Права на исполнение

Специальные нормы ГК о правах на исполнение на базе общих положений уточняют понятие исполнителя. Прежде всего в качестве синонима исполнитель именуется автором исполнения. Это уточнение сразу же создает ощущение, что артистическое исполнение – это нечто совершенно конкретное, это самостоятельный объект, у которого имеется автор, т.е. создатель исполнения. Это особенно важно, поскольку любое артистическое исполнение, тем более без аудиозаписи, без фонограммы производит впечатление чего-то эфемерного, нереального в объективном смысле этого понятия.

Далее, подробным, хотя и не исчерпывающим образом перечислены виды артистов-исполнителей. Это в первую очередь актер, певец, музыкант или танцор.

Виды как исполнений, так и артистов-исполнителей могут расширяться за счет других артистических исполнений. Поэтому артистом-исполнителем может признаваться любое другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет или играет на музыкальном инструменте.

Кроме того, в определении исполнителя появились несколько непривычные на первый взгляд словосочетания вроде "исполнения произведения литературы". На самом деле актеры любого драматического театра, исполняя роли в поставленной в театре пьесе, действительно исполняют данное драматургическое литературное произведение.

В круг исполняемых артистами произведений, наряду с произведениями литературы, входят произведения искусства или народного творчества. В число объектов исполнения включены также эстрадные, цирковые и кукольные номера.

Изложенные характеристики относятся к форме внешнего выражения, т.е. объективизации исполнения. Наряду с этим важным критерием охраноспособности артистического исполнения остается творческий характер труда автора исполнения, иными словами, факт самостоятельного создания им соответствующего артистического исполнения. Иначе говоря, исполнение не должно быть прямым заимствованием формы, манеры, приемов и т.п. свойств других исполнителей.

Другими авторами исполнения (исполнителями) являются режиссер-постановщик спектакля и дирижер. Объектом исполнения режиссера-постановщика спектакля служит такой вид исполнения, как постановка театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления.

Иными словами, то, что ставит режиссер-постановщик, т.е. автором какого исполнения он является, именуется как спектаклем, так и представлением. Эти понятия юридически являются синонимами, фактически же их применение к отдельным видам постановок зависит от объекта постановки. Термином "спектакль" обычно обозначается традиционная театральная постановка. Представлениями, как правило, именуются цирковые, эстрадные и подобные им зрелищные постановки.

Круг действий, выполняемых режиссером-постановщиком как исполнителем спектакля, очень широк. Он включает, наряду с сугубо творческим началом, неповторимыми трактовками, интерпретацией, прочтением, приемами выражения сути произведения, лежащего в основе постановки (пьесы, либретто, балета и т.п.), и работы с артистами-исполнителями, в том числе в процессе репетиций, технические, хозяйственные, организационные, кадровые и другие подобные мероприятия. Однако в основе признания за режиссером-постановщиком смежных прав на исполняемое театрально-зрелищное представление лежит в первую очередь творческий характер труда режиссера-постановщика.

Аналогичны и основания признания смежных прав за дирижером эстрадного, симфонического или другого оркестра. Дирижер, осуществляющий дирижирование оркестром, создает (с предшествующими порой многочисленными репетициями) исполнение песни, симфонии, оперы или другого музыкального произведения. В основе его смежных прав также лежит творческий труд по созданию конечного результата его творческой деятельности – оркестрового исполнения, подчиненного его самостоятельному, не свойственному другим исполнителям дирижерскому замыслу исполнения конкретного музыкального произведения.

Следует также напомнить, что в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 1304 ГК все исполнения – как исполнения артистов- исполнителей и дирижеров, так и постановки режиссеров- постановщиков спектаклей – являются объектами смежных прав только при условии, если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств (аудио-, видеозаписи, в том числе в цифровой форме).

Многие объекты смежных прав являются результатом интеллектуального труда коллективов исполнителей. Поэтому смежные права на совместное исполнение принадлежат тем, кто принимал творческое участие в его создании.

К числу субъектов смежных прав на совместное исполнение, т.е. членов коллектива исполнителей, относятся такие творческие личности, как актеры, занятые в спектакле, оркестранты, артисты балета, включенного в театрально-зрелищное представление. При этом не имеет значения, образует ли исполнение отдельных членов коллектива исполнителей неразрывное целое или совместное исполнение состоит из самостоятельно значимых элементов.

