Права и обязанности
В отличие от младших школьников, для которых значимо строгое выполнение обязанностей, что во многом служит основанием для их положительной самооценки, подростки ориентированы преимущественно на активное отстаивание своих прав при пренебрежении обязанностями. Отсюда вытекает одна из основных проблем, формулируемых подростками, – отсутствие желаемой свободы.
"Мама считает, что я мал и ни на что не имею права. Вот, например, хочет, чтобы я сидел с ней дома и смотрел телевизор. Все во дворе гуляют или куда-нибудь едут, а я должен сидеть дома. Конечно, я начинаю злиться и грубить, но ведь и она на меня кричит. Если ей можно, то почему мне нельзя? Она сама мне пример подает. Может, это ей к психологу надо?"
Артем, 14 лет
Причин этого явления несколько. Во-первых, деформация развития прав и обязанностей в более ранних возрастах. Если вспомнить младших школьников, то можно заметить, что они знают намного больше своих обязанностей, чем прав, и считают эту ситуацию нормальной. К примеру, на вопрос, что имеет право сделать школьник, если учительница на него несправедливо накричала, многие отвечают:
"Извиниться, дать дневник, а завтра прийти с родителями". Понятно, что такой перекос обязанностей над осознанием и принятием прав в младшем школьном возрасте заставляет подростков добиваться его устранения.
Во-вторых, одностороннее понимание взросления – родителями как процесса накопления только обязанностей, а подростками как необходимости предоставления им новых прав. Действительно, многие родители с взрослением подростка все больше требуют от него, т.е. делают акцент на обязанностях, но стараются сохранить права в детском варианте. И напротив, многие подростки, заставляя родителей предоставлять им новые права, не спешат принимать на себя дополнительные обязанности.
В-третьих, отсутствие в современной культуре с неопределенными ценностями, размытыми половыми ролями четко выраженных нормативных требований к обязанностям подростков как будущих взрослых. Здесь можно вспомнить традиционные общества, в которых мальчиков и девочек с самого рождения ориентировали на их будущие обязанности.
"Показ мужских и женских работ включали уже в первые обряды, проводимые над детьми публично. Когда мать и дитя впервые показывались из дома, один из мужчин начинал рубить дерево или полоть, складывать камни в кучу, вскапывать землю, возвещая таким образом, что новорожденный мальчик будет строить террасы, обрабатывать землю. При первом выносе девочки одна из женщин начинала ткать на ручном станке, прясть или красить нитки, плести корзину или толочь рис, т.е. демонстрировать женские умения"[1].
Для устранения конфликтов вокруг прав и обязанностей необходимо решить два вопроса: о количественном их соотношении и содержательном наполнении. Что касается первого, то обычно человек имеет равное количество прав и обязанностей. Чем взрослее он становится, тем больше обязанностей на него возлагают, и тем больше прав он приобретает. На этой основе можно договориться об уравнивании количества прав и обязанностей подростка. Труднее решается вопрос о содержании обязанностей, которыми предстоит овладеть подростку. Поскольку сегодня общество слабо влияет на определение их содержания, то обсуждать эту проблему придется в каждой конкретной семье исходя из принимаемого в ней эталона взрослого человека.
"У меня нет четких обязанностей: обязательно сделать то-то тогда-то. Но в целом мои права и обязанности равны. Все, что в пределах разумного, родители мне разрешают, да и я сама их требования понимаю. Например, если говорят: прийти на даче не позднее 11 часов, – я прихожу. Понимаю, что родители будут волноваться".
Марина, 15 лет
Интересно, что многие подростки претендуют на те права, которые еще не умеют в данный момент использовать. Как отмечают многие исследователи, часто подростки далеко не выглядят счастливыми, когда родители в конце концов соглашаются позволить им принимать самостоятельные решения. Они могут начать вести себя еще хуже, чтобы вынудить родителей вернуться к контролю над ними. Таким образом, у подростков наблюдается, с одной стороны, стремление к правам и порой излишне эмоциональное отстаивание их, а с другой – страх их использования.
Взрослым следует помнить, что подросткам необходимо в целях полноценного развития иметь право на одушевленное и неодушевленное пространство (свою компанию, свою девушку и свою комнату). Причем подростки, как правило, стремятся внешне "пометить" свое пространство: значками, эмблемами на одежде, плакатами на стенах своей комнаты или части ее. И если по квартире не заметно, что в ней живет подросток: отсутствуют его "метки", то можно предположить наличие ущемления родителями его прав.
Особое значение для подростка имеет его комната. Некоторые родители жалуются, что их сын или дочь, достигшие подросткового возраста, постоянно держат закрытой дверь в свою комнату, а иногда требуют, чтобы родители стучали, входя к ним. Необходимо понимать, что в данном случае комната символизирует достаточно хрупкий внутренний мир подростка, который он защищает от вторжения.
