Лекция 19. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Власть варьируется от состояния полной анархии до жесточайшей диктатуры. В сущности, неразрешимая антиномия между ними делает достижение более или менее приемлемого положения между этими двумя крайностями весьма трудным делом. Как показывает исторический опыт, всякая анархия, беспорядок, революция кончаются установлением самых крайних форм всевластия. Когда перестают действовать внутренние обязательства, в действие вступают внешние формы, призванные обеспечить организационные принципы в обществе.

Существует своего рода закономерность: чем меньше мы способны обуздывать свои внутренние стихийные побуждения, особенно деструктивные, тем больше вероятность их подавления извне помимо нашей воли и желаний. Если в обществе господствуют нетерпимость, анархия, хаос, война всех против всех, то рано или поздно это кончается установлением той или иной формы диктатуры. А диктатура, в свою очередь, ведет к полному подавлению всех прав и свобод человека. В Новое время более или менее приемлемое решение данной проблемы было найдено на путях создания политической демократии и правового государства, где, как уже говорилось, ключевое место занимает защита прав и свобод человека.

Права и свободы человека в правовом государстве

Ценности, принципы, идеи прав и свобод человека, гражданского общества и правового государства и т.п. прошли весьма сложный и трудный путь становления и дальнейшего развития. В концептуальном плане идея прав человека была выдвинута мыслителями Нового времени либеральной ориентации, такими как Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, И. Кант, Т. Джефферсон и др. Впервые понятие "права человека" встречается в "Декларации прав человека и гражданина", принятой в ходе Великой французской революции в 1789 г., хотя ее начатки можно встретить в английской "Великой хартии вольностей" (1215 г.) и английском "Билле о правах" (1689 г.).

Еще до французской декларации в Декларации независимости США (1776 г.) говорилось: "Мы считаем самоочевидными истины: что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью; что для обеспечения этих прав люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых".

В качестве общепризнанной международно-правовой нормы эта идея была утверждена во "Всеобщей декларации прав человека", принятой 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей. В ней констатировалось, что каждый человек независимо от расы, национальной принадлежности, религии, языка, пола наделен комплексом прав на жизнь, свободу и собственность. Это положение Декларации стало одной из ключевых составляющих международного права. В той или иной форме оно зафиксировано в конституциях почти всех стран с демократической формой государственного устройства.

Как уже отмечалось, власть и государство теснейшим образом связаны с силой. В демократическом, правовом государстве эта сила узаконена, более того, она строго подчинена нормам нрава. Государство становится правовым именно потому, что оно подпадает под власть права. С этой точки зрения можно, по-видимому, говорить, что праву принадлежит приоритет перед государством, и вслед за Л. Дюги утверждать, что "государство есть не что иное, как сила, отданная на служение праву".

В правовом государстве четко и точно определены как формы, пути и механизмы деятельности государства, так и пределы свободы граждан, гарантируемые правом. Это значит, что государство связано правом. Оно может издавать, принимать тот или иной закон только в рамках права. При этом само государство, в свою очередь, обязано действовать в рамках этого закона, подчиняться ему.

Иначе говоря, государство, издавшее закон, обязано уважать этот закон до тех пор, пока он действует. Соответственно, в государстве должны властвовать не отдельные личности, а право и законы. Правовое государство в отличие от деспотического или полицейского само себя ограничивает правом. Здесь ключевое значение имеет верховенство права и закона. Именно этот принцип в значительной мере обеспечивает правовой характер государства.

Представление о правовом государстве ассоциируется с двумя основополагающими принципами: порядок в государстве и защищенность гражданина. В правовом государстве только законно избранное правительство правомочно применять силу в качестве инструмента принуждения.

В то же время, как подчеркивал немецкий правовед XIX в. Р. Еринг, право никогда не может заменить или вытеснить основной стихии государства — силы. Слабость власти есть смертельный грех государства, она зачастую в глазах людей менее простительна, чем жестокость и произвол со стороны государства. Не случайно, например, в мусульманском мире средневековья был весьма популярен хадис: "имам-деспот лучше смуты". В Европе в период религиозных войн формировалось убеждение, что даже тирания лучше гражданской войны, ввергающей народ в хаос.

И действительно, нередко для большинства людей бывает важнее эффективность и дееспособность власти в обеспечении порядка в обществе, нежели ее легитимность и демократичность. Именно из-за слабости власти, ее неспособности защищать интересы как своих граждан, так и национально-государственные интересы Веймарская республика в Германии, созданная после Первой мировой войны, в начале 1930-х гг. рухнула под натиском национал-социалистического движения, установившего в Германии самую свирепую тираническую диктатуру. Точно так же во многом из анархии периода Гражданской войны в нашей стране родился тоталитарный большевистский режим.

В данном контексте правовое государство призвано достичь более или менее приемлемую гармонию между властью государства и принципом правовой самостоятельности подвластного. При таком понимании сила государства законна лишь в том случае, если она применяется в строгом соответствии с правом, всецело служит праву.

Причем закон, каким бы суровым он ни был, обязывает отдельного гражданина соблюдать правовые нормы и общепринятые правила поведения. Именно при таком подходе свободу можно рассматривать как право каждого индивида делать то, что позволяют законы. В правовом государстве законы имеют одинаковую силу для всех без исключения членов общества, независимо от их социального, политического или иного статуса, защита отдельного человека от власти и произвола соответствует защите всех.

При этом следует провести различие между законом и правом, законностью и правозаконностью. В целом трудно себе представить государство без законов и без определенных правовых норм. В этом плане любое государство есть определенный законом правопорядок. Можно сказать, что все древние и средневековые государства имели законы и правопорядок, при этом еще не будучи правовыми государствами. Причем это относится ко всем без исключения формам правления: деспотической, аристократической, олигархической, республиканской и др. То же самое относится и к современным тоталитарным государствам, которые зиждились на беззастенчивом нарушении основополагающих прав человека.

Правозаконность предполагает, что государство может принять, регулировать, модифицировать и исправлять законы не произвольно, а лишь в известных, установленных правом ограниченных пределах. Но история Нового и Новейшего времени знает немало примеров, когда даже в условиях демократии большинство может действовать законно и вместе с тем нарушая принципы правозаконности. Как правило, это почти всегда приводило к негативным результатам как для самого государства, так и для общества.