Актуальная проблема осуществления смежных прав на совместное исполнение разрешается путем предоставления права на их осуществление руководителю коллектива исполнителей, т.е. по существу руководителю соавторов совместно созданного исполнения. В случае отсутствия в коллективе исполнителей такого лица, например когда коллектив образуют два лица – музыкант и певец, смежные права на совместное исполнение осуществляются членами коллектива исполнителей совместно. Иной порядок осуществления смежных прав на совместное исполнение, например их осуществление одним из исполнителей по поручению другого или других, должен быть предусмотрен соглашением между членами исполнительского коллектива.

ГК не содержит термина "соавторы исполнения". Однако коль скоро согласно ст. 1315 исполнитель именуется автором исполнения, вполне логично членов коллектива исполнителей, создавших совместное исполнение, именовать соавторами данного исполнения.

Весьма важным является правило п. 2, в силу которого при создании совместного исполнения, образующего неразрывное целое, ни один из членов коллектива исполнителей, каким бы маститым он ни был, не вправе запретить использование этого исполнения. Исключение из этого правила возможно. Однако для реализации своеобразного "права вето" соавтор исполнения должен выдвинуть "достаточные", т.е. очень веские основания. Например, если элемент совместного исполнения имеет самостоятельное значение, т.е. может использоваться независимо от других элементов (например, музыкальный элемент песенного исполнения), данный элемент может использоваться создавшим его исполнителем по своему усмотрению. Иное, т.е. использование элемента, имеющего самостоятельное значение, лишь с согласия других авторов совместного исполнения, должно быть предусмотрено соглашением между членами коллектива исполнителей.

Практически очень важным является вопрос о правовом регулировании отношений членов коллектива исполнителей, связанных с распределением доходов от использования совместного исполнения (п. 3 ст. 1229 ГК). То есть эти доходы распределяются между всеми соавторами исполнения поровну. Иное распределение должно быть предусмотрено соглашением между ними.

Каждый из членов исполнительского коллектива имеет право сам принимать меры по защите смежных прав не только в случае, когда его исполнение имеет в рамках совместного исполнения самостоятельное значение, но и тогда, когда совместное исполнение, такое как, например, театральная постановка, образует неразрывное целое.

В отличие от авторских интеллектуальных прав, предусматриваемых в отдельных статьях применительно к личным неимущественным правам (ст. 1265–1269), имущественному (исключительному) праву (ст. 1270) и их ограничениям

(ст. 1273,1274), применимых к любому произведению науки, литературы и искусства, смежные личные неимущественные права и имущественное (исключительное) право на исполнение, а также ограничения этих прав (ст. 1273,1274) регламентируются в статьях ГК, посвященных только смежным интеллектуальным правам исполнителя (ст. 1315–1321 ГК). То же самое имеет место и в отношении смежных прав и их ограничений других субъектов (изготовителей фонограмм, вещательных организаций и др.).

Статья 1315 ГК предоставляет исполнителю исключительное право на исполнение, а также такие права неимущественного характера, как право авторства, право на имя и право на неприкосновенность исполнения. Основывающиеся на общей норме ст. 1226 ГК об исключительном праве как имущественном праве и о личных неимущественных правах как интеллектуальных правах, возникающих в отношении результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, правила ст. 1315 конкретизируют ОГЛАВЛЕНИЕ данных прав применительно к исполнителям как субъектам интеллектуальных смежных прав на исполнения.

Право авторства исполнителя составляет легальная, т.е. основанная на законе, возможность признаваться автором (создателем) исполнения. Более пространна трактовка права исполнителя на имя. ОГЛАВЛЕНИЕ данного права составляет законная, т.е. легальная возможность исполнителя указывать свое имя или псевдоним на экземплярах фонограммы и в иных случаях использования исполнения, например в вещаниях организаций эфирного и кабельного вещания.

В случае использования совместного исполнения (п. 1 ст. 1314 ГК) право на имя означает право на указание наименования коллектива исполнителей (например, ансамбль "Виртуозы Москвы" под управлением В. Спивакова). Из этого правила имеется исключение, когда характер использования исполняемого произведения не позволяет указывать имя ни исполнителя, ни исполнительского коллектива, т.е. когда исполнение не фиксируется на каком-либо материальном носителе.

