Практика оценки конкурентоспособности товаров
Телепрограмма производится при финансовой поддержке "Первого канала". Оценка производится в несколько этапов: 1) отборочный тур; 2) лабораторные испытания; 3) финал; 4) лабораторные испытания вне конкурса.
Рассмотрим порядок оценки на примере электрических чайников (конкурс проводился в 2007 г.).
Объектами были семь чайников разных фирм-производителей: № 1 TEFAL; № 2 BINATONE; № 3 BRAUN; № 4 BORK; № 5 MOULINEX; № 6 VITEK; № 7 BOSCH.
При отборе образцов учитывались три признака: объем (1,5 л); материал корпуса (пластмасса); степень автоматизации (автоматическое выключение). Производители выставленной на конкурс бытовой техники были засекречены и скрывались под номерами.
Членами отборочного тура были обычные покупатели обычного магазина. Каждый покупатель, став участником отборочного тура, получал возможность проголосовать только за один образец чайника. Покупатели оценивали внешний вид чайника и удобство использования.
После "народного голосования" были отбракованы образцы № 3 и № 5.
Все образцы (в том числе отбракованные) были направлены в экспертную лабораторию одного из центров стандартизации и метрологии. Специалисты провели испытания по таким характеристикам, как: 1) расход электроэнергии;
2) скорость закипания; 3) надежность; 4) удобство использования. По заключению экспертов, все представленные образцы показали одинаковые положительные характеристики.
При оценке надежности было установлено, что в образце № 2 была обнаружена ненадежная контактная группа, которая может привести к быстрой поломке чайника; в образце № 4 - зафиксировано слабое крепление крышки. Указанные образцы выбыли из борьбы за звание лидера "Контрольной закупки".
При оценке удобства использования было установлено, что чайник № 6 имеет узкое горлышко и острые края, его неудобно чистить; лучшую оценку получил прибор № 1.
Таким образом, в финал вышли образцы № 1 и № 7. У последнего имеется преимущество - наилучшая теплоизоляция, которая обеспечивает медленное остывание после закипания.
В рамках внеконкурсной экспертизы профессиональное жюри оценило образцы, забракованные "народным жюри", и выяснило, что в чайнике № 3 медленнее всего закипает вода и после закипания продолжается нагрев, что приводит к большому энергопотреблению и ухудшению качества воды; чайник № 5 из-за узкого горлышка неудобно чистить.
В качестве консультантов в передаче участвовали опытный покупатель (в рубрике "По секрету всему свету") и консультант магазина бытовой техники
Оценка конкурентоспособности в рамках потребительской экспертизы, организуемой журналом "Потребитель"
Объектом являются товары, поступающие на российский рынок, преимущественно сложнотехнические - бытовая техника (электробытовые машины и приборы), инструменты, садовая техника, видеотехника.
Основной объект оценки - товары-марки. В отдельных случаях оценивают конкурентоспособность укрупненных объектов-видов и групп товаров. Так, при появлении на рынке новых видов товаров дается их с сравнение с традиционными, например: оценка "термопотов" (чайников-термосов) с электрочайниками; "паровых станций" (бойлеры-утюги) с электроутюгами. Оценке могут подвергаться укрупненные объекты. Например, механическая малая техника (овощерезки, терки, мельницы) сравнивается с электрическим аналогом.
При тестировании оценивают (экспертным методом) технические характеристики товара - функциональность конструкции, эргономичность конструкции, ее экологичность и безопасность. В ряде случаев критической оценке подвергается инструкция к товару. Часто эксперты применяют социологический метод, когда опираются на мнение посетителей интернет-форума.
Комплексная характеристика дастся преимущественно в качественной форме - путем указания на сильные и слабые стороны изделия.
Поскольку выводы о конкурентоспособности делаются не на основе сравнения с конкретными товарами-аналогами, можно считать, что эксперты "отталкиваются" от некоторого эталона - гипотетического образца.
Достоинством экспертизы данного формата является не только констатация плюсов и минусов оцениваемого товара, но и оценка социального адреса - рекомендации для разных категорий потребителей и ситуаций эксплуатации.
Оценка конкурентоспособности в рамках потребительской экспертизы, организуемой журналом "Спрос"
Объектом являются как непродовльственные, так и продовольственные товары. Особенностью и достоинством оценки являются: перевод технических характеристик в потребительские показатели качества; учет весомости показателей; комплексная количественная оценка.
