Права и обязанности граждан
Граждане и юридические лица могут осуществлять различные виды пользования объектами животного мира:
• охоту – ружейную, самоловную, псовую, с ловчими птицами, выслеживание с целью добычи, преследование и саму добычу диких зверей и птиц;
• рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих, – морское, морское прибрежное, озерно-речное, промышленное, спортивное;
• использование и извлечение полезных свойств жизнедеятельности – почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений (жуков, бабочек, муравьев, пчел);
• изучение и исследование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных и эстетических целях с изъятием либо без изъятия из среды обитания (наблюдение, мечение, фотографирование без специального разрешения, бесплатно);
• получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира (гагачьего пуха, меда, воска).
Лица, использующие объекты животного мира, имеют право:
• пользоваться такими объектами, предоставленными для этих целей;
• пользоваться без разрешения объектами животного мира, приобретенными для расселения на закрепленной территории, если эти объекты животного мира содержатся в полувольных условиях;
• собственности на добытые объекты животного мира и продукцию, полученную от них;
• реализовывать произведенные продукцию и изделия;
• заключать договоры с юридическими лицами и гражданами на использование ими объектов животного мира с одновременной выдачей именных разовых лицензий;
• вести подсобное хозяйство, включая переработку продукции, полученной в процессе осуществления разрешенных видов пользования животным миром, и производить изделия из объектов животного мира.
В арсенале прав пользователей также их возможности:
• на предоставленных в пользование территориях получать земельные участки в производственных и иных целях в порядке, установленном гражданским, земельным, водным и лесным законодательством;
• возводить на них постоянные или временные постройки, сооружения и дороги, необходимые для осуществления хозяйственной деятельности, связанной с пользованием животным миром;
• оказывать воздействие на среду обитания животного мира, улучшающее его состояние (по согласованию с землевладельцами, владельцами земель лесного фонда, специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания);
• предъявлять иски за ущерб, причиненный неправомерными действиями, повлекшими за собой гибель объектов животного мира, ухудшение среды их обитания, необоснованное ограничение права пользования животным миром, права собственности на полученную продукцию, а также в случаях прекращения права пользования животным миром при изменении статуса земель с учетом упущенной выгоды.
Наряду с правами пользователи животным миром обязаны:
• осуществлять указанные в лицензии виды пользования животным миром;
• соблюдать установленные правила, нормы и сроки пользования животным миром;
• применять при пользовании животным миром способы, не нарушающие целостности естественных сообществ;
• не допускать разрушения или ухудшения среды обитания объектов животного мира;
• осуществлять учет и оценку состояния используемых объектов животного мира, а также оценку состояния среды их обитания;
• проводить необходимые мероприятия по охране и воспроизводству объектов животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения;
• оказывать помощь государственным органам в осуществлении охраны животного мира;
• применять при пользовании животным миром гуманные способы.
Определенным в законодательстве и важным направлением использования и охраны объектов животного мира является осуществление пользования ими способами в соответствии с общими принципами гуманности, не допускающими варварское, мучительное и жестокое обращение с животными.
Этот принцип в отношении изъятых из окружающей среды объектов животного мира реализуется при участии норм гражданского права – ст. 137 ГК РФ, согласно которой к животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное. При осуществлении имущественных прав на животных не допускается жестокое обращение с ними, противоречащее принципам гуманности.
Согласно ст. 241 ГК РФ в случаях, когда собственник домашних животных обращается с ними в явном противоречии с установленными на основании закона правилами и принятыми в обществе нормами гуманного отношения к животным, эти животные могут быть изъяты у собственника путем их выкупа лицом, предъявившим соответствующее требование в суд. Цена выкупа определяется соглашением сторон, а в случае спора – судом.
Отношения людей и животных, изъятых из окружающей среды, неоднократно подвергались обсуждению в российском обществе, в союзах и обществах охраны животных, собаководов, любителей кошек, голубей: уголовная ответственность за жестокое обращение с животными уже предусматривается в ст. 245 УК РФ, которая применяется крайне редко.
В субъектах РФ, в крупных городах, муниципальных образованиях принимаются и действуют законы о правилах содержания в квартирах и выгула на улицах, площадях и скверах собак и кошек, недопущении к ним жестокого обращения, создании условий для передержек и домов для бездомных и отбившихся диких животных.
Гуманное отношение к животным и правовая охрана животного мира должны быть конкретными и поэтому включать установление ограничений и запретов на использование объектов животного мира, предусматривать сохранение среды их обитания, переселение, гибридизацию и регулирование численности. Юридические и физические лица должны принимать меры по предотвращению заболеваний и гибели объектов животного мира при проведении сельскохозяйственных работ (агротехнических, биологических мероприятий), эксплуатации ирригационных и мелиоративных систем, транспортных средств, линий связи и электропередачи, трубопроводов, применении химических препаратов защиты растений.
