Практические задания
Задание 1. Прочитайте кейс "История Прохоровской мануфактуры" и ответьте на следующие вопросы.
• О каких структурных компонентах организационного поведения идет речь?
• Какими были особенности организационного поведения в дореволюционной России?
• Назовите основные ценности российской деловой культуры. Сравните два этапа ее развития: дореволюционный и современный. Можно ли проследить преемственность этих этапов? В чем они проявляются?
• Что такое социальная ответственность бизнеса? Как она развивалась и называлась в дореволюционной России? Выделите основные виды социальной ответственности в деятельности Прохоровской Мануфактуры.
• Перечислите основные черты развития семейного бизнеса и формирования класса предпринимателей в дореволюционной России, на примере династии Прохоровых.
История Прохоровской мануфактуры
Воплощением ценностей российской деловой культуры является история Прохоровской Трехгорной мануфактуры. Деловая культура династии Прохоровых формировалась на протяжении 120 лет. В результате была создана система хозяйствования, которая и в настоящее время признается образцом, достойным подражания. В ней был найден разумный компромисс между требованиями рыночной экономики – такими, как высокая доходность и эффективность, и здоровым укладом жизни народа, сформировавшимся в рамках православной христианской культуры.
История Трехгорной мануфактуры во всех ее аспектах являет собой яркий пример того, что духовность и нравственность произрастают не столько в интеллектуальной сфере, сколько зарождаются в глубинах почвы народной и питают, в том числе и деловую культуру, породившую такие традиции хозяйствования и благоустроения жизни работников, которые могут быть востребованы и сегодня.
Основатель мануфактуры – Василий Иванович Прохоров, будучи уважаемым человеком, уже в преклонном возрасте отказался от прибыльного пивоварения, так как всегда тяготился этим делом, считая его вредным для людей, а потому и неугодным Богу. Толчком для этого послужила его встреча с Ф. И. Резановым. Резанов, попав в поисках заработка на одно из ситценабивных производств, досконально изучил это дело и смог предложить свои знания и организационный талант для основания нового производства. Объединив капиталы В. И. Прохорова, его авторитет и связи в деловом мире с опытом и знаниями Ф. И. Резанова, компаньоны в 1799 г. открывают на Пресне новое ситценабивное производство. Василий Иванович видит в этом исполнение своего стремления делом служить людям.
В силу своих религиозных убеждений, основанных на принципах нестяжательства и милосердия, одной из первых своих задач он считает благоустроение жизни людей, работающих на его производстве, а также и живущих в районе, прилегающем к нему. С первых лет существования на Пресне он содержит одну богадельню, сначала при храме Иоанна Предтечи, затем открывает вторую при храме Николая Чудотворца на Трех Горах. Уже в первом десятилетии на мануфактуре есть фельдшер, а затем и врач, приходящий туда раз в неделю. Чуть позже, в эти же годы открывается своя амбулатория. Содержит В. И. Прохоров и приют, в котором воспитываются сначала 40 детей сирот. Во время войны с наполеоновскими войсками В. И. Прохоров был одним из первых купцов, пожертвовавшим большую сумму денег на ополчение. Он остался в Москве, охраняя свои производственные помещения и запасы продовольствия, в том числе и для работников, от разграбления войском неприятеля.
Мягкий характер, добрый нрав и сила нравственных принципов формировали взаимоотношения В. И. Прохорова со всеми людьми, в том числе и работавшими на его производстве. Для них он был авторитетом, и пользовался большим уважением, так как был старшим наставником и учителем, рачительным и заботливым хозяином, старавшимся сделать все от него зависящее, чтобы облегчить и благоустроить их жизнь и быт. Умирая, он оставил своим потомкам завет: "...живите не для богатства, а для Бога, не в пышности, а в смирении; всех и, кольми паче, брат брата любите...".
