Лекция 7. Практика управленческой кризис-диагностики
В результате изучения главы студент должен:
знать
• понятие, сущность, цели и задачи проведения управленческой кризис-диагностики;
• методы, инструменты организации и проведения управленческой кризис-диагностики;
уметь
• проводить комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций;
• оценивать основные риски деятельности организации;
• применять методику организации и проведения управленческой кризис-диагностики;
владеть
• методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций;
• способностью оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений по результатам проведения управленческой кризис-диагностики;
• способностью находить организационно-управленческие решения.
Сущность и проблематика управленческой кризис-диагностики
Управленческая кризис-диагностика является необходимым элементом процесса управления. Сущность и особенности кризис-диагностики рассматриваются известными учеными и специалистами, например, в трудах И. И. Мазур, В. С. Анфилагова, М. А. Бахрушиной и др. При этом однозначное толкование понятия "управленческая кризис-диагностика" в литературе отсутствует.
Под термином "диагностика" принято понимать процесс, позволяющий выявить и изучить проблему. Диагностика является учением о методах и принципах распознавания болезни и постановке диагноза.
Применительно к экономической науке болезнью можно считать возникновение ситуации, которая может привести к кризису, в связи с чем управленческая кризис-диагностика позволяет выявить неблагоприятные тенденции с целью предотвращения кризисных явлений, определить причины, вызвавшие кризис и, самое главное, разработать необходимый комплекс мероприятий, направленных на минимизацию негативных последствий кризиса.
Таким образом, управленческая кризис-диагностика представляет собой инструмент планирования и финансового мониторинга, включающий широкий спектр аналитических и исследовательских процедур, выявлять узкие места в деятельности организации, определять причины возникновения кризисных явлений и оценивать их влияние на финансово-хозяйственную деятельность, а также прогнозировать вероятность банкротства организации. Целью управленческой кризис-диагностики является определение состояния исследуемого объекта на соответствие заданным ожиданиям или установленным критериям (нормативам). Объектом диагностики может являться как финансово-хозяйственная деятельность организации, так и ее отдельные бизнес-процессы.
Ключевой задачей управленческой кризис-диагностики являются возможность выявления проблем и дальнейшая разработка управленческих решений, направленных на предотвращение кризисных явлений, минимизацию негативных последствий при выявлении неблагоприятных тенденций и обеспечение эффективной системы управления. К основным функциям управленческой кризис-диагностики можно отнести:
• возможность получения необходимой информацией для принятия управленческих решений;
• определение неэффективных элементов в системе управления;
• выявление узких мест при осуществлении бизнес-процессов;
• определение неблагоприятных тенденций и анализ причин их возникновения;
• прогнозирование вероятности банкротства организации.
Реализация данных задач позволяет выявить дисфункции при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности и избежать возможного банкротства.
В рамках классификации управленческой кризис-диагностики можно выделить следующие ее типы:
1) по периодичности проведения:
• текущая;
• оперативная;
• перспективная;
2) по содержанию:
• комплексная;
• экспресс-диагностика;
• целевая;
3) по степени развития кризиса:
• превентивная;
• на начальных стадиях возникновения кризиса;
• в период кризиса.
Особенностью управленческой кризис-диагностики как элемента антикризисной политики является то, что на разных процедурах процесса банкротства инструментарий диагностики должен трансформироваться.
В учебной и научной литературе часто термины "диагностика" и "анализ" отождествляются. Наиболее точным, на наш взгляд, является определение Ш. А. Омарова, по мнению которого "диагностика" – более широкое понятие, чем "анализ" и "оценка", т.е. объединяет и содержит их в себе. Термин "анализ" в переводе с греческого означает разложение, разделение исследуемого объекта на части, отдельные элементы. По мнению А. Ф. Ионовой и Н. Н. Селезневой, экономический анализ – это способ познания хозяйственных процессов хозяйствующего субъекта, основанный на разложении целого на составные элементы, с целью изучения их взаимосвязи и взаимоподчиненности путем синтеза. Финансовый анализ представляет собой процесс исследования финансового состояния и результатов финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта. Существуют различные классификации видов экономического анализа по определенным признакам, в частности:
• по роли управления;
• объектам управления;
• периодичности проведения;
• субъектам управления;
• методам изучения объектов и т.д.
По роли управления принято выделять управленческий (внутренний) и финансовый (внешний) анализ.
Управленческий, т.е. внутренний, анализ, является неотъемлемым элементом процесса управления и направлен на удовлетворение информационных потребностей менеджмента хозяйствующего субъекта.
Финансовый, или внешний, анализ направлен, прежде всего, на удовлетворение информационных потребностей внешних пользователей, у которых отсутствует доступ к данным управленческого и бухгалтерского учета.
Управленческая кризис – диагностика проводится на основе собранной информации, сформированной по данным финансового и управленческого учета. Система учета включает в себя следующие стадии: сбор финансово-экономической информации; систематизация собранной информации; анализ и интерпретация полученной информации, составление бухгалтерской (финансовой) и управленческой отчетности.
Сбор информации является первичным этапом учетного процесса. В бухгалтерском учете все хозяйственные операции отражаются только на основании первичных учетных документов, составленных в соответствии с требованиями законодательства. В управленческом учете нет императивных требований к порядку формирования информации. Этот этап является ключевым, поскольку на основе собранной информации впоследствии менеджмент организации будет принимать стратегические и тактические решения. На втором этапе собранная информация должна быть систематизирована. В бухгалтерском учете такая систематизация обеспечивается за счет соблюдения основных принципов и методов ведения учета, в частности, документации, двойной записи, балансового обобщения информации. В управленческом учете порядок систематизации информации определяется целями и задачами менеджмента организации. Завершающим этапом любого учетного процесса является формирование отчетности, которая позволяет получить комплексную информацию о финансово-хозяйственной деятельности организации.
Процесс управления является непрерывным и осуществляется посредством различных методов, одним из которых является управленческая кризис-диагностика. Основной характеристикой, отличающей управленческую кризис-диагностику от финансового анализа, является то, что результат финансового анализа – констатация свершившихся фактов хозяйственной жизни, в то время как управленческая кризис-диагностика представляет собой элемент антикризисной политики, выполняющий, прежде всего, превентивную функцию и направленный на разработку, внедрение мероприятий, позволяющих своевременно идентифицировать риски организации, с целью недопущения кризисных явлений или минимизации их негативных последствий.