Запрещается выжигание растительности, хранение и применение ядохимикатов, удобрений, опасных для животного мира сырья и отходов, без осуществления мер, гарантирующих предотвращение заболеваний и гибели объектов животного мира и ухудшения среды их обитания. В целях уменьшения воздействия на животный мир применение химических препаратов защиты растений и других препаратов должно сочетаться с осуществлением агротехнических и биологических мероприятий. К сожалению, эта норма носит в основном рекомендательный характер, хотя в КоАП РФ и УК РФ предусматриваются наказания за нарушения этих требований, которые применяются не часто.
Особенно важно предотвращение заболеваний и гибели при акклиматизации новых для фауны РФ объектов животного мира, их переселение в новые места обитания, которые, как и гибридизация, допускаются только по разрешению соответствующих специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира. Для предотвращения заболеваний и гибели животных, ущерба народному хозяйству, устранения угрозы для жизни и здоровья человека, предохранения от болезней сельскохозяйственных и других домашних животных регулируется численность отдельных объектов животного мира. Такое регулирование должно осуществляться способами, исключающими мучения и причинение вреда другим объектам животного мира. Все это допускается лишь при наличии заключения компетентных научных организаций с учетом требований экологической безопасности, чтобы эксперименты над объектами животного мира не вышли из-под человеческого контроля, не привели к катастрофе, которой нас пугают некоторые зарубежные фильмы об опытах с акулами, дельфинами, ящурами.
В ряде зарубежных стран развернуты кампании по прекращению мучений, заболеваний и гибели животных. По данным министерства сельского хозяйства США только в одной этой стране ежедневно на убой отправляется 22 млн домашних животных, которых до этого содержат в ужасающих условиях системы интенсивного выращивания, калечат, не применяя анестезии, перевозят в тесных и душных контейнерах. 200 млн диких особей становятся ежегодно жертвами охотников, многие используются в биохимических исследованиях и тестировании новой продукции.
Согласно закону Великобритании до начала опыта надо соотнести возможный ущерб, наносимый испытуемым животным, с выгодой от удачного проведения опыта; жестокое обращение с животными считается противоправным, если речь идет о страданиях, причиняемых исключительно ради удовольствия, забавы или удобства.
Причину диссонанса между добрым отношением к животным и доведением их до гибели многие видят в статусе собственности на них; дикие звери – достояние государства, домашние – могут быть в частной собственности, и страдания собственника из-за невозможности в полной мере пользоваться животным ставятся выше, чем страдания и гибель животных. Рассматривая иски к фермерам, калечащим и губящим животных, суды исходят из того, что собственник не будет умышленно и беспричинно портить и умерщвлять их, зная, что тем самым он понижает его денежную ценность. Джина Лоллобриджида и другие поборники защиты животных призывают к выработке к ним равного отношения, ведь преодолело человечество право собственности на рабов, крепостных, испытывавших душевную и физическую боль [1].
Участниками фаунистических правоотношений наряду с физическими и юридическими лицами становятся и специализированные антимонопольные органы. Нормы об антимонопольных требованиях присутствуют в большинстве природоресурсных законов и направлены на конкретную реализацию требований ч. 2 ст. 34 Конституции РФ о недопущении экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Предусмотренные Федеральным законом "О животном мире" антимонопольные требования имеют большое значение для судебной и административной практики. Положение об аукционе на право пользования охотничьими угодьями (территориями, акваториями) нередко утверждается постановлениями администрации, губернатора и подвергается оспариванию.
Примеры
1. Спор по иску прокурора о лицензировании охотпользования в Ивановской области содержал ссылку на нарушение антимонопольных требований, заключавшееся в отсутствии согласований и невыявлении иных претендентов на пользование животным миром. После нескольких судебных разбирательств Президиум ВАС РФ указал, что вывод о нарушении антимонопольных требований не обоснован без указания на нарушения антимонопольного законодательства, а доказательств о наличии иных претендентов на пользование охотничьими угодьями в деле не имеется.
2. В одном из решений Арбитражного суда Ивановской области указывается, что област ная общественная организация охотников и рыболовов длительное время является законным пользователем охотничьих угодий и согласно ч. 3 ст. 36 Федерального закона "О животном мире" имеет приоритет в предоставлении животного мира в пользование на конкретной ранее занимаемой территории перед иными претендентами. К тому же доказательств наличия заявок других организаций на момент подписания договора истец не представил (добавим, что выполнения вышеуказанных требований ст. 447–449 ГК РФ в деле также не обнаружено).
3. Хакасское территориальное управление по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства признало действия Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Республики Хакасия противоречащими ч. 3 ст. 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", запрещающей совмещение функций федеральных органов исполнительной власти с функциями хозяйствующих субъектов [2], и выдало предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.