Права, обязанности и ответственность граждан и организаций в области окружающей среды
Существуют общие требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов (табл. 11.6). Нарушение этих требований влечет приостановление, а в последующем и прекращение в полном объеме по решению суда перечисленных ниже видов деятельности.
Таблица 11.6. Обязанности граждан и организаций в области охраны окружающей среды
Вид деятельности |
Обязанности |
Размещение объектов |
Выполнять требования в области охраны окружающем! среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов. Соблюдать приоритет сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов |
Проектирование зданий, строений, сооружений и иных объектов |
Учитывать нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду. Предусматривать в проектной документации мероприятия по охране окружающей среды, оснащение техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также оснащение средствами контроля за загрязнением окружающей среды. Предусматривать проектными работами охрану окружающей среды, восстановление природной среды, рекультивацию земель, благоустройство территорий |
Осуществление строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов |
Принимать меры но охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий. Предусматривать мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, а также способы размещения отходов производства и потребления, применять ресурсосберегающие, малоотходные, безотходные и иные наилучшие существующие технологии, способствующие охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов |
Объекты энергетики должны быть оснащены высокоэффективными средствами очистки выбросов и сбросов загрязняющих веществ, использовать экологически безопасные виды топлива и осуществлять безопасное размещение отходов производства. На атомных станциях должны находиться установки, обеспечивающие охрану окружающей среды от радиационного воздействия; на этих объектах необходимо соблюдать порядок и нормативы осуществления технологического процесса, выполнять требования федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности. Проекты размещения ядерных установок, в том числе атомных станций, должны содержать решения, обеспечивающие безопасный вывод их из эксплуатации. Эксплуатацию объектов сельскохозяйственного назначения необходимо проводить с учетом мероприятий по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Объекты сельскохозяйственного назначения должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, водосборных площадей и атмосферного воздуха. Мелиорацию земель, проектирование, строительство, реконструкцию, ввод в эксплуатацию и эксплуатацию мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений следует осуществлять с учетом принимаемых мер но охране водных объектов, земель, почв, лесов и иной растительности, животных и других организмов. Па объектах переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду. Строительство и эксплуатация этих объектов допускаются при наличии проектов восстановления загрязненных земель в зонах временного и (или) постоянного использования земель и положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.
В целом строительство зданий, строений, сооружений должно производиться с учетом экологических требований с применением мер по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления, соблюдению нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий. В целях охраны окружающей среды создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, озелененные территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные изъятые из интенсивного хозяйственного использования защитные и охранные зоны с ограниченным режимом природопользования. Защите подлежат водные объекты и биологические ресурсы, земли, почвы и растительный мир, биологические разнообразия, устойчивое функционирование естественных экологических систем, природные ландшафты и памятники природы.
Собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков должны проводить мероприятия но сохранению почв и их плодородия; защищать землю от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель. Сельскохозяйственные угодья должны быть защищены от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям). Участники земельных отношений должны обеспечивать сохранность плодородия почв[1], сохранять достигнутый уровень мелиорации, рекультивировать нарушенные земли, восстанавливать плодородие почв, ликвидировать последствия загрязнений, в том числе биогенного загрязнения, и захламления.
Юридические и физические лица обязаны: — соблюдать правила производства, хранения, транспортировки, применения, захоронения радиоактивных веществ (источников ионизирующих излучений) и ядерных материалов, не допускать превышение установленных предельно допустимых нормативов ионизирующего излучения;
— выполнять правила производства, хранения, транспортировки и применения химических веществ, используемых в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, требования в области охраны окружающей среды, а также принимать меры по предупреждению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и ликвидации вредных последствий для обеспечения качества окружающей среды, устойчивого функционирования естественных экологических систем и сохранения природных ландшафтов;
— обеспечивать экологически безопасное производство, транспортировку, использование, хранение, размещение и обезвреживание микроорганизмов, разрабатывать и осуществлять мероприятия по предотвращению аварий и катастроф, предупреждению и ликвидации последствий;
— немедленно информировать органы исполнительной власти в области обеспечения радиационной безопасности о повышенных уровнях радиации, опасных для окружающей среды и здоровья человека, принимать меры по ликвидации очагов радиационного загрязнения, негативного воздействия микроорганизмов на окружающую среду.
В Российской Федерации запрещено:
— ввозить радиоактивные и опасные отходы из иностранных государств, а также затапливать или производить отправку в целях захоронения в космическое пространство радиоактивных отходов и ядерных материалов;
— применять токсичные химические препараты, не подвергающиеся распаду;
— производить, разводить и использовать растения, животных и другие организмы, не свойственные естественным экологическим системам, а также созданные искусственным путем, без разработки эффективных мер по предотвращению их неконтролируемого размножения;
— производить сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
- размещать опасные отходы и радиоактивные отходы на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
— производить захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов.