Методика оценки проиллюстрирована результатами оценки электродрелей (табл. 33).
Оценка показателей производится по 5-балльной системе. Комплексная оценка производится но формуле среднего взвешенного арифметического. На основе значения вычисленного комплексного показателя протестированное изделие относят к одной из пяти категорий: "отлично" (выше 4,5 баллов); "хорошо" (выше 3,5 баллов); "удовлетворительно" (выше 2,5 баллов); "с недостатками" (выше 1,5 баллов); "не рекомендуется" (до 1,5 баллов).
Как видно из табл. 33, лучшая модель Энкор может быть отнесена к категории "хорошо", а худшие модели - Ресурс и Sturm - к категории "с недостатками".
Результаты оценки представляются также в качественной форме путем идентификации сильных и слабых сторон протестированных моделей.
Особенности форматов оценки качества в рамках конкурентоспособности товаров представлены в табл. 34.
Таблица 33
Результаты испытаний электродрелей с ударным механизмом
Показатель |
% |
Значение показателя для электродрели торговой марки |
|||||
Энкор |
Калибр |
ТД "Канаково" |
Прогресс |
Ресурс |
Sturm |
||
ДУЭ-580ЭР/13 |
ДЭ-650 ЕРУ |
Д550 ЭРУ |
ДЭУ-610 К1 |
РДУ-500 |
ID2154 |
||
Эффективность работы, % |
40 |
4,6 |
3,7 |
3,4 |
3,5 |
3,1 |
3,8 |
сверление стали |
40 |
4,6 |
2,8 |
3 |
2,9 |
3,8 |
3,7 |
ударное сверление (бетон/кирпич) |
30 |
5 |
4,8 |
3,8 |
4,6 |
3 |
3,9 |
сверление древесины |
20 |
4,6 |
4,3 |
4 |
3,4 |
2 |
4,1 |
ввинчивание шурупов |
10 |
3 |
2,5 |
2,5 |
3 |
2,5 |
3,4 |
Удобство использования, % |
40 |
3,9 |
2,4 |
3 |
2,4 |
2,2 |
2,5 |
пусковой выключатель |
40 |
4 |
4 |
3 |
4,3 |
2 |
3 |
переключатель ударного режима |
30 |
4 |
2,4 |
3 |
2 |
1 |
3 |
дополнительная рукоятка |
20 |
3 |
3,6 |
3,4 |
4 |
4 |
1 |
плавность пуска |
10 |
4,5 |
3 |
2,4 |
4 |
3 |
2,4 |
Инструкция, % |
10 |
5 |
3 |
1,5 |
3 |
3,5 |
3 |
Уровень шума, % |
10 |
2 |
4 |
3,3 |
3,7 |
4 |
3,7 |
Итоговая оценка, % |
100 |
4,1 |
3,1 |
3 |
3 |
1,9 |
1,7 |
Таблица 34
Практика потребительской оценки качества
Аспекты оценки |
Форматы оценки |
|||
Научные исследования |
Потребительские тесты журнала "Потребитель" |
Программа "Контольная закупка" Первого канала ТВ |
Потребительские тесты журнала "Спрос" |
|
Объекты |
Проектируемая и опытная продукция |
Товары: поступающие на российский рынок; непродовольственные; преимущественно сложнотехнические |
Непродовольственные и продовольственные товары |
|
Субъекты |
Научные работники институтов, лабораторий, фирм, эксперты |
Эксперты |
Эксперты, покупатели |
Эксперты |
Оцениваемые характеристики |
Конструкция, технические характеристики, показатели качества |
Конструкция, технические характеристики |
Преимущественно показатели качества |
Конструкция, технические характеристики, преимущественно показатели качества |
Методы оценки характеристик |
Измерительные, экспертные, экспериментальные |
Экспертные, социологические (материалы, интернет-форумов) |
Измерительные, экспертные, экспериментальные |
Измерительные, экспертные |
Комплексная оценка |
Преимущественно комплексная взвешенная оценка |
В качественной форме, с указанием преимуществ и недостатков в выводах теста |
Определение победителей конкурса и внеконкурсная экспертиза |
Комплексная взвешенная оценка в баллах с отнесением к категории качества, указание на преимущества и недостатки в выводах теста |