаях автор может самостоятельно выпустить в свет созданное им произведение. Например, автор музыкального произведения может впервые публично исполнить его перед слушателями.
Другой категорией прав являются исключительные права. В отличие от личных неимущественных прав исключительное право на произведение может отчуждаться, передаваться по договору, а также переходить по наследству (ст. 1283 ГК РФ). В случаях, предусмотренных ст. 1151 ГК РФ, исключительное право на произведение, входящее в состав наследства, прекращается, и произведение переходит в общественное достояние.
Автор может реализовать исключительное право самостоятельно, передать произведение для использования другим лицам, передать произведение, созданное в порядке служебного задания, работодателю. Отдельно решается вопрос о произведении, созданном по договору авторского заказа. При передаче такого произведения заказчику автор тем самым выражает согласие на его опубликование.
Исключительное право на произведение – это монопольное право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом, в том числе способами, отражающими специфику применения не каких-либо РИД, а именно произведений науки, литературы и искусства. Обладатель авторских прав может распоряжаться исключительным правом на произведение.
Использование произведения может быть различным. В ст. 1270 ГК РФ приведены возможные варианты использования произведения:
1) воспроизведение;
2) распространение путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров;
3) публичный показ;
4) импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;
5) прокат оригинала или экземпляра произведения;
6) публичное исполнение;
7) сообщение в эфир;
8) сообщение по кабелю;
9) перевод или другая переработка;
10) практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта;
11) доведение до всеобщего сведения.
1. Прежде всего, под использованием понимается воспроизведение произведения, иными словами, изготовление одного и более экземпляра произведения или его части. Материальная форма воспроизведения может быть различной. Она зависит в первую очередь от вида, жанра и назначения произведения. Это может быть, например, математическое преобразование, в частности двоичная, десятичная и другая система, реализованная в звуко- или видеозаписи, изготовленная в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения.
2. Следующим способом использования произведения служит распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров. Иными формами распространения и отчуждения произведения помимо продажи являются предложение о продаже, дарение, мена и сдача произведения в прокат.
3. Для многих произведений способом использования является их публичный показ.
4. Произведение можно использовать путем репродуцирования (репрографического воспроизведения), под которым понимается факсимильное воспроизведение произведения с помощью любых технических средств, осуществляемое не в целях издания. Репродуцирование не включает воспроизведение произведения или хранение его копий в электронной (в том числе в цифровой), оптической или иной машиночитаемой форме, кроме случаев создания с помощью технических средств временных копий, предназначенных для осуществления репродуцирования (ст. 1275 ГК РФ).
5. Еще один вид использования произведений – предоставление библиотеками во временное безвозмездное пользование экземпляров произведений, правомерно введенных в гражданский оборот. При этом выраженные в цифровой форме экземпляры, предоставляемые библиотеками во временное безвозмездное пользование, в том числе в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме.
6. Создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этой пародии либо карикатуры. Но такое использование относится к исключению, оговоренному в ГК РФ, которое допускает без согласия автора или иного обладателя исключительного права на правомерно обнародованное оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения создание на основе данного произведения другого произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры. Разумеется, при этом не должны умаляться честь, достоинство и деловая репутация автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и (или) его исполнителя.
Прежде всего, речь идет о праве на воспроизведение гражданина, но не юридического лица исключительно в личных (т.е. бытовых, домашних, семейных и т.п.) целях правомерно воспроизведенного произведения. Например, с помощью технического устройства гражданин может у себя дома записать любую телепередачу, транслируемую по каналам эфирного телевещания.
7. Использование программ для ЭВМ пользователями. Такое использование должно осуществляться по договору с правообладателями, который называется лицензионным соглашением.
Допускается заключение лицензионных договоров о предоставлении права использования программы для ЭВМ путем заключения каждым пользователем с соответствующим правообладателем договора присоединения, условия которого изложены на приобретаемом экземпляре такой программы либо на упаковке этого экземпляра. Начало использования программы для ЭВМ или базы данных пользователем, как оно определяется этими условиями, означает его согласие на заключение договора (ст. 1286 ГК РФ).