Право на неприкосновенность исполнения трактуется как основанная на законе возможность защищать исполнение от всякого искажения. Искажение может выражаться во внесении в запись или в сообщение в эфир либо по кабелю изменений, приводящих к извращению смысла или к нарушению целостности восприятия исполнения. Иначе говоря, исполнитель может реализовать свое смежное право на защиту исполнения от искажения, если докажет не только сам факт внесения в запись исполнения или в вещание в эфир или по кабелю без его согласия какого-либо изменения, но и то, что указанное изменение извратило смысл или нарушило целостность восприятия исполнения. Подобная норма способна усложнить реализацию исполнителем своего права на неприкосновенность исполнения.

Отмечавшаяся ранее органическая связь исполнений с авторскими произведениями требует скрупулезного юридического оформления процессов создания и использования исполнений как объектов смежных прав в целях недопущения нарушения охраняемых законом авторских прав авторов исполняемых произведений (пьес, стихов, музыкальных и иных произведений). Поэтому п. 2 ст. 1315 ГК предписывает осуществление исполнителями своих прав при строгом соблюдении прав авторов исполняемых произведений.

Несмотря на неоднократно отмечавшуюся тесную связь смежных прав с авторскими, эти категории являются самостоятельными видами прав на результаты интеллектуальной деятельности, регулируемыми отдельными главами части четвертой ГК. Поэтому в п. 3 ст. 1315 ГК подчеркивается признание и действие исполнительских прав независимо от наличия и действия авторских прав на исполняемое произведение, охраняемое нормами авторского права.

Как любые другие личные неимущественные права, авторство, имя исполнителя и неприкосновенность исполнения охраняются без ограничения каким-либо сроком.

Пожизненным сроком ограничены лишь полномочия лица, на которое исполнитель возложил охрану своего имени и неприкосновенности исполнения после своей смерти. Это лицо указывается исполнителем в завещании в порядке, установленном для назначения душеприказчика, т.е. исполнителя завещания.

В соответствии со ст. 1134 ГК душеприказчик не обязательно должен быть наследником исполнителя. Согласие гражданина охранять имя исполнителя и неприкосновенность исполнения должно быть выражено в его собственноручной надписи на завещании или в заявлении, приложенном к завещанию, или в заявлении поданном нотариусу в течение месяца со дня открытия наследства.

Гражданин признается также давшим согласие на охрану имени исполнителя и неприкосновенности исполнения после смерти исполнителя, если он в течение месяца со дня открытия наследства фактически приступит к соответствующим охранительным действиям. Хотя в силу п. 1 ст. 1316 ГК лицо, указанное исполнителем, осуществляет свои полномочия пожизненно, можно полагать, что после открытия наследства суд может освободить это лицо от охранительных полномочий как по просьбе самого данного лица, так и по просьбе наследников. Но это может быть сделано только при наличии обстоятельств, препятствующих исполнению гражданином охранительных обязанностей (тяжелая болезнь, отъезд на постоянное место жительства за границу и т.п.).

Если исполнитель не сделал никаких указаний о том, на кого он возлагает охрану своего имени и неприкосновенности исполнения после своей смерти, или назначенное исполнителем лицо откажется от осуществления соответствующих полномочий, а также в случае смерти данного лица согласно абз. 2 п. 2 ст. 1316 ГК охрана имени исполнителя и неприкосновенности исполнения может осуществляться его наследниками, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами.

Исключительное право на исполнение традиционно понимается как право исполнителя использовать исполнение любым не противоречащим ГК способом. Это право базируется на общих нормах ст. 1229 ГК об исключительном праве (ст. 1229 ГК). Как любой другой обладатель исключительного права, исполнитель может распоряжаться своим исключительным правом на исполнение.

Статья 1317 ГК предусматривает девять наиболее типичных из числа не противоречащих закону способов использования исполнения. На первом месте стоит такой способ, как сообщение в эфир, т.е. сообщение исполнения для всеобщего сведения посредством его передачи по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением кабельного телевидения (подп. 1 п. 2).

В соответствии с ГК под сообщением понимается любое действие, посредством которого исполнение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия.

При этом не имеет значения, воспринимается ли исполнение фактически публикой, важно лишь, что оно доступно для восприятия неопределенным кругом лиц.

При сообщения исполнения в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых исполнение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приема публикой (в частности, при помощи спутниковых антенн).

Нормы ст. 1317 ГК учитывают положения Конвенции о распространении несущих программ сигналов, передаваемых через спутники.

Вторым по массовости является такой способ использования исполнения, как его сообщение по кабелю, под которым понимается сообщение для всеобщего сведения посредством передачи исполнения по радио или телевидению, в том числе путем ретрансляции при помощи различных технических средств, таких как, в частности, кабель, провод или оптическое волокно.