Во втором поколении особую память о Прохоровых оставил Тимофей Васильевич, сын В. И. Прохорова. Начиная с 1816 г., он занимается расширением производства – открывает ткацкую фабрику, активное участие в управлении которой принимают его братья. Все они – не просто хозяева, а специалисты, каждый в своей области, а потому – и учителя, и наставники для своих рабочих. Большое внимание уделяют они как воспитанию молодого поколения (приют, школа ремесленных учеников, курсы для девочек), так и взрослых рабочих. Для последних устраиваются воскресные классы и вечерние чтения, цель которых – повышение общего образовательного и нравственного уровня. На фабрике действуют правила поведения, разработанные Тимофеем Васильевичем, предписывающие трезвое и благонравное поведение, запрещающие прогулы и сквернословие, особенно в присутствии малолетних учеников. Невыполнение этих предписаний влечет за собой увольнение.
С именем Тимофея Васильевича связывают создание неизвестной тогда в России "самовоспроизводящсйся" системы хозяйствования, которую сегодня называют японской. Он по-новому решил вопрос комплектования штатов предприятия. До него специалистов выписывали из-за границы, а это было дорого и не решало проблемы в целом. В 1816 г. на фабрике открылась первая в России ремесленная школа. Часть дня дети обучались в фабричных мастерских, часть проводили в школе, где уроки вели приглашенные учителя. Дети занимались тем ремеслом, которое им нравилось. Тимофей Васильевич сам следил за процессом обучения. Мальчиков он принимал по контракту на четыре-пять лет, договор заключал с родителями. Таким образом, он сумел подготовить сплоченную команду образованных мастеров, которые работали на фабрике всю жизнь.
В 1833 г. Тимофей Васильевич покупает дом на Швивой Горке и открывает в нем фабрику-школу. Программа была составлена так, чтобы дети московских мещан становились мастеровыми, а из мастеровых – мастерами и учителями мастерства. Здесь были мастерские, спальни, кабинеты, классы. Помещение было так устроено, чтобы хозяин мог обозреть всю территорию за несколько минут.
В школе физический труд органично сочетался с умственным. Талантливому и усердному ученику платили жалование в 200 руб. – огромные деньги по тому времени! ОГЛАВЛЕНИЕ каждого ученика обходилось хозяевам в 260 руб. с налогами. Годовой расход на школу в 1842 г. составил 25 845 руб. Но эти деньги не пропадали даром, так как из воспитанников вырастали грамотные, а главное – верные мастера. Кроме этого, Тимофей Васильевич по-хозяйски использовал умения и таланты своих специалистов: нанимая на фабрику мастеров, заключал с каждым контракт, по которому они обязаны были обучать детей своему ремеслу и быть примером в работе. Безграмотные должны были посещать школу.
Прохоровы следили за всякого рода нововведениями в ткацком, красильном, ситценабивном и особенно в платочном деле и в России, и за рубежом. Особым отличием продукции Прохоровской мануфактуры была новизна и оригинальность рисунков. Они были продуктом творчества русских рисовальщиков, творчества, основанного на традициях орнаментов бухарского, персидского и византийского искусства. Особый успех имели рисунки восточного типа. Их творцом был Тарас Егорович Марыгин, воспитанник Прохоровской ремесленной школы. Деятельность этого самородка-художника продолжалась более 50 лет, и именно она придала самобытный облик товарам Прохоровской мануфактуры.
В 1833 г. Тимофей Васильевич отделяется от братьев, и руководителями фабрик становятся три его брата – Иван, Константин и Яков Васильевичи. Братья разделили между собой обязанности по управлению делами фабрик. Иван взял на себя управление ткацким делом и хозяйственной частью предприятий. Константин специализировался на красильной и ситценабивной аспектах производства. Яков отвечал за торговлю.
В 1820 г. Тимофей Васильевич открывает первый в России рабочий театр, который просуществовал до 1914 г. Он имел помещение и зал на 1300 мест. В спектаклях принимали участие рабочие, увлеченным режиссером был сам Тимофей Васильевич, а костюмы для спектаклей шила его мать Екатерина Никифоровна. Память о Тимофее Васильевиче Прохорове жила не только в устных пересказах, с 1862 г. его биография помещалась в школьных хрестоматиях, например в хрестоматии Сухотина и Дмитриевского, изданной в 1862 г.
Император Николай I во время промышленной выставки в Москве отметил братьев Прохоровых специальной благодарностью за организацию школы и приумножение благосостояния и нравственности народа. Другим промышленникам было рекомендовано организовать школы по образцу Прохоровской, которая положила начало профтехобразованию не только в России, но и в Европе.