В то же время ст. 1280 ГК РФ предусмотрены исключения, при которых лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ или экземпляром базы данных (пользователь), вправе без разрешения автора или иного правообладателя и без выплаты дополнительного вознаграждения:
1) внести в программу для ЭВМ или базу данных изменения исключительно в целях их функционирования на технических средствах пользователя и осуществлять действия, необходимые для функционирования такой программы или базы данных в соответствии с их назначением, в том числе запись и хранение в памяти ЭВМ (одной ЭВМ или одного пользователя сети), а также осуществить исправление явных ошибок, если иное не предусмотрено договором с правообладателем;
2) изготовить копию программы для ЭВМ или базы данных при условии, что эта копия предназначена только для архивных целей или для замены правомерно приобретенного экземпляра, в случаях когда такой экземпляр утерян, уничтожен или стал непригоден для использования. При этом копия программы для ЭВМ или базы данных не может быть использована в иных целях, чем цели, указанные в п. 1, и должна быть уничтожена, если владение экземпляром такой программы или базы данных перестало быть правомерным;
3) изучать, исследовать или испытывать функционирование такой программы в целях определения идей и принципов, лежащих в основе любого элемента программы для ЭВМ, путем осуществления действий, предусмотренных п. 1;
4) декомпилировать программу для ЭВМ, т.е. воспроизвести и преобразовать объектный код в исходный текст или поручить иным лицам осуществить эти действия, если они необходимы для достижения способности к взаимодействию независимо разработанной этим лицом программы для ЭВМ с другими программами, которые могут взаимодействовать с декомпилируемой программой.
Действия по декомпиляции должны осуществляться только в отношении тех частей декомпилируемой программы для ЭВМ, которые необходимы для достижения способности к взаимодействию, с целью получения информации, необходимой для достижения способности к взаимодействию, которая ранее не была доступна этому лицу из других источников.
Причем информация, полученная в результате декомпилирования, может использоваться лишь для достижения способности к взаимодействию независимо разработанной программы для ЭВМ с другими программами, не может передаваться иным лицам, за исключением случаев, когда это необходимо для достижения способности к взаимодействию независимо разработанной программы для ЭВМ с другими программами.
Полученная информация не может использоваться для разработки программы для ЭВМ, по своему виду существенно схожей с декомпилируемой программой для ЭВМ, или для осуществления другого действия, нарушающего исключительное право на программу для ЭВМ.
Указанные действия не должны наносить неоправданный ущерб нормальному использованию программы для ЭВМ или базы данных и ущемлять необоснованным образом законные интересы автора или иного правообладателя. Несмотря на полезность данной нормы, следует признать, что ОГЛАВЛЕНИЕ некоторых ее категорий, таких, например, как "неоправданный ущерб" или "необоснованным образом", нуждаются в дополнительном толковании с учетом их практического применения.
8. Многочисленные объекты авторских прав создаются в пределах трудовых обязанностей, установленных для работников в рамках должностных инструкций и тому подобных документов, разрабатываемых работодателями на базе ТК РФ, других законов и иных правовых актов. Авторские права (право авторства, право автора на имя, на неприкосновенность и на обнародование произведения и т.п.) на такие произведения, традиционно именуемые служебными, принадлежат их авторам.
Что касается исключительного права на служебное произведение (ст. 1270 ГК РФ), то оно традиционно закрепляется за работодателем. Иное должно быть предусмотрено трудовым или другим договором между работодателем и автором служебного произведения.
Статья 1295 ГК РФ устанавливает ряд условий, при наступлении которых исключительное право на служебное произведение может принадлежать автору произведения. Они сводятся фактически к бездействию работодателя, который в течение трех лет со дня предоставления служебного произведения в его распоряжение не совершит ни одного из трех нижеследующих действий: не начнет использование произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне. Разумеется, в последнем случае работодатель обязан принять меры по обеспечению конфиденциальности произведения, предусмотренные, в частности, Федеральным законом "О коммерческой тайне".
Переход к работодателю исключительного права на служебное произведение позволяет работнику получить дополнительное вознаграждение. В связи с тем, что закон не указывает величину минимального вознаграждения, работодатель определяет ее самостоятельно. Величина дополнительного вознаграждения может быть зафиксирована в дополнительном соглашении с сотрудником или отражена в трудовом договоре, в других документах. Однако в обязательном порядке в этих документах должно указываться, что эта выплата не является дополнением и вознаграждением за созданный РИД. Такие выплаты могут проходить с любой периодичностью, но учитывая, что РИД должен быть создан, то выплаты будут считаться только за созданные и существующие РИД, но не за те, которые возможно будут созданы.
В случае, если работодатель не совершит ни одного из трех указанных действий в течение трех лет, то исключительные права возвращаются сотруднику – автору, создавшему произведение.
В случае, когда исключительное право на служебное произведение принадлежит автору, работодатель также не лишается определенного имущественного права. Он вправе использовать произведение. При этом способы использования должны быть обусловлены целью служебного задания, а пределы использования вытекать из этого задания. Кроме того, если договором между работодателем и автором не предусмотрено иное, работодатель вправе также обнародовать служебное произведение.