Важным и ставшим уже традиционным способом использования исполнения служит его запись, т.е. фиксация звуков и (или) изображения или их отображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение. Имеются в виду фонограммы и видеозаписи на различных материальных носителях и их отображения в цифровой форме.

Широко применяется такой способ, как воспроизведение записи исполнения, под которым понимается изготовление одного и более экземпляра фонограммы либо ее части. Воспроизведением считается также запись исполнения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ. Исключение из этого правила составляют случаи, когда такая запись является временной и она одновременно служит, во-первых, неотъемлемой и, во-вторых, существенной частью определенного правомерного технологического процесса. Целью, притом единственной, данного процесса является правомерное использование записи или аналогичное доведение исполнения до всеобщего сведения. Подобная запись может быть сделана, например, на международном музыкальном конкурсе музыкантов-исполнителей в целях прослушивания исполнений конкурсантов и определения победителей.

Запись исполнения может распространяться также традиционным путем продажи или иного отчуждения ее оригинала или экземпляров. При этом экземпляры являются копиями записи, сделанными на любом материальном носителе (компакт-диске, видео- или кинопленке и т.п.).

Использование исполнения путем его сообщения в эфир или по кабелю может сопровождаться действиями, осуществляемыми в отношении записи исполнения, посредством которых исполнение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой. Эти действия также рассматриваются в качестве самостоятельного способа исполнения.

Еще одним способом использования исполнения служит доведение записи исполнения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к этой записи из любого места и в любое время по собственному выбору. Данный способ предполагает наличие у пользователя доступа к исполнению при помощи сети Интернет.

Публичное исполнение записи исполнения, т.е. любое сообщение записи с помощью технических средств, рассматривается в качестве способа его использования при наличии ряда дополнительных условий. Публичное исполнение записи исполнения должно, во-первых, происходить в месте, открытом для свободного посещения (например, в кафе, баре, парке), или, во-вторых, в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи (скажем, в кинотеатре, ночном клубе). В-третьих, публичное исполнение записи исполнения будет считаться использованием исполнения независимо от того, воспринимается ли запись в месте ее исполнения или в другом месте одновременно с ее сообщением.

Наконец, девятым способом использования исполнения является прокат оригинала записи исполнения или ее экземпляров, оформленный соответствующим возмездным договором.

В статьях, посвященных отдельным смежным правам (на исполнение, на фонограмму и др.), регламентируются не только смежные права соответствующих субъектов (исполнителей, изготовителей фонограмм и др.), но и ограничения этих прав, иными словами, случаи свободного использования объектов соответствующих смежных прав (ст. 1315 ГК). В отношении исполнения это отражено в п. 3 ст. 1317 ГК.

Исключительное право на исполнение при определенных условиях не распространяется на воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю, а также на публичное исполнение записи исполнения. Это ограничение имеет место при условии, что запись, во-первых, производилась с согласия исполнителя (разумеется, письменного) и, во-вторых, воспроизведение записи, ее сообщение в эфир или по кабелю либо публичное исполнение осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи исполнения, например в целях исполнения оркестровой музыкальной записи во время проведения массового спортивного мероприятия.

Если с исполнителем заключается договор о создании аудиовизуального произведения, его согласие на использование исполнения в составе данного сложного объекта презюмируется. Однако на отдельное использование звука или изображения, зафиксированных в аудиовизуальном произведении, изготовителю такого произведения необходимо заручиться согласием исполнителя, выраженным в указанном договоре.

Как и при использовании исполнения самим исполнителем, при использовании исполнения лицом, не являющимся его исполнителем, должны соблюдаться права авторов исполняемых произведений (п. 2 ст. 1315 ГК).

Срок действия исключительного права на исполнение и другие связанные с ним юридические факты имеют черты сходства с аналогичными юридическими фактами, касающимися действия исключительного права на произведение (ст. 1281– 1283 ГК). Однако между ними имеются и отдельные существенные различия. Прежде всего хотя исключительное право на исполнение также действует в течение всей жизни исполнителя, но срок его действия не может быть менее 50 лет, исчисляемых с 1 января года, следующего за годом, в котором были осуществлены исполнение, либо его запись, либо его сообщение в эфир или по кабелю. Например, если исполнение состоялось, когда исполнителю было 27 лет, а скончался он в возрасте 67 лет, исключительное смежное право на исполнение будет действовать еще как минимум 10 лет.