У потомков Тимофея Васильевича остались философско-нравственные трактаты "О богатении", "О бедности", "О необходимости улучшения быта и нравственного состояния рабочих", в которых он осмысляет и формулирует цели и задачи каждого человека, занимающегося полезной деятельностью, а также определяет меру его ответственности с позиции православного верующего человека. Как видно, и во втором поколении сохраняется патриархальность во взаимоотношениях семьи Прохоровых с людьми, работающими на мануфактуре. Приют, школа, курсы поставляли высокопрофессиональных рабочих, мастеров и заведующих цехами, которые в течение многих десятилетий оставались на фабрике, составляли ее ядро и, конечно, определяли характер и атмосферу взаимоотношений.
Представители третьего поколения владельцев – Алексей Яковлевич и Иван Яковлевич были не менее деятельны, чем их предки. Они перестраивают церковь в Новом Ваганькове, старостой которой становится Иван Яковлевич. У церкви есть свой счет на ОГЛАВЛЕНИЕ богадельни и женских курсов, а также Попечительского совета. Братья основывают Товарищество Прохоровской Трехгорной мануфактуры, в правление которой входят рабочий II. В. Васильев и служащий В. Р. Келлер; рабочие становятся пайщиками. Но имеющая глубокие корни и объективные причины "патриархальность" отношений в основном сохраняется и при них. Даже отстраивая мануфактуру заново после пожара и переведя все производство в Серпухов, Иван Яковлевич ухитряется сохранить несколько сотен рабочих, выплачивая им часть (от 1/4 до 2/3) жалованья. После восстановления Трехгорки в 1881 г. эти рабочие составляют ее костяк.
В начале 40-х гг. XIX в. Прохоровы механизируют производство ситца, в 1841 г. на "Нижнем дворе" в Москве выстроен новый каменный фабричный корпус. В следующем году начинается переоборудование фабрики: из Бельгии получено два паровых котла, а с завода Шепелева – первая на фабрике паровая машина. Расширение производства поставило перед братьями вопрос об изменении формы собственности. 8 мая 1843 г. братья Прохоровы заключили между собой нотариальный договор об образовании Торгового дома "Братья И., К. и Я. Прохоровы".
С расширением производства и притоком большого количества сезонных и временных рабочих личностные, патриархальные отношения с большинством из них становятся невозможными. К 90-м гг. XIX в. на фабрике работает уже около 6 тыс. рабочих и служащих, отношения с которыми принимают договорный характер.
Представители четвертого поколения промышленной династии получили блестящее образование. Сергей Иванович окончил естественное отделение физико-математического факультета Императорского Московского университета, а Николай Иванович – юридический факультет. В управлении семейным делом братья распределили обязанности следующим образом. Сергей Иванович взял на себя техническую сторону производства, а в ведении Николая Ивановича находилась коммерческая деятельность Товарищества. Сергей Иванович известен своими достижениями в области химии, ее он поставил на службу делу. В 1882 г. на своей фабрике он открыл химико-аналитическую лабораторию, руководить которой стал один из лучших университетских педагогов – Освальд Карлович Миллер. Эта лаборатория решала задачу найти научно обоснованные способы определения качества продуктов, поступающих на фабрику. Крупным достижением химической лаборатории была постановка отбеливания хлопчатобумажных тканей на научную основу.
В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже Мануфактура получает высочайшие награды – Гран-При за промышленную деятельность, Золотую медаль "по санитарному делу и за заботы о быте рабочих"; Золотую медаль получает также школа ремесленных учеников, а лично Николай Иванович удостаивается ордена Почетного Легиона за промышленную и благотворительную деятельность.
Однако судьба готовила тяжкие испытания – события 1905 г., Первой мировой войны, революции 1917 г. В эти трудные времена Н. И. Прохоров поступал так, как подсказывала ему его совесть, и потому добрая память о нем сохраняется до сих пор – в рассказах потомков его бывших рабочих и всех тех, кто когда-либо о нем слышал.