Ввоз тепловыделяющих сборок ядерных реакторов, произведенных на территории иностранного государства, осуществляется на основании положительного заключения специальной комиссии. Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды. Охрана озонового слоя атмосферы от экологически опасных изменений обеспечивается посредством регулирования производства и использования веществ, разрушающих озоновый слой атмосферы.
В случае нарушения экологического законодательства у юридических и физических лиц отзывается лицензия. Выставляются требования об ограничении, о приостановлении или прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды. Иски о возмещении экологического ущерба или иски о неправомерности действий со стороны юридических лиц или органов государственной власти и местного самоуправления рассматриваются судебными органами.
В целях предотвращения, выявления и пресечения нарушения норм и правил, установленных законодательством в области землепользования и градостроительства осуществляется государственный, муниципальный, общественный и производственный контроль.
Государственные инспекторы в области охраны окружающей среды обязаны предупреждать, выявлять и пресекать нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и разъяснять нарушителям права, обязанности и ответственность в этой области[2]. В случае обнаружения правонарушений государственный инспектор составляет предписание. Уклонением от исполнения или несвоевременным исполнением предписаний считается непринятие мер по устранению нарушений земельного, экологического и градостроительного законодательства в сроки, определенные государственными инспекторами и их заместителями.
За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды установлена имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.
Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, а также причинившие в связи с этим вред здоровью и имуществу граждан, обязаны возместить его в полном объеме. Компенсация вреда окружающей среде осуществляется добровольно либо по решению суда. На ответчика могут быть возложены обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ. Иски о компенсации вреда окружающей среде могут быть предъявлены в течение 20 лет.
Финансовая ответственность лиц, нарушающих экологические, градостроительные нормы и правила землепользования, наступает на основании решения суда или в соответствии с расчетами, методиками и правилами, установленными законодательством РФ.
В соответствии с КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за следующие правонарушения:
1) нарушение норм, правил, требований, предписаний органов государственной и муниципальной власти, не законное решение этих органов в сфере градостроительства;
2) нарушение норм, правил, требований, предписаний органов государственной и муниципальной власти, не законное решение этих органов в сфере землепользования;
3) нарушение норм, правил, требований, предписаний органов государственной и муниципальной власти, не законное решение этих органов в сфере охраны окружающей среды;
4) нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения правил и гигиенических нормативов;
5) нарушение законодательства, связанного с экологически ми требованиями;
6) причинение ущерба, уничтожение, повреждение или снос пунктов государственных геодезических сетей либо стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды и ее загрязнением, входящих в государственную наблюдательную сеть;
7) нарушение правил (стандартов, норм) проведения работ: поиска, разведки, добычи (вылова), пользования объектами животного мира;
8) нарушение правил ввоза, вывоза, выращивания растений и объектов животного мира при карантине.
Перечень лиц, имеющих полномочия привлекать к административной ответственности в области охраны окружающей среды, определяется Правительством РФ. Надзор в области градостроительства и земельных отношений ведет прокуратура РФ.
Государственный земельный контроль осуществляется в тесном взаимодействии с органами представительной и исполнительной власти, органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора), санитарного и архитектурно-строительного надзора, правоохранительными, лесохозяйственными, водохозяйственными, сельскохозяйственными и другими органами.
Органы Минприроды России имеют право в административном порядке налагать штрафы при нарушении земельного законодательства за:
1) самовольное занятие земельных участков;
2) нерациональное использование сельскохозяйственных земель;
3) невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв;
4) использование земельных участков не по целевому назначению, а также способами, приводящими к порче земель;
5) систематическое невнесение платежей за землю;
6) захламление земель;
7) порчу и уничтожение плодородного слоя почвы;
8) нарушение сроков возврата временно занимаемых земель, невыполнение обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
9) проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель;
10) искажение сведений о состоянии и использовании земель;
11) нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков и сокрытие информации о наличии свободного земельного фонда;
12) уничтожение межевых знаков1.
Административная ответственность предусматривает наказание в виде: предупреждения; административного штрафа; возмездного изъятия орудия совершения или предмета административного правонарушения или его конфискации; лишения специального права, предоставленного физическому лицу; административного ареста; дисквалификации; административного приостановления деятельности.
Уголовная ответственность физических лиц в сфере охраны окружающей среды, землепользования и градостроительства регулируется УК РФ и наступает при наличии вреда здоровью человека либо крупного ущерба экологической системе, окружающей среде. Уголовное преследование осуществляется, если производится охота на животных, уничтожение растений, вылов рыбы на территории заповедника, а также если происходит уничтожение живых организмов и почв, занесенных в Красную книгу РФ.
Приказ Минприроды России от 25 мая 1994 г. № 160 "Об утверждении Инструкции но организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России".