В случае репрессирования и последующей посмертной реабилитации исполнителя срок действия исключительного права считается автоматически продленным. В подобном случае 50 лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации исполнителя. Таким образом, если исполнитель был репрессирован в 1949 г. и посмертно реабилитирован в 1962 г., срок действия его исключительного смежного права на исполнение истечет только 31 декабря 2012 г.

Свои особенности присущи также исчислению срока действия исключительного права на исполнение в случае, если исполнитель работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней. В таком случае установленный п. 1 ст. 1318 ГК срок действия исключительного права на исполнение продлевается на четыре года. В соответствии с этим действие права на исполнение, осуществленное исполнителем – участником Великой Отечественной войны в 1965 г., скончавшимся в 1986 г., закончится не ранее 2019 г.

Наследование исключительного смежного права на исполнение осуществляется целиком по правилам перехода по наследству исключительного авторского права на произведение науки, литературы и искусства, содержащимся в ст. 1283 ГК. В соответствии с п. 2 данной статьи при определенных условиях входящее в состав наследства исключительное право на исполнение может прекратиться и исполнение перейти в общественное достояние. Указанные условия предусмотрены ст. 1151 ГК. Речь идет о случаях, когда отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все так называемые недостойные наследники отстранены от наследования (ст. 1117 ГК), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (ст. 1158 ГК).

В таких случаях имущество умершего согласно п. 2 ст. 1151 считается выморочным и переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации. Что касается исключительного права на исполнение, то оно по прямому указанию п. 2 ст. 1283 (через п. 4 ст. 1318) должно прекратиться, а исполнение перейти в общественное достояние.

Помимо основания перехода исполнения в общественное достояние, предусмотренного п. 2 ст. 1283, применяемым согласно п. 4 ст. 1318, общим основанием перехода любого исполнения в общественное достояние служит истечение срока исключительного права на исполнение. В этом случае к данному исполнению применяются правила ст. 1282 ГК.

Вместе с тем одна из норм ГК об общественном достоянии применительно к смежным правам вызывает замечание.

При всей видимой целевой ясности п. 5 ст. 1318 по нему нельзя не сделать одно серьезное замечание. В п. 5 буквально сказано, что "по истечении срока действия исключительного права на исполнение" "это право" "переходит в общественное достояние" (курсив авт. – И. 3.). На наш взгляд, в данном случае следовало бы сказать не "это право" (которое прекратилось вследствие истечения срока его действия), а "это исполнение". Подобное замечание целиком отвечает смыслу последней фразы п. 5, согласно которой правила ст. 1282 ГК применяются не к праву на исполнение, а к самому "исполнению, перешедшему в общественное достояние". В ст. 1282 также однозначно говорится о переходе в общественное достояние по истечении срока действия исключительного права на произведение науки, литературы или искусства не этого права, а самого произведения, как обнародованного, так и необнародованного.

Связанность смежных прав с авторскими явственно проявляется в отношении служебных исполнений. К правам на исполнение, созданное исполнителем в порядке выполнения служебного задания, в том числе к правам на созданное в таком же порядке совместное исполнение, соответственно, применяются правила ст. 1295 ГК о служебном произведении.

Единственное замечание на первый взгляд терминологического, а на деле сущностного характера касается формулировки создания исполнения "в порядке выполнения служебного задания". Во-первых, более точным было бы по аналогии со "служебным произведением" (ст. 1295 ГК) кратко назвать исполнение, создаваемое согласно ст. 1320 ГК, "служебным исполнением". Во-вторых, было бы корректнее говорить об исполнении, в том числе совместном, созданном в порядке выполнения не некоего абстрактного служебного задания, а, как сказано в п. 1 ст. 1295 ГК, в пределах, установленных для работника (исполнителя) трудовых обязанностей (служебное исполнение).

Территориальный принцип действия исключительного права на исполнение охватывает обширный круг юридических фактов. Действие исключительного права на исполнение распространяется на всю территорию РФ, прежде всего когда исполнитель является гражданином Российской Федерации (независимо от места исполнения) или исполнение впервые осуществлялось на территории РФ (независимо от гражданства исполнителя).

Важными факторами, влекущими распространение действия исключительного права на исполнение на всю территорию РФ, являются фиксация исполнения в фонограмме, охраняемой в соответствии с положениями ст. 1328 ГК, и включение исполнения, не зафиксированного в фонограмме, в сообщение в эфир или по кабелю, охраняемое по правилам ст. 1332 ГК. Иные случаи действия исключительного права на исполнение на российской территории могут быть предусмотрены международными договорами РФ.