Практический аспект проблемы соотношения природы и культуры

Вопрос о соотношении и взаимодействии природы и культуры носит отнюдь не только теоретический, философский характер. Так, исследователи выделили 11-летний солнечный цикл, вернее, ритм космического излучения, поскольку Солнце само находится под воздействием Галактики. Цикличность солнечной активности – процесс опосредованный. Его интенсивность влияет на природные процессы на Земле и на человека, в том числе на его хозяйственную деятельность, его психику. Кроме 11-летних четко прослеживаются 22-летние и 88-летние циклы.

Л. Н. Гумилев одним из первых проследил ритмику исторических событий, периодов наибольшей активности в социально-экономических процессах. Отсюда его теория "пассионарности", понятие этносов как природных образований, подверженных воздействию "энергетических импульсов", исходящих из космоса и вызывающих "эффект пассионарности", высшей активности, сверхнапряженности. Сейчас появилось много работ медиков о ритмах эпидемий, моров в древности. Космист-биолог А. Л. Чижевский еще в 1920-1930-е гг. публиковал работы "О соотношении между периодической деятельностью Солнца и эпидемиями холеры и гриппа" (1927), "Модификация нервной возбудимости под влиянием пертурбаций во внешней физико-химической среде" (1928), "Эпидемические катастрофы и периодическая деятельность Солнца" (1930), "Земное эхо солнечных бурь" (1938).

Новосибирским ученым-медиком В. П. Казначеевым прорабатывалась идея о том, что человек генетически наследует определенную геомагнитную матрицу, своеобразный импринтинг (отпечаток) геомагнитных условий, в которых формировался плод. Люди, перемещаясь по миру, попадают в совершенно иные геомагнитные поля, которые значительно изменяются в широтном направлении, возрастая от экватора к полюсам. Такие перемещения вызывают у людей ощущения психологического дискомфорта на новом месте, раздраженности и, как следствие, социальной напряженности. Переселяясь из стран "бедного Юга" на территории благополучного "богатого Севера", люди остаются, как правило, маргиналами даже после многолетнего проживания на новой родине, они исключены из общественных процессов, их претензия быть услышанными в процессе принятия важнейших социальных решений не реализуется. Не исключено, что эта неудовлетворенность вносит свою лепту в проявления экстремизма и его крайней формы – терроризма.

Глубина понимания корреляции между природой и культурой может влиять и на повседневную практику людей, принимающих те или иные решения. Так, мы являемся свидетелями (и участниками) массового увлечения европейцев так называемыми нетрадиционными, безлекарственными методами лечения. Бум китайской, вьетнамской, индийской, тибетской медицины, основанной на природных источниках воздействия на организм, может, однако, оказать "медвежью услугу" страждущим европейцам, желающим приобщиться к естественным источникам здоровья, если не будут учтены основы механизма этого воздействия, которые лежат в плоскости природы. Каждая из этих формировавшихся па протяжении длительного времени систем благотворного воздействия на человека, питалась соками определенной земли, определенных растений и определенного мировидения.

Сохранение природы, животных, растений необходимо не единственно по соображениям их пользы для человечества, по из уважения к природе самой по себе, к ее праву на существование. Иными словами, научно-техническая активность человека не может быть безграничной, не соотнесенной с его жизненной основой. М. Хайдеггер говорил, что целью истории является не покорение мира человеком, а создание "среды человеческого обитания", которая объединяла бы людей, включала бы людей и природу в единую жизненную ситуацию.

Как видим, культурные системы возникают, формируются и изменяются, безусловно, под воздействием природных факторов, в тесной связи с ними, но все же ими не определяются.