Ярчайшим представителем пятого поколения Прохоровых был старший сын Николая Ивановича – Иван Николаевич Прохоров. Он был оставлен после национализации Мануфактуры консультантом-содиректором, поскольку был крупнейшим специалистом, сведущим во всех делах производства. Ивана Николаевича неоднократно арестовывали, однако каждый раз он опять возвращался на фабрику. Часто его спасали рабочие, отстаивая своего бывшего "хозяина-эксплуататора", да еще и бывшего офицера. Умер он в 1927 г. в возрасте 37 лет. Его похороны вылились в многолюдную демонстрацию; гроб рабочие несли на руках от ворот больницы до могилы на Ваганькове; по обеим сторонам всего пути следования стояли сотни людей, поэтому власти сочли необходимым вызвать конную милицию. Могилу закидали деньгами для вдовы и двух сирот – все понимали, что жить им не на что. Дочь Ивана Николаевича сохранила и передала в музей белую ленту с могилы отца, где черной краской безыскусной рукой рабочего написано: "С тобою хороним частицу свою, слезою омоем дорогу твою".
Имеется масса свидетельств того, что самые разные люди и через три поколения сохраняют добрую память о бывших хозяевах Трехгорки.
Таким образом, хозяйственная деятельность в дореволюционной России в нравственной основе своей определялась требованиями православного вероисповедания. Это была система хозяйствования, в которой интересы отдельных людей не приносились в жертву абстрактной идее экономической эффективности. Православная Россия шла к своему социальному рыночному хозяйству значительно раньше Западной Европы.
Задание 2. Прочитайте краткую биографию Николая Константиновича Байбакова и обсудите следующие вопросы.
• Какие ценности российской деловой культуры были свойственны Н. Байбакову?
• Сравните профессиональную карьеру представителей династии Прохоровых и Н. Байбакова, найдите общее и различия.
• Выделите несколько отличительных черт делового поведения руководителей в имперской и социалистической России.
• Как изменились стереотипы русского хозяйствования в эпоху социализма?
• Определите черты преемственности в хозяйственной деятельности в Московском царстве, Российской империи, СССР и современной России. Используйте для этого книгу "Домострой", описание карьеры представителей рода Прохоровых и Н. Байбакова.
Краткая биография Н. К. Байбакова (1911–2008)
Николай Константиновия Байбаков родился 6 марта 1911 г. в селении Сабунчи, позднее вошедшего в состав Баку, в семье рабочего бакинских нефтепромыслов.
В 1932 г. окончил Азербайджанский нефтяной институт по специальности "горный инженер по нефтепромыслам". С января 1932 г. работал инженером на нефтепромыслах Баку. Здесь он предложил новый метод закачки цемента в водяной пласт под высоким давлением, который позже получил название "Метод Байбакова".
В 1935–1937 гг. служил в Красной Армии на Дальнем Востоке.
В 1937 г. стал инженером, в июле того же года – главным инженером, а в марте 1938 г. – управляющим треста "Лениннефть" в городе Баку. В августе того же года Н. Байбаков стал управляющим объединения "Востокнефтедобыча" в Куйбышеве.
В 1939 г. возглавил Главное управление по добыче нефти Востока Наркомата топливной промышленности СССР. В 1940 г. из Наркомата топливной промышленности выделили Наркомат нефтяной промышленности, и Н. Байбаков стал заместителем наркома.
В 1942 г. Н. Байбаков был ответственным за уничтожение нефтяных скважин и нефтеперерабатывающих предприятий в Кавказском регионе. Это поручение дал ему лично Иосиф Сталин. "Товарищ Байбаков, Гитлер рвется на Кавказ. Он объявил, что если не захватит нефть Кавказа, то проиграет войну. Сделайте все, что нужно, чтобы ни одна капля нефти не досталась немцам. И имейте в виду, если Вы оставите немцам хоть одну тонну нефти, мы Вас расстреляем, – сказал он и после короткой паузы добавил: А если Вы уничтожите промыслы, Гитлер к ним не подойдет, а мы останемся без топлива – мы Вас тоже расстреляем"! "Вы не оставляете мне выбора, товарищ Сталин", – только и смог ответить Байбаков. "Выбор есть", – ответил Сталин и слегка постучал пальцем по виску.