Широко распространенное создание программ для ЭВМ и баз данных по заказу влечет последствия, напоминающие правовой режим служебного произведения, но не совпадающие с ним полностью. Создание по заказу означает разработку программы для ЭВМ или базы данных по договору, предметом которого было их создание.
Исключительное право на программу для ЭВМ или базу данных, созданную по заказу, принадлежит заказчику. Любой другой вариант определения режима исключительного права должен быть определен соглашением между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком.
Нередко программа для ЭВМ или база данных создается не по специальному заказу, а при выполнении более широкого круга работ по договору подряда (ст. 702–768 ГК РФ) или договору на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ (ст. 769–778 ГК РФ), прямо не предусматривавших ее создание. В таких случаях исключительное право на программу или базу данных по общему правилу принадлежит подрядчику, т.е. исполнителю соответствующего договора. Иной вариант, в том числе закрепление исключительного права за заказчиком, должен быть предусмотрен договором между ним и заказчиком.
9. Одной из весьма распространенных правовых форм, в рамках которой создаются определенные произведения науки, литературы и искусства, является государственный или муниципальный контракт. Различают несколько вариантов принадлежности исключительного права на произведение, созданное по такому контракту для государственных или муниципальных нужд.
Указанное право может принадлежать по общему правилу прежде всего исполнителю, являющемуся автором либо иным лицом, выполняющим государственный или муниципальный контракт. Однако государственным или муниципальным контрактом может быть предусмотрено, что исключительное право на созданное на базе данного контракта произведение принадлежит: 1) Российской Федерации, ее субъекту или муниципальному образованию, от чьего имени выступает государственный или муниципальный заказчик, либо 2) совместно: а) исполнителю и Российской Федерации; б) исполнителю и субъекту РФ, исполнителю и муниципальному образованию.
"Что же касается охраны и использования произведений отечественных авторов за границей, то следует иметь в виду, что в подавляющем большинстве государств авторские права иностранных граждан признаются лишь при участии этих государств в международных соглашениях или на началах взаимности. В странах – участницах Всемирной конвенции об авторском праве охрана предоставляется произведениям российских авторов, опубликованным впервые в нашей стране после 27 мая 1973 г.
Что касается произведений российских авторов, подпадающих под действие Всемирной конвенции в редакции 1971 г., то охрана предоставляется лишь в отношении произведений, впервые выпущенных в свет после 12 марта 1995 г."[1].
Несмотря на то что исключительное право тесно связано с материальным вознаграждением авторов, ГК РФ предусматривает случаи, при которых использование допустимо без согласия автора или иного обладателя исключительного права.
Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования в информационных, научных, учебных или культурных целях:
1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;
2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;
3) воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такое воспроизведение или сообщение не было специально запрещено автором или иным правообладателем;
4) воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. Кроме того, авторы указанных речей обращений и других подобных произведений сохраняют право на их опубликование в сборниках, если их издание будет кем-либо осуществлено;
5) воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, кинематографии, путем сообщения в эфир или по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью;
6) воспроизведение без извлечения прибыли рельефноточечным шрифтом или другими специальными способами для слепых правомерно опубликованных произведений, кроме произведений, специально созданных для воспроизведения такими способами;
7) свободное использование произведения путем репродуцирования в единственном экземпляре без извлечения прибыли:
– правомерно опубликованного произведения – библиотеками и архивами для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров произведения и для предоставления экземпляров произведения другим библиотекам, утратившим их по каким-либо причинам из своих фондов;
– отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) – библиотеками и архивами по запросам граждан для использования в учебных или научных целях, а также образовательными организациями для аудиторных занятий.
Однако даже в личных целях запрещено:
1) воспроизведение произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений;
2) воспроизведение баз данных или их существенных частей;
3) воспроизведение программ для ЭВМ, кроме случаев, предусмотренных ст. 1280 ГК РФ;
4) репродуцирование книг (полностью) и нотных текстов;
5) видеозапись аудиовизуального произведения при его публичном исполнении в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи;
6) воспроизведение аудиовизуального произведения с помощью профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях.
По общему правилу исключительное право на все виды произведений действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. На произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, срок действия исключительного права истекает через 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования. Если в течение указанного срока автор произведения, обнародованного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, исключительное право будет действовать в течение всей жизни автора и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора (ст. 1281 ГК РФ).
Исключительное право на все виды произведений, обнародованных после смерти автора, действует в течение 70 лет после обнародования произведения, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования, при условии, что произведение было обнародовано в течение 70 лет после смерти автора.
Если автор произведения был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права считается продленным, и 70 лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации автора произведения.
Если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, срок действия исключительного права увеличивается на четыре года.
Учитывая, что программа для ЭВМ приравнена к литературному произведению, данные правила распространяются и на этот объект.