"Мое самое любимое место дома – моя комната. Там я могу быть сама собой. Я хочу в ней шкаф поперек поставить, чтобы не видно было ничего из коридора".
Лариса, 14 лет
"Родители не дают спокойно жить. Дело в том, что я хочу, чтобы моя комната была моей комнатой, а не проходной.
А родители этого не понимают: тут я должен убрать, плакаты вешать нельзя, дверь закрывать нельзя – просто ужас!"
Миша, 13 лет
"У меня нет своей комнаты. Комнату, в которой я живу, приходится делить со своей сестрой. А я хотела бы иметь свое, пусть небольшое, место, где бы я могла побыть одна".
Аня, 16 лет
В подростковом возрасте меняется отношение к запретам: если младший школьник стремился им соответствовать, то теперь становится значимым именно нарушение запретов, что также является следствием формирующегося чувства взрослости. По мнению подростков, следовать запрету или совету родителей – значит быть маленьким, а нарушать их – быть взрослым.
"Сколько раз на дню я говорю ей одно и то же: не раскидывай свои сумки в прихожей, не грязни на столе, не забудь убраться в комнате! Но все мои слова остаются не услышанными".
Марина Алексеевна, мама 16-летней Кати
Педагогам и родителям следует иметь в виду, что слишком жесткое настаивание на соблюдении запретов может привести к уходу подростка на улицу или – в самом тяжелом случае – в небытие, т.е. обусловить бродяжничество и суицид. Предполагается, что одним из крайних, но вполне возможных вариантов нарушения запретов является применение подростками насилия в отношении родителей.
"Я вообще-то уже много раз не ночевал дома. Первый раз сбежал в седьмом классе, но не целую ночь гулял, а часов до десяти. Были плохие оценки, я решил отдохнуть от родителей и пошел погулять, а потом ушел на двое суток. Я думал, что изменится их отношение ко мне: будут волноваться, испугаются за меня. Потом часто бегал после их слишком больших условий. Мама волновалась, написала заявление, и меня поставили на учет в милицию. Ну а теперь мне уже настолько стало все равно, что и бежать не хочется".
Саша, 15 лет
"Сегодня я подошла к нему и четко сказала: “За курение в форточку – вот на мне ремень, я буду тебя бить”, – потому что он кроме битья вообще ничего не понимает. К сожалению, это так. Я понимаю, что это неправильно, просто не знаю, что делать. Отец давно уже придерживается мнения, что кроме битья мальчик ничего не боится.
А однажды, когда мы с мужем “гайки” начали закручивать после его всяких выкидонов, он говорит: “Ну что мне остается? Только выброситься из окна!” Я сразу испугалась, что у ребенка такие мысли возникают. Но все равно я буду его бить, потому что с ним нельзя иначе".
Марина Ивановна, мама 15-летнего Саши
Из газетного сообщения
"...Практически в упор сын выстрелил в отца. А когда тот упал, по всем киллерским канонам добил его контрольным выстрелом в голову. Труп сынок, потянув за руки, дотащил до чуланчика и сбросил в подпол. Быстренько затер кровавые следы и спрятался в зале. Через 15 минут пришла мать. Она пошла в кухню готовить еду... Миша прицелился прямо через матовое стекло и снова выстрелил – теперь уже в мать..."
"Московский комсомолец", 11 июня 2002 г.
Подростки остро восстают не только против родительских, но и учительских запретов. Педагогам необходимо научиться общаться со школьниками без применения "родительской лексики", основывающейся на активном использовании глаголов повелительного наклонения ("сделай", "пойди", "убери" и т.п.) и глагола "должен" ("ты должен сделать..."). Например, фразу: "Запишите задание!" разумнее заменить на: "Давайте запишем задание...", а указание: "Вы должны выполнить упражнение!" на предложение: "А теперь вы можете приступить к выполнению упражнения".
"Если бы отец говорил мне: “Саша, давай сделаем это...” Или вот на дачу поехали и там не просто “Давай, помогай разгружать!” или “Дырки просверли в стене”, а “Саш, не мог бы помочь?”, – я бы все делал. Но он всегда: “Иди!..”, “Принеси!..”, а я и не делаю ничего".
Саша, 15 лет
К концу подросткового возраста начинается этап категорического отстаивания прав; появляется их критическое осмысление, соотнесение с жизненной реальностью. Меняется отношение и к обязанностям: они становятся в большей степени внутренними, т.е. обязанностями перед самим собой. Уменьшается количество обязанностей, за исполнением которых следят взрослые. Большинство обязанностей выполняется в соответствии со сформировавшимися внутренними нормами и ценностями.
"В последнее время возросла ответственность за свои поступки. Я и сам чувствую, что стал более серьезным и исполнительным. Приятно, когда доверяют серьезные взрослые дела".
Эльдар, 15 лет
Безусловно, часть подростков на неопределенно долгое время "застревает" на этапе отстаивания прав при пренебрежении к обязанностям, но такое "застревание" можно наблюдать не только среди подростков.