Н. Байбаков создал группу, состоящую из опытных инженеров-нефтяников и специалистов взрывного дела. Было решено при приближении противника демонтировать и эвакуировать все ценное оборудование и вывести из строя малодебитные скважины. А особо богатые нефтью скважины продолжали работать и выводились из строя в самый последний момент.
В ноябре 1944 г. Н. Байбаков был назначен народным комиссаром нефтяной промышленности СССР. С марта 1946 г. – министром нефтяной промышленности южных и западных районов СССР.
С декабря 1948 г. по май 1955 г. занимал должность министра нефтяной промышленности СССР. В этот период благодаря разработке крупнейших месторождений Урало-Поволжья (прежде всего Ромашкинского нефтяного месторождения в Татарстане), добыча нефти в СССР начала быстро расти. Под руководством Н. Байбакова были внедрены многие передовые технологические процессы по повышению нефтеотдачи пластов.
В мае 1955 г. Н. Байбаков занял пост Председателя Государственной комиссии Совета Министров СССР по перспективному планированию народного хозяйства. В мае 1957 г. – пост Председателя Госплана РСФСР и одновременно заместителя Председателя Совета Министров РСФСР.
Н. Байбаков не смог сработаться с Первым секретарем ЦК КПСС Н. Хрущевым. Он был противником хрущевского преобразования министерств в Советы народного хозяйства (совнархозы). Его понизили в должности и назначили руководителем Краснодарского совнархоза. Однако и в провинции он проявил свой талант руководителя: благодаря его упорству в 1964 г. удалось вовремя ввести в эксплуатацию нефтебазу "Шесхарис" в Новороссийском порту – самый крупный в Европе нефтетерминал, имевший стратегическое значение для развития нефтяной промышленности СССР и выхода на мировой рынок. За 30-летний период, с 1964 по 1996 г. нефтебаза "Шесхарис" превратилась в крупнейшую экспортную базу страны с перевалкой более 50 млн тонн нефти и нефтепродуктов в год, поставляемых в 23 страны мира.
В 1963 г. Н. Байбаков занял должность председателя Северо-Кавказского совнархоза.
С 1963 по 1965 г. работал председателем Государственного комитета химической и нефтяной промышленности при Госплане СССР – министром СССР.
В 1964 г. Октябрьский Пленум ЦК КПСС освободил Н. Хрущева от всех должностей. А в 1965 г. его преемник Л. Брежнев вновь назначил Н. Байбакова Председателем Госплана СССР. На этой должности он проработал два десятилетия.
Н. Байбаков внес большой вклад в развитие нефтяной и газовой отрасли СССР, его считают крупнейшим специалистом в области создания современных и эффективных способов добычи и переработки нефти. При его участии обоснованы новые методы разработки уникальных месторождений Западной Сибири, Средней Азии, Республики Коми, Оренбургской области и других регионов, а также – транспортировки газа на большие расстояния.
В 1985 г. Н. К. Байбаков вышел на пенсию, но еще три года работал государственным советником при Президиуме Совета Министров СССР. Затем работал в Институте проблем нефти и газа Российской Академии наук, где руководил нефтегазовой секцией научного совета. Он является автором около 200 научных трудов и публикаций. Умер Н. К. Байбаков 31 марта 2008 г. Вошел в историю как крупнейший государственный деятель, родоначальник отечественной нефтяной и газовой промышленности, ведущий специалист и организатор в области освоения нефтяных и газовых месторождений.
Награжден званием Героя Социалистического Труда, орденами Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, За заслуги перед Отечеством. Лауреат Ленинской премии за открытие и разработку газоконденсатных месторождений. Доктор технических наук.
Задание 3. Подготовьте проект-презентацию с использованием мультимедийных средств на тему: "Современная российская деловая организация: традиции и ценности организационной культуры". Изложите свое собственное видение проблемы, проанализировав исследования, посвященные анализу российской деловой культуры. Покажите взгляд иностранных исследователей и специалистов на особенности ведения бизнеса в России. Проанализируйте существующие стереотипы восприятия российской деловой культуры. Выявите исторические корни российской деловой культуры.
Задание 4. В приведенном ниже кейсе показывается восприятие иностранцем России и поведения русских. Прочтите его и ответьте на следующие вопросы.
• Согласны ли вы с характеристиками, которые дает русским финская журналистка? Насколько стереотипными являются ее высказывания?
