Права потребителей и их защита
Защита прав потребителей как важный элемент отечественного законодательства формировалась в начале 90-х гг. XX в. Закон РФ "О защите прав потребителей" установил важнейшее требование: иные законы и правовые акты Российской Федерации не должны ему противоречить.
Нормы потребительского законодательства находятся в различных отраслях права, поскольку права потребителя находятся в различных сферах общественной жизни: здравоохранение, туризм, образование и т.д. Наиболее существенные нарушения прав потребителей регулируются административным и уголовным законодательством. Основное регулирование отношений с участием потребителей осуществляется гражданским законодательством, и ни один из многочисленных актов других отраслей законодательства не может уменьшать, а может лишь увеличивать объем установленных законом прав потребителей и охранять их.
Закон РФ "О защите прав потребителей" регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями (исполнителями, продавцами) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, на получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), на просвещение, на государственную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Основные понятия, используемые в Законе РФ "О защите прав потребителей":
• потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
• изготовитель – организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям;
Законодательство регулирует отношения между потребителем – гражданином, имеющим намерение заказать либо приобрести товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, – с одной стороны, и организацией (индивидуальным предпринимателем), производящей товары для реализации потребителям (изготовителем), реализующей товары потребителям по договору купли-продажи (продавцом), выполняющей работы и оказывающей услуги потребителям по возмездному договору (исполнителем) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли, – с другой стороны.
Закон РФ "О защите прав потребителей" применяется только к тем отношениям, одной из сторон которых является гражданин (физическое лицо), включая иностранцев и лиц без гражданства. Другой стороной – продавец (исполнитель, изготовитель) – коммерческие и некоммерческие организации независимо от формы собственности и организационноправовой формы. Отношения между сторонами возникают на основе договора купли-продажи.
Продавец обязан передать покупателю качественный товар, исполнитель обязан выполнить работу (оказать услугу), качество которой соответствует договору. Потребитель имеет право на информацию об изготовителе, продавце, товарах (работах, услугах). Информация должна быть необходимой и достоверной. Информация об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах) должна обязательно предоставляться на русском языке.
Права потребителя защищаются разными способами, включая самозащиту, через помощь государственных органов и общественных объединений. Так, например, законодательство в случае недостатков качества товара предоставляет потребителям такие права, как безвозмездное устранение недостатков товара или возмещение расходов на исправление недостатков потребителем либо третьим лицом; соразмерное уменьшение покупной цены; замену на товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом цены; расторжение договора и возмещение причиненных потребителю убытков. Независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных убытков потребитель имеет право на компенсацию морального вреда.
Защита прав потребителей осуществляется исполнительными органами государственной власти, в основном федеральными органами по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, по стандартизации и метрологии.
Законодательством предусмотрено создание специализированных органов по защите прав потребителей по территориальному признаку (районные, городские и т.п.), по потребительскому интересу (автомобилисты, программисты и др.). Общества потребителей объединяются в союзы, ассоциации. Все общественные организации потребителей в России объединились в Союз потребителей РФ (СПРФ), а в СНГ – в Международную конфедерацию обществ потребителей (КОНФОП).
Таким образом, у потребителя есть три пути защиты своих прав: судебный, административный и через обращения в общественные организации.