• Проанализируйте кейс с точки зрения известных вам параметров деловой культуры (универсализм – партикуляризм, индивидуализм – коллективизм и т.д.).
У них что-то с головой, у этих русских
Живя в России, следует усвоить один очень важный момент, а именно: в каких ситуациях можно а) нарушать правила, б) толковать их в какую угодно сторону и в) когда, напротив, надо соблюдать правила от и до.
Исходный пункт следующий: ни одно правило не является абсолютным. Любой русский знает, что правила существуют не ради всеобщего блага; они суть бессмысленные выдумки мелкотравчатых бюрократов. Обычного для скандинавов представления о моральном императиве, который заставляет следовать закону, в России не существует.
Нет никаких моральных императивов – есть только разные способы выжить в ненадежном, несправедливом и непредсказуемом обществе. Поэтому русские, прокладывая свой путь в бурном море общественной жизни, даже не помышляют о всеобщем благе. Они думают лишь о благе своем и своих близких.
Это не имеет ничего общего с эгоизмом, напротив, русская культура по своей природе культура коллективная. Однако не рационалистская. На общество полагаться нельзя – полагаться можно лишь на самого себя...
...Никогда нельзя рассчитывать на то, что в России представители власти знают законы, которым должны следовать. Власти – это отнюдь не инстанция, к которой гражданин может обратиться в затруднительных обстоятельствах; это неминуемая головная боль, с которой гражданин вынужден как-то справляться.
Такое положение вещей делит русских на две группы. Люди из первой группы не испытывают никакого уважения к бюрократам. Спокойно и целеустремленно они обходят систему, если понадобится. Разумеется, они это делают не в открытую и не постоянно, а только если это в их интересах. Это не протест, а лишь хладнокровное понимание того, что предписания часто не имеют разумного основания и поэтому их не стоит понимать буквально.
Люди из второй группы неукоснительно следуют каждому предписанию. Они делают это не по убеждению, а ради того, чтобы не к чему было придраться. Иными словами, это люди, по натуре своей боязливые и не любящие рисковать. Естественно, что им хуже всего приходится в русском обществе и им же чаще всего достается наименее престижная работа...
...Сегодняшняя Россия представляет собой общество, на котором лежит отпечаток множества противоречий. Иностранец, приехавший в Россию впервые, бывает поражен, например, тем, какими угрюмыми и невежливыми кажутся русские. Купить автобусный билет равносильно подвигу, и отношение официантки в ресторане кажется оскорбительно равнодушным.
Но параллельно существует и очаровательная старомодная вежливость. Это в московском метро попивающие пиво молодые люди встают, как только в вагон входит какая-нибудь старушка, и уступают ей место. Это в России не успеешь ты войти в вагон поезда, как подбегает какой-нибудь юный джентльмен и предлагает помочь внести сумки в купе и забросить их на полку.
Сколько раз меня бесило пренебрежительное отношение чиновников, служителей правопорядка и обслуживающего персонала. В то же время я редко сталкивалась с такой доброжелательностью и вниманием со стороны ближних, как в России...
...В России самое важное – быть вместе. Общение с друзьями и близкими настолько главнее всего остального, что даже не воспринимается как приоритет. Когда тебя приглашают в гости в русский дом, эго редко бывает формальной вежливостью. Приглашают тебя искренне, и хозяева бурно радуются, когда гости появляются в прихожей. Русские любят принимать гостей, потому что это означает долгий веселый вечер с друзьями – лучшее, что может быть на свете. Почти само собой разумеется, что гости должны заночевать у хозяев, иначе вечер закончится слишком рано... Меня принимают в компанию полностью – мои радости, мои печали, всю меня как я есть. Русские всегда готовы принять тебя и не пасуют перед темами, на которые финны не говорят и которых особенно избегают во время всеобщего веселья. В России жизнь во всем ее многообразии – часть общения. Люди смеются и плачут вместе, не придавая этому слишком большого значения.
Выражение "хорошо сидим" – самое русское выражение из всех, что я знаю. Так говорят, когда сидишь в компании хороших друзей с тарелкой закусок и стаканом водки. Короче, когда тебе действительно хорошо.